Анисфельд Борис Израилевич



Когда родился: 14 октября 2 октября

Где родился: Бельцы

Когда умер: 4 декабря

Где умер: Коннектикут




Биография

Родился в местечке Бельцы Бессарабской губернии в семье управляющего имением Срула Рувиновича Анисфельда и его супруги Гитли Ициковны. Предки желали его созидать скрипачом.

1895—1900 — без особенной подготовки поступил в Одесскую рисовальную школу, где обучался у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди, которую окончил в числе наилучших.

1901—1909 — как выпускник Одесской школы, был без экзаменов принят в Петербургскую Академии художеств, где был определён в класс батальной живописи доктора П. О. Ковалевского, известного также профессионально исполненными изображениями лошадок, где пробыл недолго. Потом, снова же недолго, учился в мастерских И. Е. Репина и в конце концов оказался у Д. Н. Кардовского, блестящего рисовальщика.

1901 — член объединения «Мир искусства», участвовал также в выставках «Союза российских живописцев».

Живопись

1906 — работы Анисфельда отбирает С. П. Дягилев для выставки «Мира искусства», которые благорасположенно принимают критики. Положительные отзывы поступают и от мэтров: М. В. Нестерова и других.

В Париже в рамках «Осеннего салона», где стараниями Дягилева была устроена именитая «Выставка российского искусства», одним из 7 российских живописцев, избранных действительными членами парижского Салона, стал и студент Академии художеств Борис Анисфельд. Это почётное звание позволяло в дальнейшем раз в году, без конкурса, выставляться на этом престижном показе. После фуррора за рубежом живописец становится нужным и дома: Третьяковская галерея «взяла» его натюрморт «Цветы», его картины начинают получать собиратели.

Как живописец известен также видами сказочных грёз и феерий (Восточная легенда, 1905, Третьяковская галерея; Магическое озеро, 1914, Российский музей); живописец стремился к особенной, ирреальной передаче цвета.

Графика

Сотрудничал с журнальчиками, в том числе с «Жупелом». В издательстве «Шиповник» для открытки употреблялся его сатирический журнальный набросок, другой его набросок — «Садко» — вышел на открытке «Общины Святой Евгении».

Театральные работы

Более органичным методом самовыражения стало для него искусство театра. Дебютировал как сценограф, оформив спектакль «Свадьба Зобеиды» по Г.фон Гофмансталю (1907, театр В. Ф. Комиссаржевской, режиссёр В. Э. Мейерхольд).

1909 — работал для «Русского балета» С. П. Дягилева, исполняя декорации по наброскам Л. С. Бакста и других мастеров.

Без помощи других оформил балеты:

«Подводное царство» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1911, постановка «Русского балета» С. П. Дягилева), «Исламей» М. А. Балакирева (1912, Мариинский театр, балетмейстер М. М. Фокин), «Прелюды» Ф. Листа и «Семь дочерей Горного Короля» А. А. Спендиарова (1912—1913, антреприза Анны Павловой в Берлине), «Египетские ночи» А. С. Аренского (1913—1914, антреприза М. М. Фокина в Берлине и Стокгольме), «Видение розы» на музыку К. М. Вебера «Сильфиды» на музыку Ф.Шопена (1914, антреприза В. Ф. Нижинского в Лондоне) и ряд других.

США

1917 — Анисфельд получил приглашение Бруклинского музея Нью-Йорка с предложением устроить выставку, и осенью 1917 года, незадолго до октябрьских событий, получив разрешение комиссариата Академии художеств, семейство Анисфельдов выехало через Сибирь и Далекий Восток в Японию, и с 1918 года основался в Нью-Йорке. Выставка (1-ая индивидуальная выставка художника) вправду свершилась в Бруклинском музее благодаря известному южноамериканскому критику Кристиану Бринтону, большенному фанату российского искусства и творчества Анисфельда в том числе.

Плодотворно сотрудничал с театром «Метрополитен Опера», а с 1921 — и с Чикагской оперой, оформляет огромное количество спектаклей, балетов, опер и проч. Но мир изменяется, и «алхимику цвета» уже нереально подстраиваться под престижный «конструктивизм» — и в 1928 году «Метрополитен-опера» отторгает его декорации к балету «Турандот». Роман с театром закончен навечно, и живописец, переехав в Чикаго, прямо до 1957 года преподавал в местном Художественном институте. Интенсивно работал и как станковист, создавая полотна в духе декоративно-лирического экспрессионизма, в 1940—1950-е годы исполнил цикл картин на евангельские темы.

Погиб Анисфельд в Уотерфорде (шт. Коннектикут) 4 декабря 1973.

Библиография

Бенуа А. Художественные письма // Речь. 1912. № 4. Боулт Дж.Э. Живописцы российского театра. 1880—1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. М., 1994. С.22. ISBN 5-210-00232-2 Воинов Вс. Б. И. Анисфельд // Новое время. 1912. № 3. С.18. Грабарь И. Письма. М., 1977. Т.2. С.116. Давыдова М. В. Очерки истории российского театрально-декорационного искусства. М., 1974. С.151. Левинсон А. Российские живописцы декораторы // Столица и усадьба. СПб., 1916. № 57. С.14. Нестеров М.В. Письма. М., 1965. С.175. Муниципальный Российский музей. Живопись. 1-ая половина ХХ века. Каталог. А—В. Т.8. СПб., Palace Edition, 1997. С.28-30.

Другие материалы в этой категории: « Анушкевич Ричард Андре Карл »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный