Фаворский Владимир Андреевич



Когда родился: 3 15 марта

Где родился: Москва

Когда умер: 29 декабря

Где умер: Москва

Гражданство: Российская империя

Жанр: ксилография

Где учился: Частная академия Шимона Холлоши

Cамые известные картины: Троице-Сергиева лавра


Оказал влияние на: Эрик Булатов



Получил звание:

Премии:




Биография

Происхождение Дед художника по отцовской полосы — Евграф Андреевич Фаворский, священник села Павлова-на-Оке Нижегородской губернии, сейчас — Нижегородской области. Отец художника — Андрей Евграфович (1843—1924), происходя из православного духовенства, не продолжил семейную традицию, хоть сначала и обучался в семинарии,— он стал кандидатом права, пройдя курс юриспруденции в Казанском и Петербургском институтах; в юности некое время примыкал к революционным кружкам, за что был отправлен из столицы, а потом — находился под надзором милиции практически 20 лет (до 1895 года); с 1898 года — гласный Горбатовского уездного земского собрания, Нижегородского губернского земского собрания. С 1907 года — депутат III Гос думы от Нижегородской губернии (1907.11.01—1912.06.09). Дядя художника — химик-органик, академик АН СССР Алексей Фаворский. Прадед художника по материнской полосы — инженер Иосиф Васильевич (Джозеф) Шервуд (†1837), отпрыск британского механика Василия Яковлевича Шервуда, приглашённого в 1800 году по велению Павла I из Великобритании на службу в открытую за два года перед тем Александровскую мануфактуру. Прабабушка — художница-акварелистка Елизавета Николаевна Кошелевская дочь конструктора и инженера Николая Степановича Кошелевского . Дед художника по материнской полосы — живописец, искусствовед Владимир Иосифович (Осипович) Шервуд (1832—1897).. Мама художника — художница Ольга Владимировна Шервуд. Ее братья архитекторы, представители историзма и модерна Сергей Шервуд (1858—1899) и Владимир Шервуд (1867—1930) Архитектор Леонид Шервуд (1871—1954). Хронология жизни и творчества Начал я отрисовывать, так как отрисовывала мама, а она отрисовывала поэтому, что дед был художником. ...Таким макаром, создалась художественная линия в семье. Я принимал рисование, как приятное занятие, не собирался кого-нибудь учить либо вести за собой... А когда вошёл в мир искусства и сообразил красоту его, то захотелось, чтоб другие также лицезрели его, обучить их созидать этот мир. — В. Фаворский. Для каталога своей выставки. 15 июля 1964 года . 1898—1905 — обучался у И. О. Дудина (по словам В. Фаворского: «очень обычного, но правдивого преподавателя») в личной художественной школе К. Ф. Юона, сразу посещал вечерние скульптурные классы Строгановского училища. 1905 — закончил 5 московскую гимназию (сейчас школа № 91). 1905 — поступает на экономический факультет Мюнхенского института, откуда скоро уходит. 1906—1907 — обучался в личной академии доктора Шимона Холлоши (1857—1918) в Мюнхене, параллельно слушал курс Карла Фолля по истории искусства на философском факультете Мюнхенского института. Путешествует по Италии, Австрии и Швейцарии. Академия Шимона Холлоши В. Фаворский в Мюнхене. 1906

В 1905 году ушёл из жизни Антон Ажбе (1862—1905), чью мюнхенскую школу посещали многие прославившиеся потом живописцы. Некое время занимался в ней и М. В. Добужинский, но скоро он перешёл в академию Шимона Холлоши, чья способа была, по его словам, полной противоположностью установок, культивируемых А. Ажбе.

В. Фаворский вспоминает: «Там я повстречал целый ряд российских, меж иным, Истомина. У Холоши российских всегда было достаточно много.».

От этого собственного учителя он воспринял очень принципиальное представление о том, что не следует слепо копировать природу, что «рисунок не может делаться пассивно…, что, изображая что-либо, мы берём на себя большенную ответственность — осознать натуру и изобразить её может быть цельнее». Этот принцип «цельности» («цельное ви́дение натуры») живописец пронёс через всю жизнь, вновь и вновь осмысляя его в различные свои периоды,— в теории и на практике, это поможет ему в не самые наилучшие для творческой свободы времена…

Обучение в личной школе, естественно добивалось факультативного восполнения по тем дисциплинам, которые предполагало обучение в муниципальном художественном учреждении,— В. Фаворский вспоминает: «Бегали ещё в институт слушать профессоров Фуртвенглера и Фолля…, и к Молье слушать его лекции по анатомии… (Студенты Академии протестовали против нашего присутствия и выгоняли нас, Молье, услыша об этом, возмутился и произнес, что всякий, кому любопытно, может слушать, и мы слушали)». В. Фаворский отлично знал германский язык, в отдельных случаях он даже исполнял роль переводчика на упражнениях. Летом педагог, по установленной им традиции, направлялся со студией в Венгрию на пленэр.

Через полста лет, уже будучи общепризнанным мастером, В. А. Фаворский произнесет: «Вспоминая мою встречу с Холлоши в деньки моей юности, когда я только что вступал в искусство, я обращаюсь к его памяти с глубочайшей благодарностью. Естественно, не он один меня учил и воспитывал, но он 1-ый приоткрыл мне дверь в искусство и обучил находить в натуре художественную правду, за что я всегда буду ему благодарен».

Меж войнами и революциями В. Фаворский. Иллюстрация к сборнику стихов Валериана Бородаевского «На лоне родимой земли». 1913. Ксилография 1907—1913 — обучался в Столичном институте на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета. 1907—1908 — 1-ые опыты в гравюре: «Пригласительный билет» и «Роза» 1908 — в первый раз обращается к педагогической деятельности — преподаёт набросок детям в школах Москвы. С 1909 года В. А. Фаворский начал преднамеренно заниматься гравюрой на дереве. Им выполнена 1-ая его значимая работа в этой технике — «Святой Лука». В первый раз обращается к работе над шрифтом и иллюстрациями: текст и сюжетные композиции — иллюстрации к стихотворению «Эрот» А. Шенье (ксилография). 1910 — оформляет первую книжку: «Над. Бромлей. Пафосъ. Композиция. Пейзаж. лица» (Москва. Приятельство типографии А. И. Мамонтова). В этом же году в первый раз выставляет работы на XVII выставке «Московского приятельства художников» (МТХ). 1911 — под эгидой МТХ участвует в его XVIII выставке, где указывает древесные статуи «Шахматы»; — в XIX выставке — гравюры на дереве. 1912, 30 ноября (17 — старенького стиля) — свадьба. В период 1910—1913 годов В. Фаворским для кабинета дома художника В. С. Шервуда сотворен фриз «Аполлон» (панно). Управлял работой ученик Ш. Холлоши Карой Киш, в студии которого в Москве В. Фаворский занимался с 1910 года. 1913 — окончание института, искусствоведческое отделение которого было сотворено по инициативе доктора Н. И. Романова и студентов Б. Р. Виппера, Д. С. Недовича и В. А. Фаворского, ставших первыми специалистами-искусствоведами, выпущенными Столичным институтом — тема дипломной работы В. Фаворского «Джотто и его предшественники», которая уже содержит «многое из того, что составит искусствоведческое кредо мастера». 1913—1915 — работает над первой теоретической статьёй «Об изобразительности в живописи». 1915 — 23 мая (10 — старенького стиля) родился отпрыск Никита, потом живописец (в 1941 году ушёл добровольцем и умер на фронте Величавой Российскей войны). 1914—1916 — в Москве вышла книжка германского архитектора А. Гильдебранда «Проблемы формы в изобразительном искусстве» (М.: Мусагет. 1914) и книжка германского искусствоведа К. Фолля. «Опыт сравнительного исследования картин» (М.: Изд. Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916) — обе книжки переведены на российский язык В. А. Фаворским и Н. Б. Розенфельдом. 1915—1918 — участник Первой мировой войны. Февраль 1916 — Октябрь 1918 — в боях на румынском фронте. В июль 1916 — представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени, а в сентябре — произведён в прапорщики. Декабрь 1918 — возвратился в Москву. 1918 — исполнил буквицы к «Суждениям государя Жерома Куньяра» Анатоля Франса (гравюры эти не были изданы, но художнику принесли известность). — Роль в I выставке картин Профсоюза художников-живописцев в Москве. — Порезал серию гравюр «Виды Москвы». 1918—1919 — «мастер—ассистент» по живописи и рисунку во Вторых свободных художественных мастерских (Совмас) в Москве. — 1-ые работы для театра: древесные куколки—куклы («Давид и Голиаф» М. В. Королькова, «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина и «Лутонюшко» А. Ф. Афанасьева); В. А. Фаворский — один из организаторов Театра марионеток, петрушек и теней. — Выставляет гравюры на VI гос выставке отдела Изо Наркомпроса в Москве. 1919—1920 — мобилизован в РККА. Июнь 1919 — февраль 1920 — участвует в боях на Царицынском фронте. 20 апреля 1921 года — уволен из армии по возрасту в пожизненный отпуск. Три теории

В конце 1980-х, уже после столетнего юбилея художника, Г. К. Вагнер в собственной серьезной статье, посвящённой его творчеству напишет: «Фаворский создавал свою теорию не на пустом месте…, но адаптация им предыдущих и современных познаний была очень самостоятельной и даже критичной». Причём развитие этого принципа, как и всего усвоенного за долгие и длительные годы учёбы, у В. А. Фаворского найдёт, вправду, совсем самостоятельное воплощение, подкреплённое практическим опытом, а поэтому, что важно,— фактически очень жизнестойкое.

Конкретно этот лейтмотив пронизывает три главных цикла, объединяющих всё его теоретическое наследство: «Теорию композиции», «Теорию графики» и «Теорию книги», которые вобрали и представление об «исконной хаотичности», предваряющее реализацию «пространственной философии»,— самобытное, но строго аргументированное его представление о роли плоскости в изобразительном искусстве (и разность функций её в изобразительности: начиная с Египта, через античность, Византию — к эре Возрождения,— в современном искусстве),— «роли движения в восприятии, выражающейся в множественности точек зрения». Они получат фундамент в годы более продуктивные для развития умонастроений его и как художника, и как теоретика, когда он будет участвовать в отмеченной единомыслием и творческим созвучием с П. А. Флоренским их совместной педагогической работе.

1920 — 16 декабря принят в Московские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС, с 1927 — ВХУТЕИН) «профессором по древесной гравюре»,— до закрытия Вхутеина (1930) управлял кафедрой ксилографии графического факультета. 1921 — создаёт серию иллюстраций к роману П. Муратова «Эгерия» (не изданы). 1921—1922 — пишет исходную часть собственного теоретического цикла — «Лекции по теории композиции» — курс ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа. ЛЕФ — «Ма́ковец» В. Фаворский. Обложка книжки П. А. Флоренского «Мнимости в геометрии». 1922. Гравюра на дереве.

В этот период (1920—1925) живописец плодотворно сотрудничает с П. А. Флоренским, непременно, оказавшим очень огромное воздействие на миропонимание В. А. Фаворского, что время от времени можно следить даже в терминологии последнего. Мыслеобразующим центром их общего энтузиазма была неувязка времени (для художника, естественно, в приложении к изобразительности), но в вопросах, касавшихся искусства как такого (в особенности — практического, поточнее, методологической его стороны: в работе с формой, с её отображением на плоскости; тем паче — с материалом) речь может идти только о взаимовлиянии, о содействии; и в осознании отдельных тем искусствознания (Ренессанс) позиция художника предстаёт более беспристрастной, ежели позиция философа.

Бывало, в собственных лекциях В. А. Фаворский, исходил практически практически из тезисов П. А. Флоренского, но «…культурно-исторический нюанс разрабатываемых вопросов пространственно-временны́х начал композиции никогда не вытеснялся у Фаворского какими-либо внеизобразительными построениями».

Лекции В. А. Фаворского, к примеру, в его детерминации трёх форм цельности — авторской, литературной и ретроспективной, предвосхищают осознание художественного времени, которое типично для современной специальной литературы.

На позиционных «концентратах» ВХУТЕМАСа В. А. Фаворским раскрывались его главные теоретические представления. Так, в силу того, что на графическом концентрате основной акцент в построении места делается на линеарности, А. В. Фаворский очень широкомысленно для художника подходит к семантической трактовке контраста линий.

Также увлекательна и гармонична позиция начальных частей плоскостно-цветового концентрата. В этом случае В. А. Фаворский идёт от плоскости, утверждая, что каждому типу изобразительной поверхности характерна своя «изобразительность и композиция». Исключительно в первом приближении может появиться чувство сходства такового толкования с «абстрактивизмом» (устойчивый термин В. А. Фаворского), с его «субъективным произволом»; но конкретно в таковом винили в 1930-е годы В. А. Фаворского. Живописец твёрдо придерживался взглядов, подразумевавших неприемлемость размежевания искусства в виде — производственного (утилитарная доминанта) и идейного (сюжетная станковая живопись), своим последствием имеющего «бездуховную инженерию и иллюзионизм»,— как и занимающего срединное положение «декоративизма», к которому В. А. Фаворский также очень негативно относился.

Единодушие мыслителей в главных положениях о природе искусства, о принципах в выборе изобразительных средств,— в отрицании «иллюзионизма», как будто засвидетельствовано экслибрисом П. А. Флоренского — гравюрой, нарезанной В. А. Фаворским, также обложками к книжке П. А. Флоренского «Мнимости в геометрии» (М.: Поморье, 1922) и к журнальчику «Маковец». П. А. Флоренский по предложению декана графического факультета ВХУТЕМАСа П. Павлинова (официальное письмо от 2 февраля 1924) читал курс 2-хчасовых лекций «Анализ пространственных форм».

Принципам Левого Фронта Искусств (ЛЕФ) во ВХУТЕМАСе находились в оппозиции направления — «чистовики» (Шевченко, Лентулов, Фёдорвеев, Машков, Фальк, Кардовский, Архипов, Королёв и т. д.), — «прикладники» (Филиппов, Фаворский, Павлинов, Новинский, Шевердяев, Егоров, Норверт, Рухлядев и т. д.) и «конструктивисты и производственники» (Родченко, Попова, Лавинский, Веснин и др.) «Среди прикладников, — докладывает ЛЕФ (1923. № 2. С. 174), — образовалась любознательная подгруппа — „производственных мистиков“ (Павлинов, Фаворский и Флоренский). Эта маленькая компания объявила войну всем группам и только себя считает подлинными живописцами производственного искусства. Водятся они на графическом факультете и талмудят учащимся голову неуввязками вроде: „Духовный смысл буквенной формы“ либо „Борьбы белоснежной и чёрной стихий в графике“».

Определённые компромиссы в идейной атмосфере ЛЕФа были неминуемы, но доминирования духовного начала в умственной, педагогической полосы П. А. Флоренский и В. А. Фаворский стойко придерживались. И тому и другому в разной мере пришлось за верность этим принципам ответствовать, одному — жизнью, другому — многими лишениями…

ВХУТЕМАС—ВХУТЕИН 1922 — журнальчик «Театр и студия» (№ 1, № 2) напечатал первую статью о В. А. Фаворском «Фаворский-гравёр» Д. Аркина (под псевдонимом А. Ветров) (все последующие публикации о художнике — в перечне). 1922—1928 — состоит в художественном обществе «Четыре искусства». 1923, 27 марта — декабрь 1926 — ректор ВХУТЕМАСа. 1924 — участвует в XIV Интернациональной художественной выставке в Венеции. 1924, 5 сентября — рождение отпрыска Ивана, потом художника (умер в 1945 году на фронте Величавой Российскей войны). 1925 — гравюры художника удостоены Grand Prix Интернациональной выставки декоративных искусств в Париже. 1926 — 1-ая индивидуальная выставка, на которой представлено более 120 гравюр (1910—1926) — Казань, Картинная галерея Монгольской АССР (роль в следующих выставках отражено в общем перечне экспозиций художника). 1926—1927 — серия рисунков «В Сергиевом Посаде». 1928 — родилась дочь Мария, ставшая потом художницей. 1928 — серия гравюр «Годы революции». 1929 — 1-ая теоретическая работа по монументальной живописи — доклад «Организация стенки росписью» 27 февраля на заседании «группы по исследованию живописи» Секции пространственных искусств Гос Академии художественных наук. — Сделал гравюру «Ф. М. Достоевский». 1930, 1 мая — 1934, 31 августа — доктор Полиграфического института. 1932 — избран в правление вновь организованного Союза русских живописцев. Архитектура книжки

В это время уже начинает обрисовываться стиль художника,— подход В. А. Фаворского к оформлению книжки, развитый им потом. Он гласит: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу». Принципы, которыми он управляется при формировании издания, роднят его с такими общепризнанными спецами в области типографики, как Я. Чихольд, С. Морисон, Э. Гилл и др.

Это касается и искусства шрифта, и пропорций разворота, композиционной роли и места иллюстраций, орнамента и заставок. Многие годы весь комплекс решаемых задач разрабатывался художником, получая воплощение в живой, интересной теоретической форме, в курсе читаемых им лекций. Место книжки, стилистическое соответствие шрифта и иллюстраций, тональные дела, и огромное количество частностей — всё это получило по-настоящему увлекательное истолкование в его трудах. Он завлекает опыт античности и ренессанса, познание современного искусство, в конце концов — своё дарование блестящего графика-композитора, гравёра; тут находится и глубочайшие зания искусствоведа, и виртуозное владение ремеслом.

Принципиально отметить то значение, которое имеет в общем строе книжки, как единой композиционной структуры, ксилография — на этом акцентирует внимание сам мастер. Пластические свойства гравюры, её соответствие содержанию и материалу издания в почти всех параметрах В. Фаворский всегда старался использовалось с наибольшей выразительностью, да и с огромным тактом. Он подходит к гравюре, «инсталлированной» в книжку, «вживающейся» в ритм абзацев её шрифта и полей, в «звучание буквы», используя инструментарий, характерный самой близкой форме самовыражения — скульптуре (систематизация П. А. Флоренского); в теории, и более поочередно — в собственных гравюрах, В. Фаворский проводит отчётливую и убедительную параллель не только лишь в общности средств отображения места, да и в технологических факторах. Это, привлекая целый поток реминисценций и образных сравнений, вдохновенно, иногда пафосно, а иногда — практически дидактично, толкует Мария Розанова в собственной статье, посвящённой творчеству графика. Создатель припоминает о смелости его опытов, сравнимых собственный яркостью и первенством с тестами В. Татлина и К. Малевича, которую без напряжения он соединял в собственных творениях с чертами гармонической преемственности, в традиции этого древнего носителя культуры, и 1-го из более универсальных и когерентных объектов синтеза искусств.

Меж тем, имеет место мировоззрение, что не все работы В. А. Фаворского в книжной графике удачны. Так, иллюстрации к «Слову о полку Игореве» для издания 1952 года (в соавторстве с М. И. Пиковым) были подвергнуты справедливой критике, а его гравюры в довоенной трактовке темы (1937) воспринимаются хоть и эскизней, но лаконичней и цельней. Говоря о работе над этим циклом, В. А. Фаворский очевидно противоречит для себя, практически, и очень «литературно» истолковывая своё осознание реализации сюжетной полосы через «достоверные» выразительные средства — скрупулёзную деталировку, в то время как он сам остерегал конкретно от такового рода литературщины. В то же время конкретно этот пример гласит о том, что он был художником ищущим, не остановившемся на в один прекрасный момент отысканном узеньком наборе красивых приёмов, которые часто употребляют в виде надуманного эквивалента стиля,— конкретно это тернистое исследовательское начало в способе В. А. Фаворского отмечает и Г. К. Вагнер; а сам Владимир Андреевич призывает иллюстраторов воздерживаться от использования одних и тех же изобразительных средств в работе над иллюстрациями к различным произведениям.

Сходство меж архитектурой и книжным искусством находим мы и в том, что и строительный монумент и книжку мы воспринимаем во времени. Книжка, являясь пространственным произведением, изображающим литературное произведение, естественно располагает свои элементы во времени, организуя наше движение, ведя нас согласно содержанию книжки от момента к моменту. — В. А. Фаворский. «О синтезе искусств». 1934

В собственных книжках В. А. Фаворский присваивал огромное значение и шрифту, и роли его в композиции обложки, смысловой связи и взаимодействию вёрстки с декором, и даже стилистической уместности частей буковкы в издании, их соответствию иллюстрациям; он много сделал для развития этой древней и сложный области эстетики полиграфии. Искусству шрифта посвящены его самостоятельные исследования, отдельные разделы теории книжки в его лекционных курсах. Потому гарнитуры в книжках художника пребывают в полном согласовании общему строю отлично организованной композиции листа, они пропорциональны набору. К теме этой живописец обращался в различные периоды собственного творчества, начиная с инициалов 1920-х годов, — во время работы над иллюстрациями к «Маленьким трагедиям», — к «Слову о полку Игореве», неслучайно сначала 1960 годов В. А. Фаворскому, конкретно как русскому спецу типографики, была заказана разработка шрифта для журнальчика «Англия».

1932 — пишет статью «О композиции» (с 1930-го) — в этой первой размещенной работе цикла теории композиции Владимир Фаворский заостряет внимание на главных, по его воззрению, дилеммах, в неразрывном единстве обуславливающих решение важных задач, касающихся истинной сложной и очень широкой темы — организации места в изобразительном искусстве — трудности времени, трудности материала и задачи миропонимания (Искусство, 1933, № 1 — раздел «Проблема миропонимания в композиции» не был размещен; на сто процентов статья написана в 1967 году в 2-ух первых номерах журналов «Творчество»). 1932—1933 — начинает систематически работать в монументальном искусстве; росписи сграффито в Центральном музее охраны материнства и младенчества — Москва, улица Кропоткина (не сохранились). 1933 — оформил книжку «Данте. Vita Nova». — Начало работы в театре: Оформил «Двенадцатую ночь» В. Шекспира в Столичном Художественном театре (2-м), премьера 26 декабря. доктор, заведующий кафедрой рисунка в Строительном институте. 1934 — читает курс «Теория композиции» во Всероссийской Академии художеств. — Путешествие по Кавказу. Сделал серию рисунков. — Работает над росписью по фаянсу на Фаянсовом заводе им. М. И. Калинина. 1934, 1 сентября — 1938 — доктор по книжке и гравюре в Институте изобразительного искусства в Москве. Фаворский—монументалист. Театр Фаворского

Эти такие различные и сразу — очень тесновато взаимосвязанные области приложения дара В. Ф. Фаворского пребывают в полном согласии с его концепцией — тут находят органичное продолжение и развитие его теоретические исследования, касательство имеющие к отображению форм на плоскости — то, начало чему было положено в курсе лекций ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа. Конкретно в этой деятельности художника всеполноценно реализуются его идеи о синтезе пространственных искусств, находят эффективное доказательство положения его теории композиции, — универсальность его пространственной теории как такой, — его приверженность историзму. Развитие этих принципов В. А. Фаворского можно следить в цикле его теоретических трудов, посвящённых монументальному искусству.

Отношение мастера к работе художника в театре, к особенностям искусства сценографии, он даёт в нескольких увлекательных трудах, которые в основном напоминают живы размышления, ежели изложение довольно сложных мнений теоретика; все же, он декларирует и тут — обязательные принципы: цельность и синтез. В этих публикациях дана ясная черта преломление изобразительных способов сообразно условиям, диктуемым сценой, содержанием пьесы, в конце концов — ролью в действе живых людей — актёров, концентрирующих собственной игрой основную идею спектакля. Так, в одном из собственных пассажей, со характерными ему сдержанной, «тихой» восторженностью и глубокомыслием, он выражает своё осознание пространственной динамики, колористических функций декораций и костюмов в постановке:

Другая черта, которая меня увлекает, это движение: движение декораций — новые декорации в той же раме из акта в акт, движение круга, трансформация совместно с действием актёров на очах у зрителя, игра вещей и музыка групп, цветовые аккорды, всё время меняющиеся — исключительно в театре вы сможете восторгаться приходом актёра в костюмчике определённого цвета и тем меняющего цветовой нрав декорации, приходит другой и снова новое сочетание; всё изменяется в смысле цветовых сочетаний раскрывается по новенькому. — В. А. Фаворский. «О работе художника в театре».

В. А. Фаворскому была характерна «хорошая память на учителей», также он отлично сознавал, соприкосновение с кем оказывало влияние на его творчество. Так, рассказывая о том, как он начинал в монументальном искусстве, он никогда не забывал отметить роль первого учителя Николая Михайловича Чернышёва в своём становлении на поприще «стенописи».

Гравюра Фаворского

Гравюра, как самостоятельное, станковое произведение, в творчестве художника более наглядно показывает основополагающие принципы его теории. Он изучил всё обилие путей организации места (а конкретно на том, что искусство, как и наука, изучит, познаёт, В. А. Фаворский настаивает, он не один раз сопоставляет их «синтетический» и «аналитический» способы). Им употребляются в произведениях все технические способности ксилографии. Начиная с композиционных опытов ранешних собственных гравюр, через валёрные поиски и движение «от пятна», — орнаментальность восточных сюит, он приходит к «умиротворённому» стилю наружного подчинения «законам» соцреализма. Меж тем, даже в его произведениях, часто воспринимаемых, как откат к академизму, находится увлечённый латентный композиционный поиск (он не изменял «магическому реализму», к которому пришёл). Произведениям В. А. Фаворского, ни в его самых оживленных композициях, ни в сбалансированно выстроенных, «статичных» работах, никогда не характерны были ни крайности натурализма, сентиментальности, ни беспредметной игры формами. Чужд ему был и механический («беспредметный и безмасштабный») конструктивизм, который он ставил по этим признакам в один ряд с модерном.

В. А. Фаворский порезал более 500 огромных гравюр. Обеспеченный арсенал приёмов, которым обладал мастер, содействует не только лишь содержательной простоте и ясности, да и лиризму, передаче цветов настроения в его работах. Тут сказалось и то, что В. А. Фаворский — хороший рисовальщик (увлекательна, к примеру, тема двойных портретов, которую он разрабатывал), причём он был и в этой области очень критичен и требователен к для себя. Как в живописи — цвет, так в чёрно-белой (базовой) станковой графике, гравюре — линеарно-композиционные составляющие являются основой её зрительного воздействия, носителями чувственных, содержательных её параметров, но этим, как и технологией, не исчерпывается круг миропонимания художника, обуславливающий целостность его произведений — к данной теме часто ворачивается В. А. Фаворский в собственных размышлениях, — в критичных заметках о творчестве С. Д. Эрзи (Нефёдова), И. С. Глазунова, М. К. Чюрлёниса, А. Д. Гончарова и др. Живописец всю жизнь обучался — и на отрицательных, и на положительных примерах. Подводя итоги большой и многогранной творческой жизни на открытии собственной последней индивидуальной выставки он произнесет:

Благодарю всех живописцев, с которыми я в жизни встречался и кем наше богатое искусство представлено. Моими товарищами, влиявшими на меня, помогавшими в художественной жизни, были: Павел Кузнецов, Николай Михайлович Чернышёв, Лев Александрович Бруни, Николай Николаевич Купреянов, Константин Николаевич Истомин, Сарра Дмитриевна Лебедева, Александр Терентьевич Матвеев, Павел Яковлевич Павлинов, Миша Семёнович Радионов, Мартирос Сергеевич Сарьян, Сергей Васильевич Герасимов и многие другие. — В. А. Фаворский. Речь на открытии своей выставки. 1937 — Grand Prix на Глобальной выставке в Париже, за работы по оформлению русского павильона. 1938 — 1-ые двойные карандашные портреты. 1939 — работая над оформлением эпоса «Джангар», путешествует по Калмыкии. 1941, 6 февраля — 1948, 27 сентября — доктор кафедры керамики Столичного института прикладного и декоративного искусства. 1941—1943 — живойёт с семьёй в Самарканде, где сделал серию рисунков и порезал линогравюры 1946 — создаёт серию рисунков, путешествуя по Киргизии. 1956, 12 сентября — присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. 1957 — последняя работа в монументальном — мозаичное панно «1905 год» (Золотая медаль Глобальной выставки в Брюсселе в 1958 году). 1959, 24 января — присвоено звание Народного художника РСФСР; 1 апреля — погибель супруги, Марии Владимировны Фаворской; — Золотая медаль Интернациональной книжной выставки в Лейпциге. 1961 — Золотая медаль Интернациональной художественной выставки Сан-Паулу (Бразилия). 1962, 22 апреля — Ленинская премия за «иллюстрации к традиционным произведениям российской литературы». 1962 — делает последние работы: серию рисунков натурщиц, автопортрет; расписывает две глиняные тарелки: «Тарелка с женской головкой» и «Тарелка с женщиной и виноградом». 1963, 12 апреля — присвоено звание Народного художника СССР.

29 декабря 1964 года художника не стало. Владимир Андреевич Фаворский похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Учениками В. А. Фаворского были: А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов и М. И. Пиков, А. П. Лекаренко, Ф. Семенов-Амурский, А. Ахтырко, Ф. Ш. Тагиров, А. Г. Тышлер, О. Ф. Амосова-Бунак, Г. А. Ечеистов, В. С. Щербаков и многие другие.

Цельность — понятие нравственное. — В. А. Фаворский.

Галерея

Семья и потомки

Супруга художника — Мария Дервиз (1887—1959), дочь художника Владимира Дмитриевича Дервиза (1859—1937); по материнской полосы внучка узнаваемых преподавателей Я. М. Симоновича и А. С. Симонович, племянница В. А. Серова. Их детки: Фаворский, Никита Владимирович (1915—1941). Умер. Фаворский, Иван Владимирович (1924—1945). Умер. Мария Владимировна Фаворская-Шаховская (р. 1928) — художник-керамист, ее супруг, крестный отпрыск Фаворского — Дмитрий Михайлович Шаховской (р. 1928) — архитектор, создатель часов на фасаде Театра Примерна, отпрыск православного священника Миши Шика, расстрелянного в 1937 году, и представительницы древнего дворянского рода Наталии Дмитриевны Шаховской, создателей книжки о Фарадее «Загадка магнита». На сём род Фаворских (по полосы Владимира Андреевича Фаворского) пресёкся. Иван Дмитриевич Шаховской — живописец. Его жена Лена Николаевна — проф живописец Николай Иванович Шаховской — живописец, компьютерный график Софья Ивановна Касьян — живописец Наталья Дмитриевна — поэт и переводчик. Елизавета Александровна Журавлева Дарья Дмитриевна — мастер декоративно-прикладного искусства. Миша Владимирович Сарабьянов — правнук художника (отпрыск Дарьи и Владимира Сарабьянова), художник-ксилограф Иван Владимирович Сарабьянов — художник-реставратор Мария Владимировна Сарабьянова — живописец

Произведения

Групповой портрет с лежащими фигурами. 1910. Гравюра на дереве. Святой Жора. 1911. Гравюра на дереве. Автопортрет. 1912. Индийская тушь, гуашь. Портрет художника К. Истомина. 1918. Гравюра на дереве. Вид Москвы с Воробьёвых гор. Из «Московской серии». 1918. Гравюра на дереве. Буквицы к книжке Анатоля Франса «Мнения государя Жерома Куаньяра». 1918. «Октябрь 1917», 1928, «Ф. Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935, серия «Великие российские полководцы», 1945—1947 Иллюстрации и книжки «Суждения государя Жерома Куаньяра» А. Франса, 1918, «Мнимости в геометрии» П. Флоренского (изд. 1922) «Данте. Vita nova» (1934), «Фамарь» А. Глобы (изд. в 1923), «Труды и деньки Миши Ломоносова» Г. Шторма (изд. в 1934), «Гамлет, царевич Датский» У. Шекспира (1941), «Сонеты» Шекспира (изд. в 1948), сборник «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (изд. в 1950), «Слово о полку Игореве» (изд. в 1954), «Борис Годунов» (1955, изд. в 1956), «Маленькие трагедии» (изд. в 1961) «Джангар» Театр «Давид». М. Королькова. Театр марионеток, петрушек и теней. 1918. Давид. Кукла-марионетка. Дерево, роспись; Высота 65 Голова Голиафа. Дерево, роспись; Высота 19 Голова дамы библейского типа (Мелхола?). Дерево, роспись; Высота 25 Голова старика библейского типа (Самуил?). Дерево, роспись; Высота 52 Музей театральной куколки при Муниципальном центральном театре кукол. «Липанюшка» (по притче А. Афанасьева). Театр марионеток, петрушек и теней. 1918. Куклы-марионетки: Старик. Дерево, роспись; Высота 61 Старуха. Дерево, роспись; Высота 56 Баба-яга. Дерево, роспись; Высота 50 Музей театральной куколки при Муниципальном центральном театре кукол. Куклы-марионетки к неведомому спектаклю. 1918. Горбун. Дерево, роспись; Высота 40 Старуха. Дерево, роспись; Высота 40 Женщина. Дерево, роспись; Высота 40 Собственность семьи П. Я. Павлинова. «Двенадцатая ночь» У. Шекспира — МХАТ II. 1933 — Наброски. Общая декорационная установка. Бумага, акварель, гуашь, тушь: 38,9 Х 58,4 Панно к сцене «Кладовая». Бумага, акварель, гуашь, тушь: 54,8 Х 63,6 Занавес к сцене «Берег моря» (Буря). Бумага, акварель, гуашь, тушь: 44 Х 68 Детали макета — силуэты рельефов, занавески, прорисовка строительных деталей. Бумага, акварель. Костюмчики (8). Бумага, акварель. Муниципальный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Задник: Город. Бумага, акварель: 39,5 Х 59 Панно к сцене «Кладовая». Бумага, гуашь, тушь: 57 Х 46 Занавес к сцене «Берег моря» (Буря). Бумага, акварель: 36 Х 47 Задник «Волна». Бумага, акварель: 40 Х 71 «Волна». Бумага, картон: 39 Х 57 Костюмчики (17). Бумага, акварель. «Ложь» («Семья Ивановых») А. Афиногенова — МХАТ II. 1934 (не осуществлено) — Наброски. Декорация I акта "Большая веранда пригородного коттеджа семьи Ивановых. Бумага, акварель: 40 Х 60 Декорация II акта «Заводской парк с летним театром». Бумага, акварель 45 Х 65 Декорация II акта «Заводской парк с летним театром». Бумага, акварель 27,5 Х 56,5 Декорация II акта «Заводской парк с летним театром». Бумага, акварель 22,5 Х 31,5 Декорация II акта «Заводской парк с летним театром». Бумага, акварель 27,5 Х 37 Прорисовки деталей декораций: «Деревья». Бумага, картон. Декорация III акта «Кабинет Александра Петровича Рядового» Муниципальный театральный музей имени А. А. Бахрушина. «Испанский священник» Д. Флетчера — МХАТ II. 1935 (живописец А. Лентулов) Набросок костюмчика Амаранты работы В. А. Фаворского. Бумага, акварель 36 Х 21 ЦГАЛИ, ф. 2049, оп. 1, ед. хр. 61 «Мольба о жизни» Ж. Деваля — МХАТ II. 1935 — Наброски. Декорация: задник к «Прологу», «Нотрдам». Бумага, тушь 55 Х 66 Муниципальный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Декорация к сцене «Пролог». Бумага, акварель 43,5 Х 58 Декорация «Пролог», 1-ый вариант (не сохранился) Декорация II акта: «Будуар перед комнатой Франсуазы». Бумага, акварель 45 Х 66 Костюмчики (37) «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» А. Пушкина — Театр имени МОСПС. 1937 — Наброски. «Моцарт и Сальери» 1-я сцена «Комната Сальери» (не сохранился) Декорация 2-й сцены «Особая комната в трактире; фортепиано». Бумага, акварель 42 Х 66,5 Костюмчики (2). Бумага, акварель. Музей муниципального академического театра имени Моссовета «Каменный гость» Декорация 1-й сцены: «Дон Гуан и Лепорелло». Бумага, картон 37 Х 48 Костюмчики (3). Бумага, акварель Муниципальный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Декорация 4-й сцены: «Комната Донны Анны». Бумага, акварель. Костюмчики (9) «Скупой рыцарь» А. Пушкина — Театр имени МОСПС. 1937 (не осуществлено) — Наброски Декорация 1-й сцены: «В башне». Картон 35,8 Х 44,9 Муниципальный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Декорация 1-й сцены: В башне. Бумага. акварель 50 Х 69,8 Декорация 2-й сцены: Подвал. Бумага, акварель 51,5 Х 69 Декорация 3-й сцены: Во дворце. Бумага, акварель 49,3 Х 67,5 «Собака на сене» Лопе де Вега — Театр Революции. 1937 — Наброски Единая декорационная установка. Бумага, картон 50 Х 75 Задник. Бумага, акварель, гуашь 50 Х 76 Костюмчики (11) Музей Столичного академического театра имени Вл. Маяковского «Виндзорские проказницы» О. Николаи — Ленинградский театр музыкальной комедии. 1938 (не осуществлено) — Наброски Декорация 1-й картины I деяния: «Улица в Виндзоре». Бумага, акварель 55 Х 77 Декорация 2-й картины II деяния: «В доме Форда». Бумага, акварель 50 Х 66 Декорация 1-й картины II деяния: «Таверна». Бумага, акварель 49,5 Х 75 Декорация III деяния: «Виндзорский парк». Бумага, акварель 29,2 Х 41 Задник. Бумага, акварель 30 Х 43 Занавес. Бумага, акварель 30 Х 42,5 Задник. Бумага, картон 50,5 Х 77 «Орфей» («Орфей и Эвридика») К. Глюка — Муниципальный ансамбль оперы под управлением И. С. Козловского. 1938 (не осуществлено) — Наброски Декорация I деяния: «Священная роща». Бумага, акварель 57 Х 77 Декорация II деяния: «Подземное царство». Бумага, акварель 57 Х 77 Декорация II деяния: «Подземное царство». Вариант. Бумага, акварель 57 Х 77 «Орестея» С. Танаева — Столичная муниципальная консерватория, Малый зал. 1939 Набросок декорации. Бумага, акварель 57 Х 77 «Великий государь» В. Соловьёва — Муниципальный театр имени Евг. Вахтангова. 1945 — Наброски Декорация: «Опочивальня Годунова». Бумага, акварель, тушь 45 Х 65 Декорация: «Большая престольная палата». Бумага, картон, акварель 45 Х 65 Декорация: «Часовня». (Сцена не вошла в спектакль). Бумага, картон, тушь 45 Х 64,5 Декорация: «Трапезная в доме Шуйского». Бумага, картон, акварель, тушь 44,4 Х 63,5 Муниципальный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Декорация (занавес). Бумага, акварель 31,5 Х 48,5 Декорация 2-й картины: «Шатёр на берегу Варяжского моря». Бумага, акварель 43,5 Х 64 Задник ко 2-й картине: «Шатёр на берегу Варяжского моря». Бумага, акварель 42 Х 58 Задник ко 2-й картине: «Шатёр на берегу Варяжского моря». Бумага, акварель 33,5 Х 50 Декорация: «Александровская слобода». Бумага, акварель 43 Х 62 Декорация: «Александровская слобода». Бумага, акварель 33 Х 46 Музей Муниципального театра имени Евг. Вахтангова. Грим. Бумага, картон 24,5 Х 14 ЦГАЛИ, ф. 2376, оп. 1, ед. хр. 349 Занавес. Бумага, акварель 39 Х 60 Занавес. Бумага, картон 29,5 Х 40 Занавес. Бумага, цветной картон 32 Х 40 Декорация: «Интерьер». Бумага, картон, акварель, тушь 32 Х 44,5 Декорация: «Престольная палата». Бумага, акварель 32 Х 42,5 Декорация: «Покои королевы Марии Нагой». Бумага, цветной картон 22,5 Х 32 Декорация: «Интерьер». Бумага, картон 46 Х 32 Декорация: «Интерьер». Бумага, акварель 45,5 Х 66 Декорация: «Интерьер». Бумага, акварель 45,5 Х 66 «Орестея» С. Танаева — Ансамбль русской оперы Всероссийского театрального общества. Большой зал Дома актёра ВТО. 1946 — Наброски Декорация. Бумага, картон 20 Х 32 Декорация. Бумага, картон, акварель 27 Х 60 «Фархад и Ширин» С. Варгуна — Калининский областной театр драмы. 1946 — Наброски декораций — В. Фаворский, В. Элькоин, костюмчики — В. Фаворский Декорация: «Интерьер». Бумага на картоне, картон, акварель, тушь 49 Х 59,8 Декорация: «Дворец Хосрова». Бумага, картон, акварель 49,8 Х 69,6 Задник к этой декорации. Бумага, акварель 23,8 Х 36,4 Декорация: «Покои Хосрова». Бумага, картон, акварель 50 Х 69,8 Декорация: «Дворец Хосрова. Покои Ширин». Бумага, картон, акварель 50 Х 69,5 Задник к этой декорации. Бумага, акварель 23,8 Х 36,4 Декорация: «Дворец Хосрова». Бумага, картон, акварель 23,8 Х 36,4 Декорация: «Древний Азербайджан. У стенок крепости». Бумага, картон, акварель 50 Х 69,7 Декорация: «Гора Бистун». Бумага, картон, акварель 50 Х 69,5 Декорация: «Граница Ирана». Бумага, картон, акварель 50,2 Х 69,5 Задник к этой картине. Бумага, картон, акварель 23,8 Х 36,4 Калининская областная картинная галерея Костюмчики (26). Бумага, картон, акварель Музей Калининского областного театра драмы Наброски, принадлежность которых не обозначена — в коллекции В. А. Фаворского / Фаворский в театре. Сборник. — М.: Альянс театральных деятелей РСФСР, 1988.

Сочинения

«Лекции по теории композиции» (1921—22), «Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом» (1925), «Организация стенки росписью» (1929) «Об искусстве, о книжке, о гравюре», М., 1986; «Рассказы художника-гравера», М., 1976; «О художнике, о творчестве, о книге», М., 1966. «Литературно-теоретическое наследие», М., 1988.

Книжки и публикации о В. А. Фаворском

Халаминский Ю. Владимир Андреевич Фаворский / Редактор Т. А. Савицкая — М.: Искусство, 1964. Фаворский В. А. Рассказы художника-гравера. — М.: Детгиз, 1965. Фаворский В. А. О рисунке, о композиции. — Фрунзе: Кыргызстан, 1966. Vladimir Favorsky. Progress Pablishers. Moscow. 1967. Фаворский В. А. О художнике, о творчестве, о книжке. — М.: Юная гвардия, 1966. Составитель Е. С. Левитин Книжка о Владимире Фаворском / Составитель Ю. А. Молок. — М.: Искусство, 1967. Фаворский В. А. Рассказы художника-гравера. — М.: Детская литература, 1976. Климов Р. Заметки о Фаворском, в сборниках: Русское искусствознание (74, М., 1975 и 75, М., 1976) Голицын С. М. Слово о мудрейшем мастере. Повесть / Оформление В. Федяевской. Макет иллюстраций Е. Мордковича. — М.: Детская литература, 1977. Розанова M. Место книжки — Синтаксис. Публицистика, критика, полемика. № 6. Париж. 1980. С. 140 Фаворский В. А. Об искусстве, о книжке, о гравюре / Составитель Е. С. Левитин. — М.: Книжка, 1986. Фаворский в театре / Составитель и создатель вступительной статьи Г. И. Морозова — М.: Альянс театральных деятелей РСФСР. 1988 Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследство / Составители Е. Б. Мурина, Д. Д. Чебанов; Вступительная статья: Г. К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский — теоретик искусства. — М.: Русский живописец, 1988. — ISBN 5-269-00094-6. Фаворский В. А. Мемуары современников. Письма художника. Стенограммы выступлений. — М.: Книжка, 1991. Чегодаева М. Владимир Андреевич Фаворский / Совет по исследованию и охране культурного и природного наследства при Президиуме Русской Академии; Институт научной инфы по публичным наукам РАН; Муниципальный институт искусствоведения. — М.: ГЕОС, 2004. — 68 с. — (Природное и культурное наследство Москвы). — ISBN 5-89118-399-4.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный