Чекко ди Пьетро




Биография

Чекко ди Пьетро работал в последней четверти XIV века только в Пизе и на прилегающих к Пизе территориях с их городами и церквями. Произведений, имеющих его подпись, или приписываемых ему по стилистическим признакам очень мало.

Основной период творческой активности живописца приходится на вторую половину XIV века. Даты его рождения и погибели неопознаны. В архивах сохранился документ от 13 июля 1351 года, сообщающий, что некоторый «Чекко Пьери», был связан с художником из Лукки Паоло ди Ладзаро, и работал в его бригаде подмастерьем. Если тут речь идёт о Чекко ди Пьетро, то живописец мог родиться примерно около 1330 года. В 1371 году Чекко ди Пьетро упоминается в документах в связи с подновлением фресок в Кампосанто. Там он вместе с Франческо ди Нери да Вольтерра работал над восстановлением сцен с историей Иова, написанных ранее флорентийцем Таддео Гадди. Фресковые росписи огромного погребального дворца Кампосанто в своё время были исполнены большими мастерами из различных городов Италии, там работали пизанец Франческо Траини, флорентийские живописцы Буонамико Буффальмакко, Таддео Гадди и Андреа Бонайути, Антонио Венециано из Венеции, Спинелло Аретино из Ареццо и сиенец Таддео ди Бартоло. Работа в Кампосанто почти во всем обусловила сложение творческого стиля Чекко ди Пьетро. 1-ые подписанные произведения Чекко датированы 1374 и 1377 годами, как следует, к тому времени он уже стал самостоятельным художником. В 1380 году Чекко упоминается в качестве «anziano del popolo» Пизы, другими словами «народного старшины» — одна из административных должностей в средневековой Пизе. 12 августа 1385 года он получил плату за роспись хоругви для Пизанского собора, в последующие за этим годы оставил свои подписи на нескольких произведениях. Фресковые росписи в церкви Сан Мартино в Пизе, датированные знатоком пизанской живописи Энцо Карли 1395 годом, свидетельствуют о том, что мастер был активен и в последнем десятилетии XIV века. В документе от 28 марта 1402 года Чекко упоминается уже как погибший.

Огромное воздействие на формирование Чекко ди Пьетро имел Франческо Траини, который довольно конструктивно включил в своё творчество заслуги сиенской школы живописи. По всей вероятности, Чекко был его учеником и сотрудником по мастерской. Не считая того, исследователи лицезреют в его работах следы воздействия Луки ди Томме и Антонио Венециано. 1-ая из узнаваемых сейчас подписанных работ сотворена Чекко в 1374 году, это так именуемая «бандинелла» — икона для процессий, которую он написал для братства Баттути ди Сан Симоне в Пизе (сейчас в музее Сан Маттео, Пиза). 3-мя годами позднее (1377) для церкви Сан Раньери Чекко написал алтарную картину «Оплакивание Христа со святыми» (Пиза, музей Сан Маттео); в центре произведения заместо обычной Мадонны с малышом он изобразил «Пьету», другими словами Богоматерь с телом мёртвого Христа на руках, а по сторонам 6 фигур святых. В 1370—80-е годы он пишет огромное количество изображений «Мадонны с малышом», достаточно однотипных: Мадонна в их восседает на троне в одном и том же положении, изменяются только позы малыша; время от времени, у её ног возникают донаторы; более популярная посреди их «Мадонна с малышом, держащим щегла и пучок проса» (ок. 1372, Копенгаген, Государственный музей), она имеет подпись художника. 1386 годом датируется несколько подписных произведений: полиптих «Распятие и восемь святых» (Пиза, музей Сан Маттео), «Мадонна с младенцем» (Портленд, Музей искусства, коллекция Кресса) — возможно, это центральная панель полиптиха, другие четыре створки которого с изображениями святых находятся сейчас в Авиньоне, музей Пти Пале (Св. Варфоломей, св. Пётр, св. Николай и Иоанн Креститель). Согласно документам, в 1395 году Чекко ди Пьетро расписал фресками капеллу в церкви Св. Мартина в Пизе. В марте 1402 года его отпрыск Марко вступил в права наследия; как следует художника к этому времени уже не было в живых.

Иоанн Креститель, деталь полиптиха, 1386, Авиньон, Пти Пале

Св. Пётр, деталь полиптиха, 1386, Авиньон, Пти Пале

Мадонна с малышом, деталь полиптиха, 1386, Портленд, Музей искусства,

Св. Варфоломей, деталь полиптиха, 1386, Авиньон, Пти Пале

Св. Николай, деталь полиптиха, 1386, Авиньон, Пти Пале

Полиптих "Распятие и восемь святых", 1386г, Музей Сан Маттео, Пиза Чекко ди Пьетро. Мадонна с малышом. 14в. Музей роскошных искусств, Тур.

Более известным станковым произведением Чекко ди Пьетро является большой «Полиптих ди Аньяно», который он написал по заказу архиепископа Морикотти для монастырской церкви Сан Джероламо в Аньяно (сейчас в коллекции Палаццо Блу, Пиза; детали пределлы в музее Сан Маттео, Пиза и в Музее роскошных искусств, Дижон). Произведение датируется 1386-95 годами. На нём нет подписи художника, авторство установил итальянский искусствовед Энцо Карли. Полиптих имеет три яруса; в среднем живописец изобразил Мадонну с малышом на троне, по сторонам от неё Св. Николай, св. Иероним, св. Бенедикт, и св. Маргарита; в верхнем ярусе: святые Маврикий, Екатерина Александрийская, Стефан, Пётр, Лаврентий, Агнесса и Пласидо, в пинаклях — евангелисты Марк, Иоанн, Матфей и Лука; венчает полиптих изображение благословляющего Христа. С этим произведением связана скандальная история. Меж 1930 и 1936 годами оно находилось на вилле Тоблер с целью реставрации. В 1937 году на прежнее место в церкви была установлена копия алтаря, выполненная известным реставратором и имитатором древней живописи Ичилио Федерико Йони. В 1944 году церковь попала под бомбёжку и алтарь умер. Все же до сего времени ряд исследователей утверждает, что сохранившийся полиптих из Палаццо Блу - подделка, а в церкви умер подлинник.

Не считая перечисленного, Чекко ди Пьетро приписывается ещё несколько работ, раскиданных по музеям и личным коллекциям различных государств: «Похороны св. Бернарда» (Париж, Лувр), «Св. Иероним в келье» (Музей Рейли, Сев. Каролина), «Мадонна с младенцем» (Тур, Музей роскошных искусств). Творчество Чекко ди Пьетро носило местный, локальный нрав, а его эклектичная манера не имела больших последователей и продолжателей. При жизни он имел достаточно большой фуррор, но число дошедших до наших дней его произведений поразительно невелико.

Св. Иероним в келье. Ок 1370. Рэйли, Музей Сев. Каролины

Мадонна с малышом. Ок. 1372. Копенгаген, Музей искусства

Полиптих из церкви Сан Джероламо, Аньяно, 1386-95.

Распятие. Деталь пределлы Полиптиха из Аньяно. Музей Сан Маттео, Пиза

Успение св. Бернарда. Деталь пределлы Полиптиха из Аньяно. Дижон, Музей роскошных искусств

Св. Бернард в собственной студии. Деталь пределлы Полиптиха из Аньяно. Личное собрание.

Перечень произведений Чекко ди Пьетро

Четыре панели от полиптиха из Музея Пти Пале, Авиньон: «Св. Варфоломей», «Св. Пётр», «Св. Николай», «Иоанн Креститель». Центральная часть этого алтаря — «Мадонна с младенцем» в Музее искусства, Портленд; «Мадонна с младенцем» — Копенгаген, Муниципальный музей (имеет подпись и кусок даты); «Мадонна с младенцем» — Флоренция, коллекция Салокки; Триптих «Распятие со святыми Екатериной, Петром, Иоанном Крестителем и Лючией/Благовещение» — Флоренция, коллекция Де Коссон; Двое святых — «Св. Пётр» и «Иоанн Богослов» — Флоренция, личное собрание; «Св. Папа» — Милан, коллекция Форести; «Распятие» — New-york, коллекция Дьювина; «Иоанн Креститель» и «Св. Варфоломей» — New-york, Ньюхауз Гэллериз (две панели полиптиха, центральная часть которого — в Музее Сан Маттео, Пиза); «Похороны св. Бернардина» — Лувр, Париж (картина пределлы); «Христос в мандорле и полуфигуры святых» — фреска в ц. Сан Мартино, Пиза; Полиптих «Пьета и 6 святых» — Пиза, музей Сан Маттео (№ 94; имеет подпись и дату); Полиптих «Распятие и восемь святых» — Пиза, музей Сан Маттео (№ 95; имеет подпись и дату); «Мадонна с младенцем» — Пиза, музей Сан Маттео (№ 96); «Житие св. Маргариты» — Пиза, музей Сан Маттео (№ 97); «Шесть святых» — Пиза, Музей Сан Маттео (№ 98); Полиптих «Мадонна с малышом и святые» — Пьеве ди Аньяно, церковь Сан Джероламо; «Мадонна с младенцем» — Портленд, Музей (датирована и подписана); «Св. Иероним в келье» — музей в Рейли, Сев. Каролина; «Мадонна с младенцем» — Рим, Галерея Санджорджи; «Мадонна с младенцем» — Тур, Музей искусства; «Мадонна с младенцем» — местопребывание непонятно; «Св. Доминик» и «Св. Франциск» — аукцион Кристис в 1949 году; «Рождество Богородицы» — Пиза, церковь Сан Пьетро (подписано и датировано — 1386); «Мадонна с малышом и два ангела» — Пиза, коллекция Тосканелли (датирована 1381);

Литература

O. Sirén, Maestri primitivi…,in Rassegna d’arte, XIV (1914), p. 229; E. Lavagnino, Pittori pisani del XIVsecolo, in L’Arte, XXVI(1923), pp. 40 s.; R. Van Marle, The Development of the ItalianSchools of Painting, V,The Hague 1925, pp. 237, 254 s.; C. Brandi, La R. Pinacoteca di Siena, Roma 1933, pp. 322 ss.; G. Vigni, Pittura delDue e Trecento nel Museo di Pisa, Palermo 1950, pp. 23 ss., 105 s.; P. Toesca, Il Trecento, Torino 1951, pp. 661 n. 180, 668; D. C. Shorr, The Christ Child in Devotional Images…, New York 1954, ad Indicem; L. Bertolini-M. Bucci, Camposanto monumentale di Pisa. Affreschi e sinopie, Pisa 1960, pp. 94 s.; H. Olsen, Italian Paintings in Denmark, Copenhagen 1961, pp. 87 ss.; E. Carli, Pittura pisana del Trecento. La seconda metà del sec.,Milano 1961, pp. 87 ss.; M. Laclotte, Musée de Tours. La donation O. Linet, I,in La Revue des arts, XIV(1964), p. 186; L. Marcucci, Gallerie Nazionali di Firenze, I dipinti toscani del sec. XIV, Roma 1965, pp. 174 s. (rec. di F. Zeri, in Gaz. des Beaux-Arts, s. 6, LXXI , p. 77); F. R. Shapley, Paintings from the S. H. Kress Coll. 13th-15th Centuries, London 1966, pp. 73 s.; B. Klesse, Seidenstoffe in der italienischen Malerei…,Bern 1967, pp. 306, 310, 382 s.; M. Boskovits, Un’apertura per Francesco di Neri…,inAntichità viva, VI(1967), 2, p. 8; B. Berenson, Italian Pictures of, the Renaissance. Central Italian and North Italian Schools, London 1968, I, pp. 85 s.; II, figg. 454—460; C. Volpe, Mostra di dipinti del XIV e XV sec., Finarte, 6 febbr-7 marzo 1971, Milano 1971, n. 10; B. B. Fredericksen-F. Zeri, Census of Pre-Nineteenth-Cent. Ital. Paintings in North American Public Collections, Cambridge, Mass., 1972, pp. 50, 573; E. Carli, Il Museo di Pisa, Pisa 1974, pp. 83-85; M. S. Frinta, A seemingly Florentine yet not really Florentine Altar-Piece, in The Burlington Magazine, CXVII(1975), pp. 527—535; M. Laclotte-E. Mognetti, Avignon-Musée du Petit Palais. Peinture italienne, Paris 1976, nn. 50-53; Dizionario enciclopedico Bolaffi dei pittori…, III, Torino 1972, pp. 233 s. R. Ciardi, Il polittico di Agnano: Cecco di Pietro e la pittura pisana del 300, Pisa, 1986

Иоанн Креститель, деталь полиптиха, 1386, Авиньон, Пти Пале

Св. Пётр, деталь полиптиха, 1386, Авиньон, Пти Пале

Мадонна с младенцем, деталь полиптиха, 1386, Портленд, Музей искусства,

Св. Варфоломей, деталь полиптиха, 1386, Авиньон, Пти Пале

Св. Николай, деталь полиптиха, 1386, Авиньон, Пти Пале

Другие материалы в этой категории: « Челести Андреа Чеккарелли Наддо »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный