Биография
«Девочка из Малороссии», (1892), холст, масло — личное собрание.Николай Бодаревский родился в городке Одессе, в дворянской семье. Окончил рисовальную школу Одесского приятельства поощрения роскошных искусств, находившейся в ведении Императорской Академии художеств.
С 1869 по 1873 год обучался в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи П. М. Шамшина, Т. А. Неффа, В. П. Верещагина.
Во время учебы в 1871 году получил четыре серебряные медали: две малые и две огромные медали Академии «За фуррор в рисовании», в 1873 две малые золотые за картину «Давид играет на гуслях перед Саулом».
В 1875 году Бодаревскому Академией присвоено звание потрясающего художника 1-й степени за картину «Апостол Павел разъясняет догматы веры перед царём Агриппой».
С 1880 года по 1918 год экспонент Приятельства передвижных художественных выставок. С 1884 года член Приятельства.
В 1908 году художнику присвоено звание академика Императорской Академии художеств.
Погиб Бодаревский в 1921 году и был похоронен на первом (древнем) городском кладбище Одессы. Могила художника не сохранилась. В 1934 году кладбище было закрыто, а в 1935 вкупе с храмом «Во имя всех святых» было снесено. На месте кладбища был открыт парк культуры и отдыха имени Ильича (сейчас парк «Преображенский»). Кладбище, на котором кроме художника были похоронены многие известные обитатели Одессы — младший брат А. С. Пушкина Лев Сергеевич, актриса Вера Прохладная, управляющий обороны Одессы генерал-адъютант Д. Е. Остен-Сакен, герой русско-турецкой войны генерал Ф. Ф. Радецкий, было на сто процентов уничтожено.
Сестра — Бодаревская, Екатерина Корнелиевна — тоже была художницей.
Творчество художника
Вместе с В. М. Васнецовым, М. В. Нестеровым, А. П. Рябушкиным, Н. Н. Харламовым и другими живописцами, Бодаревский участвовал в разработке художественного убранства Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). По красочным наброскам художника сделаны 16 мозаик: «Святой Владимир», «Святая Мария Магдалина», «Святая Королева Александра», «Николай Чудотворец», «Богоматерь с 2-мя ангелами», «Архидьякон Лаврентий», «Господь Эммануил», «Святой Архидьякон Стефан», два серафима и четыре архангела (мозаики иконостасов), также «Предательство Иуды» и «Христос перед Пилатом» (мозаики юго-западного пилона).
Работы художника в Соборе Воскресения Христова (Выручил на Крови) (мозаики сделаны в мозаичной мастерской братьев А. А. и В. А. Фроловых) Христос перед Пилатом Святая Мария Магдалина Николай Чудотворец Святой Владимир Святая королева Александра Поцелуй ИудыВ 1889 году директор и главный вдохновитель строительства Огромного зала Столичной гос консерватории Василий Ильич Сафонов лично заказал у академика живописи Бодаревского четырнадцать портретов выдающихся композиторов, для декорации Огромного концертного зала на 1700 мест. К открытию Огромного зала в марте 1901 года, картины были окончены Бодаревским и установлены на свои места. Округлые лепные рамы к картинам были исполнены А. А. Аладьиным. В 1953 году портреты Мендельсона, Гайдна, Глюка и Генделя были сняты и изменены на портреты Римского-Корсакова, Мусоргского, Даргомыжского и Шопена работы живописцев М. А. Суздальцева и Н. П. Мещанинова. В 1999 году портреты Мендельсона и Гайдна были случаем обнаружены комендантом Огромного зала консерватории. Картины были отреставрированы и установлены у центрального входа в партер. В 2008 году под портретами устанолены мраморные доски. Местопребывание портретов Глюка и Генделя работы Бодаревского непонятно.
Работы художника в Большенном зале Столичной гос консерваторииЛюдвиг ван Бетховен
П. И. Чайковский
Франц Йозеф Гайдн
М. И. Глинка
Феликс Мендельсон
Франц Петер Шуберт
Роберт Шуман
Рихард Вагнер
Отзывы современников о творчестве художника «Обнаженная в мастерской», (ранее 1921), холст, масло — личное собрание Выставка не раскрывалась без того, чтоб Волков не поссорился с Бодаревским, и очень крупно. Доходило дело до того, что некие время от времени боялись: не подерутся ли Волков с Бодаревским.Портретист Бодаревский Николай Корнильевич был тяжким крестом для передвижников. В юности подававший надежды как живописец и отмеченный Крамским, он был избран членом Приятельства, но скоро как-то распустился, перевел все на заработок, на средства. Его портреты нравились буржуазному обществу, приемущественно дамам. Он до иллюзии точно выписывал престижные платьица, прикрашивал и молодил лица, как куколкам, угождая вкусам заказчиков.
Строил Бодаревский из себя художника-барина некий высшей марки. Необыкновенно напыщенный и салонный тон, французская речь с дамами, целованье их ручек, обхаживание валютных особ и, невзирая на достаточно значимый заработок, неизменная задолженность. Затеи несуразные: строил для себя дом-виллу под Одессой какого-то бестолкового стиля, считая его за арабский, пробивал тоннель в горе к морю. Во всем был сумбур и художественная непристойность. Но какой барин! Высочайший и достаточно прекрасный, в золотом пенсне и с высокомерным выражением лица. Будто бы приказывал: "Эй, человек! подай мне!"
Передвижники не выносили его, но по уставу не могли исключить из собственной среды, потому что злодеяний он все таки не совершал. Только когда ставил вещи, спускавшиеся до уровня порнухи, товарищи протестовали и убирали их с выставки.
В этих случаях Волков выступал застрельщиком, гласил Бодаревскому откровенные, очень досадные для авторского самолюбия слова и приказывал рабочим снимать непозволительные по правилам передвижников картины Бодаревского. Естественно, атмосфера разражалась грозой, доходившей чуть ли не до поединка, в особенности на обедах, устраиваемых перед открытием выставки.
— Я. Д. Минченков, «Волков Ефим Ефимович».
И во всей российской живописи нынешнего денька нет ни одной картины. Выставки — большенные папки открыток либо ученических тетрадей, из которых время от времени пристальным глазом отметишь рядом с мясом Бодаревского лапоть Гончаровой над двумя-тремя розами Машкова.— Владимир Маяковский, «Живопись нынешнего дня», (май 1914)
Когда к передвижникам влилась новенькая струя из Столичного общества живописцев — Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Петровичев, Туржанский и другие, за которых, к слову сказать, самым конкретным ходатаем был Репин, — для новых вторженцев явился совсем недопустимым Бодаревский. Не много кто сейчас помнит этого страшного художника, специализировавшегося на дамских портретах и являвшегося воплощением непристойности. Все его кросотки точно сошли с конфетных либо папиросных коробок, исключительно в увеличенном виде. Но он был старенькым членом Приятельства передвижников, и отвертеться от него было тяжело. Но его картины, огромные, калоритные и крикливые, портили всю физиономию выставки. Большая часть живописцев обратилась к Репину как к более чтимому и авторитетному члену общества с просьбой очистить выставку от Бодаревского. Репин огорчился.— О, о, о... нельзя же... как-то необходимо... по-товарищески... Да бог с ним — пусть висит!
Живописцы замолчали. На другой денек назначен был обход — еще до вернисажа. Репин пришел. Выставка была очень удачна. Репин прогуливался от картины к картине, но все неспокойно ворачивался к полотну Бодаревского, как будто его тянуло. Вдруг не выдержал: подошел к Бодаревскому и, дернув его за рукав, умоляющим тоном воскрикнул:
— Николай Корнилиевич! Уберите, не сердитесь, уберите... Портит все... и портит вам!
Так и принудил его убрать картину.
— Т. Л. Щепкина-Куперник, «Поздние воспоминания»
Достойные внимания факты
В 2005 году полотно Бодаревского «Крестьянская украинская девочка», (1892), было продано с аукциона в Лондоне 86 тыщ фунтов стерлингов.Галерея
«Суд над апостолом Павлом», (1875), холст, масло — Закарпатский художественный музей имени Иосифа Бокшая
«Малороссия. Девченка с гусями», (1892), холст, масло — личное собрание
Портрет О. Ф. Бурышкиной, (1897), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея
Портрет Маргариты Кирилловны Морозовой, (1897), холст, масло — Мемориальная квартира Андрея Белоснежного
«Красавица-декадентка», (1903), холст, масло — личное собрание
«Любимчик», (1905), холст, масло — личное собрание
«За книгой», (1905), картон, масло — личное собрание
Портрет императрицы Александры Фёдоровны, (1907), холст, масло — Муниципальный Эрмитаж
Портрет княкини Гагариной, (1911), холст, масло — личное собрание
«Автор и модель», (1912), холст, масло — личное собрание
«Женский портрет», (1915), холст, масло — личное собрание
«Увлекательные речи», (1916), холст, масло — Муниципальный художественный музей Алтайского края
«Яблочный выручил в Малороссии», (ранее 1921), холст, масло — Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
«Натурщица», (ранее 1921), холст, масло — личное собрание
«Лежащая обнаженная», (ранее 1921), холст, масло — личное собрание