Биография
В 1827 году определен в своекоштные (обучающиеся за собственный счёт) воспитанники Императорской Академии Художеств, а в 1833 году зачислен в штатные академисты на казенное содержание. Обучаясь в академии ваянию под основным управлением доктора Б. И. Орловского, выказал выдающиеся возможности и за свои успехи был награждён в 1836 и 1837 годах 2-мя серебряными медалями, малой и большой (последнюю за барельеф «Искушение Спасателя в пустыне») и в 1838 году малой золотой медалью (за группу «Милон Кротонский, терзаемый львом»).
Закончил академический курс в 1839 году со званием художника XIV класса и большой золотой медалью, присужденной ему за исполненную по программке скульптуру «Фавн, несущий козленка». Приобретя совместно с этой заслугой право на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии, до отправки собственной в путешествие участвовал в работах по выполнению памятников Н. М. Карамзину, в Симбирске, и Г. Р. Державину, в Казани (по проектам С. И. Гальберга), и исключительно в 1842 году прибыл в Италию и поселился в Риме. Тут он вылепил, скульптуру «Нимфа, ловящая бабочку, севшую ей на плечо», которая была позже исполнена, по заказу правителя Николая I, из мрамора, но разбилась при перевозке в Санкт-Петербург.
Не закончив шестилетнего срока собственного пенсионерства, в 1846 году был вызван назад в Россию вследствие столкновения собственного с папской милицией, и скоро после того получил место педагога статуи в Столичном училище живописи, ваяния и зодчества. Занимая это место до конца собственной жизни, содействовал образованию многих юных архитекторов, и за собственный мозг и любовь к искусству воспользовался общим почтением в кругу столичных живописцев и любителей искусства.
В 1849 году признан академиком как за свои прежние работы, так и за преподавательскую деятельность, а в 1858 году возведён, по предложению президента академии, Марии Николаевны (1852—1876 года), в профессорское звание.
Главные произведения, сверх вышеупомянутых — барельефы на пьедестал памятника императору Николаю I в Санкт-Петербурге и некие из скульптурных украшений на наружных стенках столичного Храма Спасателя (горельефы «Владимирская Божия Матерь», «Святая королева Александра», «Мария Магдалина», «Анна Пророчица» и «Великомученица Екатерина» на восточном портале, «Святой князь Даниил Московский» и «Преподобный Савва Звенигородский» при одной из оконных арок северной стороны). Не считая статуи, занимался также литературою, помещая в «Столичных Ведомостях», «Российском Вестнике» и «Современной Летописи» свои мемуары о российских художниках, их биографии и некрологи, заметки о художественных выставках и другие подобные известия. Эти статьи он замыслил перепечатать в виде особенного сборника под заглавием «Материалы для истории искусства в Рф», но успел выпустить в свет только первую часть этого издания (Москва, 1863 год).
Бюст Карамзина. Архитектор Н. А. Ромазанов Северный горельеф. Архитектор Н. А. РомазановТворчество
Участвовал в работах по выполнению памятников Карамзину Н. М., в Симбирске, и Державину, в Казани (по проектам С. И. Гальберга).
Монумент Н. М. Карамзину в Симбирске/УльяновскеПосреди более узнаваемых монументальных работ:
создание трёх барельефов на пьедестал памятника императору Николаю I в Санкт-Петербурге.На постаменте конной скульптуры Николая I отлиты 4 барельефа, отражающие самые выдающиеся действия его царствования. Заключительное посреди их — сцена у Веребьинского моста (архитектор Н. А. Ромазанов). Впечатляющие завидной выправкой, какую только могла обеспечить именитая николаевская муштра, фигуры в эполетах и фуражках самого царя, Клейнмихеля, Мельникова, Журавского и других обрамляются народной массовкой. И над всем этим вроде бы парит мост с проходящим по нему поездом;
скульптурные декорации на наружных стенках столичного Храма Христа Спасателя (горельефы «Владимирская Божия Матерь», «Святая королева Александра», «Мария Магдалина», «Анна Пророчица» и «Великомученица Екатерина» на восточном портале, «Святой князь Даниил Московский» и «Преподобный Савва Звенигородский» при одной из оконных арок северной стороны);Литературые работы:
«Материалы для истории искусства в России», особенный сборник, часть I, (Москва, 1863 год).Оценки деятельности
За свои успехи был награждён в 1836 и 1837 годах 2-мя серебряными медалями, малой и большой (последнюю за барельеф «Искушение Спасателя в пустыне»).
В 1838 году малой золотой медалью (за группу «Милон Кротонский, терзаемый львом»).
Закончил академический курс Императорской Академии Художеств в 1839 году со званием художника XIV класса и большой золотой медалью, присужденной ему за исполненную по программке скульптуру «Фавн, несущий козленка».