Дэйн Радьяр (при рождении Даниэль Шенневьер, Daniel Chenneviere) родился 23 марта 1895 года в Париже. Был одарённым ребёнком. В 12 лет перенёс серьёзную болезнь и операцию, подорвавшие его здоровье. В возрасте 16 лет закончил Сорбонну, став бакалавром философии. В течение пары лет посещал музыкальные курсы Парижской консерватории, но не успел окончить её в связи с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной.
В возрасте 18 лет, вдохновлённый Ф.Ницше и О.Шпенглером, Радьяр написал книжку о Клоде Дебюсси («Claude Debussy and His Work», 1913). В то же время начал писать музыку. В трёх его самых ранешних из сохранившихся фортепианных пьесах и в струнном квартете видно воздействие Дебюсси и позднего романтизма. В предстоящем его музыкальный стиль стал более резким, изменившись после посещения премьеры в мае 1913 года «Весны священной» И.Стравинского, пророческой, по воззрению Радьяра, работы.
Радьяр писал рецензии для местного журнальчика, куцее время работал секретарём у Огюста Родена, общался в артистичной среде.
Философские исследования привели его к выводу, что бытие носит повторяющийся нрав. Радьяр считал, что западная цивилизация находилась на осенней стадии увядания, а себя считал её порождением, «семенем», которому нужно прорасти на новейшей и злачной культурной почве. По этой причине в возрасте 21 года он отправился в «Новый Мир», Америку, с целью самореализации.
Переезд в Америку. Музыкальный модернизм. (1916—1930)В ноябре 1916 года Радьяр, получивший маленькое валютное наследие, приехал в New-york.
Валентина де Сен-Пуа4 апреля 1917 года его оркестровые аранжировки и уникальные композиции были исполнены в Метрополитен-опера на мультимедийном представлении танцовщицы Валентины де Сен-Пуа (фр.)русск. «Metachorie» — абстрактном синтезе танцевальных движений, поэзии, музыки, геометрических форм, цветов и запахов. В предстоящем Радьяр утверждал, что это была самая конструктивная музыка, которую можно было услышать в Америке в то время. Представление, премьера которого свершилась за два денька до объявления Америкой войны Германии, потерпело беду.
С 1917 по 1919 год пребывал в Нью-Йорке и Филадельфии, также Канаде, где он издал томик собственных стихотворений и открыл себе музыку А. Н. Скрябина. В январе 1920 года переехал в Калифорнию, где играл эпизодические роли в театре и кино, писал статьи на разные темы, открыл магазин восточных продуктов. В 1922 году выиграл приз в 1000 баксов на написание оркестровой работы для Филармонического оркестра Лос-Анджелеса, но написанная им композиция «Soul-Fires» так и не была исполнена, сочтённая очень конструктивной основным дирижёром оркестра.
В то же время Радьяр повстречал Сасаки Роши (Sasaki Roshi), 1-го из первых японских учителей дзэн в Америке, который заинтриговал его исследованием восточной философии и оккультизма. В те же годы Данниэль Шенневьер взял для себя псевдоним Радьяр (Rudhyar), однозвучный санскритскому корню rudra IAST («активное действие») и имени ведийского бога Рудры. Его предстоящий энтузиазм к востоку активировался приобщением к теософии и теософскому обществу, с которыми он познакомился, когда в 1920 году его попросили написать музыку для представления в штаб-квартире общества.
Радьяр сыграл приметную роль в истории южноамериканского модернизма, движения в традиционной музыке 1920-х годов. С 1922 года Радьяр был членом Интернациональной гильдии композиторов, с 1925 — «Нового музыкального общества» Г.Коуэлла. На первом концерте общества было премьерное выполнение оркестровой работы Радьяра «The Surge of Fire» (1921). Его ранешние произведения были сильными и экспрессивными, схожими в собственной выразительности на работы Ф.Листа и А.Скрябина.
В конце 1920-х Радьяр написал много больших музыкальных работ, но они все кроме «Five Stanzas» (1926) и «Sifonietta» (1928) были исполнены много позднее. Сам же он много концертировал по Калифорнии и не только лишь, исполняя свои фортепианные произведения. Радьяр также писал статьи и книжки по музыке, посреди которых — «Dissonant Harmony» (1928), «Rebirth of Hindu Music» (1928), «The New Sense of Sound» (1930).
В 1926 году Радьяр стал гражданином США. В 1930 году женился на М.Контенто (Malya Contento).
Знакомство с астрологией. «Астрология личности». (1931—1969)К 1931 году из-за личных событий, заморочек, обусловленных Величавой Депрессией, и циклических отказов по его воззваниям за грантом в «Guggenheim Fellowship» (англ.)русск. о поддержке его работы, Радьяр практически закончил музыкальную деятельность.
С 1931 года он жил в Санта-Фе (Нью-Мексико) и Калифорнии, где и провёл огромную часть собственной жизни. В те же годы состоялось знакомство с Марком Эдмундом Джонсом (англ.)русск., который заинтриговал Радьяра астрологией и передал ему откопированные на мимеографе лекции.
К. Г. ЮнгПостигая астрологию, Радьяр изучал психические труды К. Г. Юнга и, находясь также под воздействием книжки «Холизм и эволюция» (Holism and Evolution) Я.Смэтса, обдумывал объединение астрологии и аналитической психологии. К 1933 году он уже каждый месяц писал статьи для астрологических журналов American Astrology и Horoscope Magazine, а в 1936 году, воодушевлённый своим другом Алисой Бейли, подготовил монументальный труд «Астрология личности» (The Astrology of Personality). Предложенный Радьяром в книжке подход к психической интерпретации гороскопов принят многими практикующими астрономами.
В период с 1938 по 1954 год Радьяр сделал для себя имя как абстрактный живописец, в том числе участвовал в «Группе трансцендентальной живописи» и написал существенное число картин (маслом, акварелью и тушью).
В 1945 году Радьяр развёлся с первой супругой, а скоро опять женился. В общей трудности он был женат четырежды, в последний раз — в 1977 году на Л.Раэль (Leyla Rael).
В 1949-1950-х годах пианист У.Масселос (англ.)русск. отдал в Нью-Йорке ряд важных концертов из работ Радьяра.
Популярность. Писательская работа. Музыкальный ренессанс. (1970—1985)С 1930-х годов Радьяр посвящал значительную часть собственного времени астрологии, и большая часть из его практически пятидесяти книжек и сотен статей посвящено астрологии.
Долгие и длительные годы, находясь в почёте в астрологической среде, вне её Радьяр оставался неведомым. Для заработка он писал статьи для журнальчика «American Astrology» и других. Но в 1970-х с появлением движения Нью-эйдж его книжки стали печататься большими издательствами, и посреди первых книжек была «Практика астрологии» («The Practice of Astrology»), изданная в 1970 году в Penguin Books.
Не считая книжек по астрологии Радьяр был создателем книжек по философии («Rythm of Wholeness», 1983), эстетике и социальной критике («Culture, Crisis and Creativity», 1977), написал нескольких сборников стихотворений, два художественных произведения («Rania — An Epic Narrative», написанная в 1930 году, и «Return from No Return (A Paraphysical Novel)»).
Астрологические работы Радьяра влияли на движение Нью-эйдж в 1960—1970 годах, в особенности на хиппи в Сан-Франциско, где он жил и давал нередкие лекции. Он написал несколько работ о «планетарном сознании» и философии Новейшей Эпохи, в 1972 году представил, что астрологическая эпоха Водолея начнётся в 2062 году.
С середины 1970-х у Радьяра был плодотворный период в музыке. В 1976 году свершилась премьера его симфонической поэмы «Воин» (The Warrior), написанной им в 1921 году, в 1982 году опубликовал книжку о музыке «The Magic of Tone and the Art of Music». Благодаря помощи собственной четвёртой супруги Л.Раэль Радьяр окончил серию фортепианных композиций, два струнных квартета, 5 огромных оркестровых произведений и другие работы.
Дэйн Радьяр погиб в возрасте 90 лет 13 сентября 1985 года в Сан-Франциско, Калифорния, США.
Творчество
В астрологии Астрология личностиКнижка, после которой Дэйн Радьяр стал общепризнанным авторитетом в астрологии, была его первой книжкой по данной теме: «Астрология личности» (The Astrology of Personality, 1936). Книжка, вызвавшая восхищение у писателей Г.Миллера и А.Нин, была размещена в издательстве А.Бейли Lucis Publishing и посвящена ей.
В книжке Радьяр постулировал, что звёзды не оказывают воздействия на людскую жизнь, но движение Солнца, Луны и планет по Зодиаку является символическим языком («алгеброй жизни»), при помощи которого можно обрисовать психические силы, действующие в людской личности. Таким макаром Радьяр смещал фокус внимания от наружных событий, происходящих с личностью, к её внутренней жизни, делая акцент на свободе воли и способности человека к индивидуации.
Радьяр утверждал, что астрология не является по существу предсказательной дисциплиной (тем паче наукой), но быстрее содействующей интуитивному прозрению. Он считается одним из астрономов, которые признают, что астрология — это оккультная практика.
Гуманистическая и трансперсональная астрологияПоначалу Радьяр называл собственный новый подход к интерпретации «гармонической астрологией» (harmonic astrology), но в предстоящем переименовал его в «гуманистическую астрологию» (humanistic astrology). Это современное астрологическое движение отторгает научный подход к астрологии в пользу глубинной психологии, холистической и восточной философии. И конкретно благодаря Радьяру произошёл сдвиг в современной астрологии от предсказательной интерпретации гороскопов к психической.
В 1969 году Радьяр основал Интернациональный комитет гуманистической астрологии (International Committee for Humanistic Astrology). Последовавшая за этим декада была одним из самых плодотворных периодов его жизни. В тот же период он закладывал базы новейшей ветки астрологии, которая была сосредоточена на исследовании изменённых и возвышенных состояний сознания, и которую он именовал «трансперсональной астрологией». Радьяр именуется одним из первых, кто ввёл в употребление и обусловил термин «трансперсональный».
В музыкеВ собственных музыкальных композициях Дэйн Радьяр, обычно, использовал диссонирующие гармонии. Но его музыка отлична от работ А. Шёнберга, П. Булеза либо А.Веберна и быстрее припоминает «удивительную разновидность обогащённого консонанса». Радьяр описывал свою музыку как «синтонную» (syntonic), делая акцент на том, что она смакует фактическое звучание нот, а не связи меж ними.
На музыкальное мышление Радьяра воздействовали Анри Бергсон и теософия. Он рассматривал композиторов как медиумов, писав, что «новый композитор» это «больше не композитор-сочинитель, но вызывающий чувства колдун. Его материал это его музыкальный инструмент, жива, загадочная суть, наделённая своими своими актуальными законами, саркастическая к схемам, пугающе живая».
Наружные аудиофайлы Музыкальная композиция Д.Радьяра «Stars» в выполнении У.Масселоса (William Masselos).Более самобытную музыку Радьяр писал для фортепиано, в том числе серии «Tetragram» (1920-67) и «Pentagram» (1924-26), также «Syntony» (1919-24) и «Granites» (1929). Посреди самых узнаваемых его композиций именуется «Stars». Радьяр оказал воздействие на неких композиторов начала двадцатого века, включая Рут Кроуфорд, Карла Раглса, также членов группы, собравшейся вокруг Генри Коуэлла, известной как «ультра-модернисты». Коуэлл дал дань почтения Радьяру, написав пьесу для фортепиано «A Rudhyar» (1924).
Историки музыки отводят Радьяру роль «младшего, но значимого игрока второго состава» в драматической истории взаимодействия американской музыки и модернизма. Он считается одним из несправедливо позабытых композиторов, чьё творчество трансформировало атмосферу американской музыки 1920-х годов.
В 1970-х музыка Радьяра была вновь открыта композиторами Д.Тенни (англ.)русск. и П.Гарлэндом (Peter Garland), который выразил мировоззрение, что наилучшие музыкальные работы Радьяра были «в 1920-х и… 1970-х!!!», другими словами когда ему было уже больше 80 лет. Гарлэнд печатал статьи и партитуры Радьяра в своём журнальчике «Soundings», а в 1976 году в Калифорнийском муниципальном институте был проведён симпозиум, посвящённый творчеству композитора. Современный энтузиазм вызывают его струнные квартеты 1979 года «Advent» и «Crisis and Overcoming». В 2009 году был выпущен диск «Four Pentagrams — Paeans — Granites» с композициями для фортепиано в выполнении Р.Сквиббса (Ron Squibbs).
В целом Радьяр относился к музыке как средству для духовного преобразования человека, и в этом лицезрел свою цель как композитора.
В философии Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. В живописи Наружные изображения Выборка картин Д.РадьяраВ 1938—1941 годах Дэйн Радьяр состоял в «Группе трансцендентальной живописи» (Transcendental Painting Group) в Санта-Фе (Нью-Мексико). Мысль трансцендентальной живописи заключалась в попытке передать красками психические архетипы. Радьяр был избран вице-президентом группы, написал её манифест и статью «The Transcendental Movement in Painting». Картины Радьяра выставлялись в галерее Арсуна (Arsuna gallery), также он использовал их в качестве иллюстраций для брошюр и книжек по астрологии.
Критика
Гуманистическая астрология Радьяра подвергается критике, также как и вся астрология в целом, за то, что лишает людей их рациональности, того, что является отличительной особенностью человека, в пользу символического безотчетного. По воззрению Л. Е. Джерома, гуманистическая астрология Радьяра является самым эзотерическим направлением астрологии, и заглавие «гуманистическая» для неё не является подходящим. Джером отмечает, что этот раздел астрологии склоняет современного человека погрузиться в архетипический символизм отдалёких протцов, отдав свою психику на волю случайных воздействий астрологической магии: «Для простого разума, верящего в магию и её действенность, довольно всего только словесного намёка на куколку, проткнутую иголками, либо на Сатурн, входящий в символ Скорпиона, чтоб вызвать болезнь либо даже смерть». По воззрению Джерома, преклоняться перед волшебными «велениями звёзд», отказавшись от свободной воли и рациональности, это не то, что может для себя позволить гуманист, заботящийся о благе населения земли в современном мире.
Психолог И.Келли считает, что неувязка всех работ Радьяра по астрологии заключается в том, что он туманно излагает свои идеи и, может быть, преднамеренно путано. И невзирая на то, что цель гуманистической астрологии состоит в помощи людям жить более богатой и осмысленной жизнью, символизм, применяемый Радьяром, имеет настолько неясное значение, что неясно каким образом индивид может наполнить свою жизнь более богатым смыслом с его помощью.