Родилась в Санкт-Петербурге, дочь военного инженера. Закончила Павловский институт, два года обучалась в рисовальной школе в Гельсингфорсе и брала личные уроки у В. П. Верещагина. В 1883 году вышла замуж за академика живописи Р. Г. Судковского, но через 2 года он скончался от тифа. В 1885 году уехала в Париж, где обучалась в личной академии Ж. Бастьен-Лепажа. В 1889 году вышла замуж за художника Н. С. Самокиша. В этом браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская.
В 1900-е годы Лена Петровна работала в книготорговом плакате. Сильно много отрисовывала для «Нивы», в том числе оформляла рождественские и пасхальные номера журнальчика, делала картинки цветных календарей, выпускавшихся «Нивой» в качестве новогоднего приложения. Публиковала картинки в других иллюстрированных изданиях («Пробуждение» и т. д.), отрисовывала плакаты, афиши, театральные программы, делала издательскую и промышленную рекламу.
Иллюстрировала книжки, в том числе детские. Заходила в 1-ый дамский художественный кружок (1882—1918), её работы выставлялись вкупе с полотнами мэтров российского искусства Верещагина, Шишкина, Репина. В 1896 году за картинки для «Коронационного сборника» получила Высочайшую заслугу и медаль на голубой ленте.
Писала портреты и жанровые картины, но известна в главном как книжный иллюстратор. А именно, иллюстрировала Пушкина. Её картинки подвергались упрекам в нарочитой красивости. Так гласили о её иллюстрациях к «Евгению Онегину» в издании 1911 года. Обширно известны также её иллюстрации к притче Ершова «Конёк-горбунок».
Супруги периодически работали совместно: так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мёртвых душ» Гоголя (типография А. Ф. Маркса, 1901). В одном из залов Витебского вокзала (в то время — Царскосельский вокзал), возведенного в 1901—1904 годах, стенки украшены сделанными ими панно, которые посвящены истории Царскосельской стальной дороги.
Увлеченная модерном, Лена Петровна в своем творчестве нередко использовала различные орнаментальные бордюры и виньетки, заставки и концовки, необычные и всегда шикарные гирлянды. Её работы публиковались в столичных журнальчиках и на открытках издательства общины св. Евгении (известном и под заглавием «Издательство Красноватого Креста»), которое в Рф стало выпускать 1-ые почтовые карточки.
После революции некое время жила в Париже, где и погибла. По другим данным, она погибла в Выборге в 1924 году.
Из иллюстраций к «Евгению Онегину» Онегин у себя в кабинете Онегин и Татьяна Татьяна