Папалукас Спирос



Когда родился: 1892

Где родился: Десфина, Фокида

Когда умер: 3 мая

Где умер: Афины

Страна: Российская империя

Жанр: живопись

Где учился: Афинская школа изящных искусств

В каком стиле писал: Импрессионизм




Биография

Родина художника, село Десфина, сейчас.

Спирос Папалукас родился в селе Десфина, у подножия Парнаса. Его отец был мореплавателем на корабле судовладельца из близкорасположенного Галаксиди. Оставив море, отец открыл в селе магазин, но скоро погиб. Спирос, которому тогда было 6 лет, и 5 его братьев остались на попечение мамы и деда. Часы прогулов малеханького Спироса превосходили часы его посещения школы. Учитель школы сетовал, что ученик его не слушает и повсевременно отрисовывают. Спирос стал обучаться иконописи у местного богомаза. В 1906 году он отправился «зайцем» на пароходе в Пирей, где по прибытию стал работать в мастерской иконописи. В 1909 году был принят в Афинскую школу роскошных искусств где обучался до 1916 года у Георгиоса Яковидиса, Георгиоса Ройлоса, Димитриоса Гераниотиса, Спиридона Викатоса,Стефаноса Ланцаса и Павлоса Матьопулоса. Будучи ещё студентом, 7 раз получил 1-ые призы на конкурсах. С 1917 по 1921, продолжил учёбу в Париже в Академии Жюлиана и академии Гранд-Шомьер. В годы учёбы во Франции, Папалукас находил финансовую поддержку у торговца картинами, грека Иконому, который продавал его картины и обеспечивал его работой декоратора в дворцах Версаля. Греческий живописец Когевинас, Ликургос, получив заказ хиосского коммерсанта Аргентиса на выполнение копии картины Делакруа «Хиосская резня» взял Папалукаса в ассистенты. Сейчас копия находится в историческом музее острова Хиос.

Малая Азия

После поражения и капитуляции Османской империи в Первой мировой войне, в мае 1919 года греческая армия, по мандату Антанты, взяла регион Смирны под собственный контроль. Мандат предписывал Греции контроль региона на 5 лет (до проведения референдума). Военными живописцами экспедиционной греческой армии стали местные смирненские живописцы, самым известным из которых был Георгиос Прокопиу. Но Прокопиу с 1920 года был назначен приказом командующего экспедиционной армией, Леонида Параскевопулоса «полевым кинематографистом». В 1921 году, в процессе похода на Анкару, Военное министерство мобилизовало для освещения событий группу фотографов и группу живописцев, в качестве военных репортеров. В группу живописцев входили Родоканакис, Павлос, Византиос, Периклис и Спирос Папалукас. Для роли в походе Папалукас оборвал свою учёбу в Париже. Византиос уже успел организовать в Прусе, где он служил, индивидуальную выставку и с 1921 года считался «армейским художником». Наименее известным из трёх был Родоканакис. Приказ художникам был писать не только лишь военные да и жанровые сцены. Греческая армия продолжила пришествие, но не смогла взять Анкару и в порядке отошла вспять за реку Саггариос. Греческий историк Д.Фотиадис писал по этому поводу: «тактически мы одолели, стратегически мы проиграли». Греческое монархистское правительство удвоило подконтрольную ему местность в М Азии, но способностями для предстоящего пришествия не располагало. Сразу, не решив вопрос с греческим популяцией региона, правительство не решалось эвакуировать армию из Малой Азии. Фронт застыл на год. Весной 1922 года в афинском Заппион была организована «Военная выставка», где были выставлены работы трёх живописцев, также работы военных фотографов. Критик Ф.Политис писал о работах Папалукаса, что живописец «был опьянён жарким солнцем Востока. Он лицезреет только Солнце. И пробует изловить его лучи собственной краской. Объёмы людей, ряды боец, теряют свою материальность, пропадают в этом свете». Выставка прошла с огромным фуррором. Было принято решение перенести выставку в Смирну. Решение стало роковым для работ живописцев. В августе 1922 года фронт был прорван. Продвижение турок к Смирне сопровождалось истреблением коренного греческого населения Ионии:357. Греческая армия оставила Смирну. Последовали сожжение городка турками и резня населения:356. В процессе резни и сожжения городка, работы живописцев были утеряны. Число работ живописцев превышало 300. Но греческий писатель Дукас, Стратис пишет, что только Папалукас растерял в Смирне 500 собственных работ.

Художнику удалось спастись и вывезти в Грецию только 32 собственных рисунка и 5 акварелей, доносящих в наши деньки отголоски той резни.

Следующие годы

Возвратившись из Малой Азии, потрясённый истреблением населения Смирны и потерей фактически всей собственной работы, живописец уединился на полуострове Эгина. В том же году, встретившись в Афинах со свои другом Стратисом Дукасом, Папалукас уехал на Афон, где пробыл практически год (ноябрь 1923 — ноябрь 1924) исполняя пейзажи, изучая византийскую живопись и делая копии церковных произведений искусства. Часть этих его работ в 1924 году была выставлена в Белоснежной башне, македонской столицы, городка Фессалоники. В том же году живописец отправился на полуостров Лесбос, где написал ряд пейзажей. В 1927 году Папалукас одолел на всегреческом конкурсе и получил заказ на роспись храма Благовещения в городке Амфиса. Решение жюри, в каком состояли Орландос, Анастасиос, Пикионис, Димитрис, Захос, Аристотелис и Партенис, Константинос было единогласным. Живописец окончил свою работу в храме в 1932 году. В период 1930—1940 Папалукас выставлял свои работы вкупе с другими членами группы «Искусство». Он также делал декорации и костюмчики для Государственного театра Греции, «Театра Котопули», и расписывал стенки и фасады личных и общественных построек. Он также продолжил свою деятельность в качестве богомаза, расписал ещё несколько церквей, также Археологический музей Ираклиона. В период 1935—1937, вкупе с С.Дукасом, Н.Хадзикириакосом-Гикасом, Д.Пикионисом и С.Карандиносом, Папалукас издавал авангардистский журнальчик «Τретий глаз» (Το Τρίτο Μάτι). В 1940 году он был назначен советником муниципалитета Афин по вопросам градостроительства, также директором Городской галереи городка. С 1945 по 1951 год преподавал на строительном факультете Афинского политехнического института. В 1956 году был избран доктором Афинсой школы роскошных искусств. Папалукас погиб в Афинах в 1957 году, будучи общепризнанным как один из корифеев современной греческой живописи. После погибели Папалукаса Государственная галерея Греции организовала выставку ретроспективу его работ в 1976 году. Культурный центр муниципалитета Афин организовал выставку произведений художника в 1982 году. В ноябре 2006 года дочь и единственная наследница художника, Асимина Папалука, подарила практически все работы собственного отца «Фонду изобразительных искусств и музыки Β & Μ Теохаракис», основоположник которого был учеником Папалукаса.

Работы

Спирос Папалукас был огромным знатоком художественных течений собственной эры, но в той же мере огромным знатоком византийского искусства. Его работы соединяют импрессионизм Сезанна, Матисса и Ван Гога с духовностью византийских богомазов. Его посещение Афона и долгое пребывание на «Святой горе» оказало огромное воздействие на его работу, такое что живописец писал афонские пейзажи на протяжение многих следующих лет. После Афона Папалукас заявлял: «Если кто или эстетически не соображает византийское, пусть позволит мне увидеть ему, что он не соображает до конца древнее греческое. А когда живописец не соображает греческое прошедшее, то как он может создавать греческое будущее ?». Не считая церковной живописи и пейзажей, Папалукас написал огромное количество портретов, самым соответствующим из которых был Ребёнок с подтяжками (1925). Воздействие Папалукаса на современных ему и следующих греческих живописцев было не малым, так как он своими работами показал, что современное искусство и эллинизм не являются понятиями несопоставимыми.

Искусствоведы и живописцы о Папалукасе

Фотис Кондоглу знал Папалукаса ещё по Парижу. Он писал что всё время что Папалукас жил в Париже, он не ощутил никакую из радостей этого прославленного городка, который как магнит притягивает юных людей и одурманивает их. Папалукас оставался закрытым в собственной «крепости», не обращая внимание на жизнь, которая бурлила вокруг него. Единственное что его заинтересовывало, это его искусство. Живописец и писатель Никос-Гавриил Пендзикис пишет, что в обилии нынешнего эллинизма, несущего груз древности, происхождение Папалукаса, с его сознанием крестьянина, хорошим от тех, кто ведёт себя как коммерсант, вынуждает его быть настороженным к новаторствам. Чтоб не принёс Папалукас из-за границы, он пересадил его и выращивал потому что он делал при пересадке виноградника. Никто не сумеет утверждать, что его (винградника) продукция не является местной. Живописец и настоятель святогорской галереи, Маркос Камбанис, пишет, что Папалукас нашел на Афоне, что «в Византии были работы, где трудности композиции и цветов, которые занимали современных ему живописцев, были уже решены». Взор Папалукаса на византийское искусство не был консерватизмом либо возвращением в прошедшее. Академик и историк искусства Хрисанф Христу отмечает, что в отличие от Партениса, о котором тяжело сказать что у него были ученики либо даже продолжатели у Папалукаса они были В особенности в пейзаже вкупе с Малеасом и Михалисом Иконому, Папалукас является отправной точкой для его юных коллег, с тем чтоб смелее идти дальше.

Литература

Σ. Παπαλουκάς, Θητεία στον Άθω, Αγιορείτικη Βιβλιοθήκη, Αθήνα 2003. ISBN 960-87331-1-1.

Другие материалы в этой категории: « Папанайоту Ставрос Пантазис Периклис »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный