Эдуард Гертнер родился в 1801 году в Берлине. В 1806 году он переезжает с мамой, вышивальщицей по золоту, в Кассель. Там он в десятилетнем возрасте получает 1-ый урок рисования. В 1813 году они оба переезжают назад в Берлин. Через год Гертнер начинает шестилетнее обучение на Царской фарфоровой мануфактуре. Сам живописец потом был недоволен способами обучения на мануфактуре.
Не считая поверхностных познаний о перспективе, все что я делал на мануфактуре было быстрее препятствием, чем полезностью для меня, потому что я там занимался только вырисовыванием кругов, окаймовок и огранок.Во время обучения Гертнер посещал класс рисования в Академии художеств. После обучения на мануфактуре Гертнер стал художником по фарфору. В 1821 году он поступил на должность художника по декорациям в ателье художника царских дворцовых театров Карла Вильгельма Гропиуса, у которого он проработал до 1825 года. За работой над сценическими декорациями, частично по наброскам Карла Фридриха Шинкеля, он продолжил своё обучение строительной живописи, которая стала его главным жанром. В эти годы он уже участвовал на выставках в Академии художеств (в их он повсевременно участвовал до 1872 года), получил 1-ые заказы и сумел реализовать первую картину королю Фридриху Вильгельму III. Улучшение денежного положения отдало ему возможность уехать на три года в Париж. Это было не последнее его путешествие, но самое принципиальное для его развития, как художника. Может быть, он многому научился от британских акварелистов, как к примеру Джона Констебла, которые открыли себе в это время все ещё средневековые городские виды Парижа. Картины Гартнера стали более отточенными, он научился воспользоваться светом и воздушной перспективой. Тогда же он совсем решил, что его основной темой станут городские пейзажи.
Развитие и признание Двор Шлютера в Берлинском дворце, 1830 Ивановская площадь в Столичном Кремле, 1839После возвращения из Парижа Гертнер в 1828 году поселился в Берлине и начал работать как свободный живописец. Он женился в 1829 году. Со собственной супругой Генриеттой у него было 12 малышей, один из 7 отпрыской погиб скоро после рождения. В следующую декаду им были сделаны бессчетные виды царской резиденции, которая как раз в это время преображалась под воздействием архитектуры Шинкеля. Сразу он для царских заказчиков писал виды дворцовых резиденций Бельвю, Шарлоттенбург, Глинике и Потсдам. Картины отлично продавались. Повелитель, к примеру, купил некоторое количество видов городского дворца. Живописец стремительно заполучил публичное признание. В 1833 году Гертнера принимают в действительные члены Академии художеств, как многообещающего живописца. Через год он начал свою самую известную работу, панораму Берлина из 6 частей. Незадолго ранее Шинкель окончил постройку церкви в Фридрихсвердере. Её плоская крыша стала любимым местом для прогулок городских жителей — с крыши можно было оглядеть все самые достойные внимания строения городка. Тут Гертнер делал свою панораму, которую скоро также выкупил повелитель. Вторую версию панорамы Гертнер передал русской императрице Александре Федоровне, супруге Николая I и дочери Фридриха Вильгельма III во время одной из собственных поездок в Петербург и Москву в 1838—1839 годах. Во время этих путешествий он написал некоторое количество видов обоих городов.
Кризис и новое направление творчестваВ 1840 погиб Фридрих Вильгельм III, длительно поощрявший Гертнера и купивший у него 21 картин. Его отпрыск Фридрих Вильгельм IV резко поменял политический и культурный климат в стране. Его вкусу отвечали древнегреческое и итальянское искусство. Не считая того ему нравилась германская государственная романтика, направленная на средневековье. Он также купил некие картины Гертнера, но скоро стало ясно, что живописец растерял собственного важного клиента. Скоро он попал в сложную финансовую ситуацию. В поиске новых поприщ Гертнер познакомился с активистами пока ещё нового движения — защиты строительного наследства. Как предусловие для защиты и реставрации разрушающихся прусских памятников архитектуры была запланирована каталогизация этих строений. Для этого во время длительных поездок по деревням и городкам провинции Пруссия живописец сделал ряд акварелей. Сразу в это время были написаны картины, которые также содержали строительные мотивы, но приемущественно обрисовывали ландшафты и природу страны. Эти картины предназначались для реализации в Берлине — в слаборазвитой сельской местности не было довольно богатой клиентуры. Исключение составлял город Трон на Висле. Во время поездок туда он познакомился с обеспеченными городскими жителями, которые позже стали его многолетними заказчиками. Не все его картины имели фуррор, многие остались не проданы.
Погибель и наследствоС пришествием 2-ой половины XIX века и развитием конкуренции со стороны фото, Гертнер стал равномерно терять популярность. В 1870 году он с супругой покинул ставший неспокойным Берлин и поселился в селе Флекен-Цехлин (на данный момент это район Райнсберга). Там он погиб 22 февраля 1877 года. Его супруга подала прошение в Академию художеств на годичную пенсию в размере 150 марок, но получила отказ.
Эдуард Гертнер на некое время пропал из истории искусства. Только во время «Немецкой выставки века» 1906 года его работы были опять показаны. По значимости его стали ассоциировать с итальянцем Каналетто. Маленькие выставки проходили в 1968 и 1977годах, большой показ его произведений был приурочен к 200-летию со денька рождения в 2001 году и проходил во Дворце Ефраима в Берлине.
Творчество
Техника Перспектива Москвы около Кремлевской стенки в Александровском саду, 1838 Набросок, видно как полотно расчерчено на многообещающие квадратыЭдуард Гертнер работал с точностью конструктора. Как техническое вспомогательное средство для подготовки холста он вероятнее всего использовал камеру обскуру. Это можно достаточно не боясь утверждать, хотя сам живописец этого в собственных дневниках не упоминал. Но там повсевременно повторяются выражения, как «рисовальная машина» и «аппарат», которые указывают на это оборудование. Не считая того, есть огромное количество рисунков построек, выполненные на кальке. В коллекции Гертнера находятся огромное количество ранешних фото с видами Берлина. Он вероятнее всего интересовался развитием новейшей техники, но не использовал фото для собственной работы.
Панорама БерлинаПанорама Берлина считается наибольшим достижением Гертнера. В ней он использовал очень распространённый в XIX веке метод утехи и назидания публики. Панорамы высотой до 14 метров и окружностью до 120 метров приблизительно с 1790 года демонстрировали в огромных городках Европы ландшафты, исторические действия и виды городов. Не считая того существовали маленькие панорамы, на которые смотрели через увеличительные линзы. Гертнер избрал свою форму панорамы. Он, по видимому, с самого начала возлагал надежды, что повелитель купит произведение и сделал панораму в форме нескольких картин, которые просто можно будет повесить в помещении. 360° панорамы он поделил на два триптиха, два крыла которых были размещены под углом в 45° к средней части. Таким макаром создавалась убедительная перспектива. Гертнер сделал четкое описание городского ландшафта Берлина и сразу показал на картине несколько живых жанровых сцен. Свет дневного летнего солнца определяет тёплый цвет картины, косое падение подчеркивает пластичность сооружений. Видны мужчины, дамы и детки в разных ежедневных ситуациях, не считая того картину населяют огромное количество животных. Положение художника включено в композицию и создает фронтальный план. Этим принципом нередко пользуются создатели панорам, чтоб выделить пространственную глубину. Здесь Гертнер отрисовывают себя, свою супругу и двоих собственных деток. На картине видны именитые современники: Шинкель, Бейт, Александр фон Гумбольдт. Фридрих Вильгельм III «оказал особо милостиво своё удовольствие» первыми 3-мя картинами — готовая панорама была в 1836 году установлена во дворце Шарлоттенбург. Панорама сделала художника известным и принесла ему в следующем огромное количество новых заказов.
Панорама Берлина с крыши Фридрихсвердерской церкви (1), 1834
Панорама Берлина с крыши Фридрихсвердерской церкви (2), 1834
Панорама Берлина с крыши Фридрихсвердерской церкви (3), 1834
Смена стиляСкоро после погибели Фридриха Вильгельма III в 1840 году изменяется стиль живописи Гертнера. Он подвергается воздействию нового духа времени и личному вкусу нового короля. Общее развитие перебегает от классицистической ясности к быстрее романтичному взору на природу и историю, к идеализации. На картинах Гертнера появляются ландшафты с драматическими видами туч, в каких архитектуре оставляется только подчинённо-декоративная роль. Гертнер завладевает романтичным репертуаром: вертикальные горы, огромные деревья (предпочтение отдается извечно германскому дубу), руины на хоть какой вкус, цыгане. Художественное качество этих картин тоже достаточно высоко, но они получили еще меньше признания, чем городские виды прошедших лет. Таким макаром Эдуард Гертнер остаётся в памяти сначала как строительный живописец, который следил и запечатлел город Берлин в один из важных отрезков его истории.
Галерея
Парохиальштрассе в Берлине, 1831
Новенькая Караульня в Берлине, 1833
Кёнигсштрассе и Кёнигсбрюке (Царская улица и Царский мост) в Берлине, 1835
Руины монастыря Ленин, 1858
Рынок с собором святого Николая в Генте
Комната, 1849
Панорама Кремля в Москве, 1839
Литература
Irmgard Wirth: Eduard Gaertner. Der Berliner Architekturmaler. Propyläen, Frankfurt am Main u. a. 1979, ISBN 3-549-06636-8. Dominik Bartmann : Eduard Gaertner 1801—1877. Begleitband zur Ausstellung im Museum Ephraim-Palais, Berlin, 2001. Nicolai, Berlin 2001, ISBN 3-87584-070-4.Ссылки
Банк произведений Эдуарда Гертнера на веб-сайте Zeno.org Eduard Gaertner — Веб-сайт выставки 2001 года в дворце Эфраима, Берлин Каталог литературы в германской государственной библиотекеПанорама Берлина с крыши Фридрихсвердерской церкви (1), 1834
Панорама Берлина с крыши Фридрихсвердерской церкви (2), 1834
Панорама Берлина с крыши Фридрихсвердерской церкви (3), 1834