Альберт Пинкхэм Райдер родился в 1847 году в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс. У Райдеров было четыре малышей; Альберт был младшим из их. В 1867 году Райдеры уехали в New-york, где их старший отпрыск содержал ресторан и гостиницу. К этому времени Альберт уже какое-то время занимался живописью, рисуя в главном пейзажи.
Хотя старенькые публикации нередко изображают Альберта Райдера самоучкой и отшельником, современные исследования его жизни обосновывают, что это не так. В Нью-Йорке он брал уроки живописи у художника Уильяма Эдгара Маршалла, а с 1870 по 1873 учился в Государственной академии дизайна. В 1877 году он предпринял своё 1-ое путешествие в Европу, где изучал работы живописцев барбизонской и гаагской школ, которые наложили глубочайший отпечаток на его собственное творчество. В том же году он стал одним из основоположников Общества американских живописцев (англ.)русск., к которому также принадлежали Огастес Сент-Годенс, Роберт Суэйн Гиффорд (англ.)русск., близкий друг Райдера Джулиан Олден Уир, Джон ЛяФарж (англ.)русск. и Александр Хельвиг Уайент (англ.)русск.. Большая часть его работ этого периода представляли собой пейзажи, выдержанные в духе тонализма.
С возрастом известность Райдера росла. В 1880-e и 1890-e он часто выставлялся и получал отличные отзывы от критиков. В эти годы его картины стали более таинственными и поэтичными; обычно они изображали — в зыбучей, расплывчатой манере, — литературных и мифологических персонажей посреди загадочных призрачных пейзажей. Писал он энергично и довольно небережно, мешая лак с красками, в итоге чего многие его работы находятся сейчас в нехорошем состоянии: с течением времени они темнели и осыпались либо, напротив, не просыхали до конца месяцами.
Около 1900 года погиб отец Райдера. Отныне он фактически не стал заниматься живописью, только время от времени дописывая либо переделывая свои старенькые работы, которые были разбросаны в кавардаке по его нью-йоркской квартире. Знакомые, посещавшие его в те годы, свидетельствуют, что он, разумеется, с того времени никогда не убирался: его дом был завален мусором, всюду стояли немытые тарелки с засохшими остатками старенькой пищи, пол и мебель были покрыты густым слоем пыли. Он был замкнут и конфузлив и, по всей видимости, не нуждался в чужом обществе, но редчайших гостей воспринимал с гостеприимством, также поддерживал контакты со старенькыми знакомыми. К 1915 году здоровье его очень усугубилось, и в 1917 году он погиб в доме друга, ухаживавшего за нездоровым художником. Похоронен он был в родном Бедфорде.
Тем временем популярность Райдера в артистичных кругах только увеличивалась. В 1913 году 10 его полотен были представлены на известной Арсенальной выставке, ознаменовавшей рождение нового искусства США. В 1918 году, спустя год после погибели художника, Метрополитен-музей организовал крупную ретроспективную выставку. Творчество Райдера воздействовало на многих живописцев следующего поколения, в том числе на юного Джексона Поллока.