Риццони Александр Антонович



Когда родился: 23 января 4 февраля

Где родился: Рига

Когда умер: 16 29 апреля

Где умер: Рим

Происхождение: ремесленник

Страна: Российская империя

Жанр: Жанровая живопись

Где учился: Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: Академизм

Cамые известные картины: «Римская таверна», «Синагога», «Посещение кардиналом церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо

Медали Императорской Академии художеств




Биография

«Жиды-контрабандисты», (1860), холст, масло — Муниципальный Российский музей.

Александр Антонович Риццони, брат академика живописи Павла Антоновича Риццони (1822-1913), родился в 1836 году. Получив изначальное образование в рижском уездном училище и 1-ое знакомство с рисованием и живописью от собственного брата, в 1852 году поступил в ученики Императорской Академии художеств, где состоял учеником доктора Б. П. Виллевальда.

В 1857 году был удостоен малой серебряной медали за картину «Корчма» и большой серебряной за картину «Итальянский шарманщик в корчме». В том же году сделал за свой счет поездку в Италию и Францию. Картина «Жиды-контрабандисты» (в Муниципальном Российском музее) доставила ему в 1859 году малую золотую медаль.

После того он путешествовал в Испанию и Бельгию, не один раз посещал прибалтийские губернии, и в 1862 году, за картину: «Аукцион в лифляндской деревне», получил огромную золотую медаль и право на шестилетнее пребывание в чужих краях в качестве пенсионера академии.

Совершенствовался четыре года в Париже и в особенности в Риме, при этом, ещё больше, чем до этого, пристрастился к писанию маленьких, кропотливо оконченных картин, для которых сюжеты стал брать из жизни высшего католического духовенства и монахов, из римского народного быта и из характеров тех евреев, помещая изображенные сцены по большой части в закрытых помещениях, каковы кабинеты прелатов, монастырские рефектории, трактиры, синагоги и тому схожее.

Восемь картинок подобного рода, привезенных в Санкт-Петербург в 1866 году, доставили Риццони звание академика и продление срока пребывания за казенный счет в чужих краях. В 1868 году, за новые произведения в том же роде, академия построила Риццони в профессоры. По истечении срока собственного пенсионерства, он совсем поселился в Риме, где жил до самой погибели, но не разрывая связи с Санкт-Петербургом.

Из бессчетных картин Риццони, отличающихся неплохим рисунком, характерностью выведенных на сцену типов, прелестной передачей костюмов и комнатной обстановки, умопомрачительной тонкостью письма, но страдающих цветистостью колорита и лишней прилизанностью, достойны внимания в особенности: «Римская таверна» (в Муниципальном Российском музее, в Санкт-Петербурге), «Трапеза капуцинов» (приобретена Козьмой Солдатенковым, в Москве), «Выход кардинала из церкви» (у него же), «Синагога» (у него же), «Ризница в монастыре картезианцев» (в Аничковом дворце, в Санкт-Петербурге), «Совет кардиналов» (у наследников Д. П. Боткина, в Москве), «Чтение талмуда» (в Гос Третьяковской галерее, в Москве), «Квартет дилетантов», «Посещение кардиналом церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо, в Риме» и некие другие.

Закончил жизнь самоубийством в Риме, в 1902 году.

При написании этой статьи употреблялся материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Оценка творчества

Александра Риццони, имевшего итальянское происхождение и прожившего огромную часть жизни в Италии, Павел Третьяков считал русским художником и броским представителем российской академической школы живописи.

…Ваши рисунки прелестны, дай Вам Бог продолжать такие шаги вперед, какой Вы прошедший год сделали. Именно тогда мы побеседовали бы с неверующими.

— Из письма Павла Михайловича Третьякова художнику.

Риццони сотрудничал с Павлом Третьяковым, помогая в формировании его коллекции, был посредником К. Т. Боецёнкова в приобретении картин российских живописцев, живших за границей.

Если б не собирательская деятельность таких меценатов, как Третьяков, Боецёнков, Прянишников, то русским художникам некоторому было бы реализовать свои картины, хоть в Неву их кидай.

— А. А. Риццони

Риццони сроднился с миловидным, с идиллией, положив все силы собственного таланта на может быть честную работу. Итог этой добросовестной и, во всяком случае, «невредной» деятельности собрал ему кружок почитателей в другой среде управляющих, которую я конкретно бы именовал средою по преимуществу долга чести и труда.

— Из письма М. А. Врубеля С. И. Мамонтову, 1902 год.

Достойные внимания факты

Весной 1990 года картина А. А. Риццони «Итальянская лавочка», вкупе с другими одиннадцатью полотнами, была украдена из Серпуховского историко-художественного музея. Спустя 20 лет, картина была найдена в одной из столичных личных художественных галерей и возвращена музею.

Галерея

«Посещение кардиналом церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо, в Риме», (1872), доска, масло — Музей Виктории и Альберта, Лондон.

«В синагоге», (1867), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея.

«Голова кардинала», (1898), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея.

«Еврей-скрипач», (1890-е), холст, масло — личное собрание.

«Совещание кардиналов», (1900), холст, масло — Муниципальный Российский музей.

Комменты

↑ Нурок Альфред Павлович (1860–1919) — музыкальный критик, публицист. ↑ 1 2 В июне 1901 года в журнальчике «Мир искусства», А. А. Риццони окрестили самым худшим изо всех современных живописцев и что обществу, нужно избавиться от всех работ Риццони, которые позорят российское искусство. Не выдержав травли, живописец покончил жизнь самоубийством.

Другие материалы в этой категории: « Розенталс Янис Рисс Франц Николаевич »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный