Шампань Филипп де




Биография

Родился в Брюсселе в бедной семье, стал учеником пейзажиста Жака Фукьера. В 1621 году перебрался в Париж, где работал с Николя Пуссеном над украшением Люксембургского дворца под началом Николя Дюшене, на дочери которого он позднее женится.

После погибели покровительствовавшего ему тестя Шампань начал работать для королевы-матери Марии Медичи, также для кардинала Ришельё, для которого он украсил дворец, церковь и другие строения. В 1648 году стал членом царской академии живописи и одним из её основоположников. Вместе с Симоном Вуэ являлся более почитаемым художником эры. С 1654 соперничал с Шарлем Лебреном, участвовал в украшении дворца Тюильри под его управлением.

К концу жизни интенсивно занимался педагогической деятельностью, посреди его учеников был Жан Морен. Не оставил печатных трудов, но сохранились его лекции и комменты, записанные в 1660-х годах Андре Фелибьеном.

«Тройной портрет кардинала Ришельё», 1637, Государственная Галерея, Лондон

С 1640 года Шампань подпадает под воздействие янсенизма. После того, как его парализованная дочь расчудесным образом была излечена в монастыре Пор-Рояль, в стенках которого она обитала, Шампань написал нетипичную для него работу — вотивную картину «Ex-Voto de 1662», в реальный момент находящуюся в Лувре, где он изобразил свою дочь и мать-настоятельницу. Скончался живописец в Париже.

Работы

Шампань оставил довольно огромное количество полотен, по большей части на религиозные сюжеты, но из его наследства больший энтузиазм для последующих поколений представляют портреты, самыми известными из которых оказались изображения Ришельё. Также он писал портреты Мазарини, Людовика XIII, Кольбера, виконта Тюренна, Карла II Британского, также Блеза Паскаля, Вуатюра, архитекторов Жака Лемерсье и Франсуа Мансара, и других важных лиц той эры.

В ранешний период творчества находился под воздействием Рубенса, но с течением времени его манера приобретает огромную сухость и строгость. Его портретная живопись в реальный момент ценится больше религиозной, которая ничем не выделяется на фоне обыденных барочных полотен тех пор.

В конце XIX — начале XX века на страничках Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона давалась последующая рецензия творчеству художника:

«Картины этого художника имеют некое сходство с произведениями Н. Пуссена, не превосходят их в отношении силы, ясности и естественности колорита; напротив того, по ним видно, что, сравнимо с Пуссеном, Ш. был в наименьшей степени даровит находчивостью фантазии и даром композиции, высококлассным мастером он является в большей степени в собственных портретных работах, отличающихся узкой передачей нрава изображенных лиц, вкусом их постановки, рельефностью лепки, блеском красок и тщательностью выполнения…»

Галерея

Портрет кардинала Ришельё

Портрет Франсуа Мансара и Клода Перро

Портрет виконта Тюренна (кусок)

Ex-voto 1662

Портрет кардинала Ришельё

Портрет Франсуа Мансара и Клода Перро

Портрет виконта Тюренна (фрагмент)

Ex-voto 1662

Другие материалы в этой категории: « Шанжене Жан Шаммартен Шарль Эмиль Калланд де »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный