Айвазовский Иван Константинович

При рождении был назван (первое имя): Ованнес Айвазян
Հովհաննես Այվազյան

Когда родился: 17 29 июля

Где родился: Феодосия

Когда умер: 19 апреля 2 мая

Где умер: Феодосия

Страна: Российская империя

Жанр: Художник

Где учился: Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: романтизм

Оказал влияние на: Архип Куинджи

Биография

Детство и учёба Портрет бабушки

Отец художника — Константин Григорьевич Айвазовский (1771—1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два отпрыска — Ованес (Иван) и Саргис (потом, в монашестве — Габриэл). Сначало торговые дела Айвазовского шли удачно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с юношества нашел внутри себя художественные и музыкальные возможности; а именно, он без помощи других научился играть на скрипке. Феодосийский конструктор — Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные возможности мальчугана, отдал ему и 1-ые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал молодому Айвазовскому, временами даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал направить внимание на молодое дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, он был зачислен в симферопольскую гимназию с помощью градоначальника, который в то время уже был фанатом таланта грядущего художника. Потом Айвазовский был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

Понятно также, что первым учителем рисования у молодого Ивана Айвазовского был германский колонист живописец Иоганн Людвиг Гросс, с чьей легкой руки юный Иван Константинович получил советы в Академию художеств. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в округах Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён ассистентом к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, невзирая на запрет последнего работать без помощи других, продолжал писать пейзажи и выставил 5 картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили доброжелательные отзывы критики. Таннер посетовал на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Живописец был прощён только через полгода и определён в класс батальной живописи к доктору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Огромную золотую медаль за картину «Штиль». Это отдало ему право на двухгодовую поездку в Крым и в Европу.

Крым и Европа (1838—1844) Лунный пейзаж с крушением, 1863

Весной 1838 года живописец отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только лишь писал морские пейзажи, да и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, следя с берега за посадкой десанта в равнине реки Шахе, сделал эскизы для картины «Десант отряда в равнине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позднее по приглашению начальника кавказской прибрежной полосы генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года возвратился в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, собственный 1-ый чин и личное дворянство.

«23 сентября 1839 г.

Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу собственного устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника собственного Ивана Гайвазовского, обучавшегося в одной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс собственного учения, за его отличные успехи и особливо признанное в нём добронравие, добросовестное и хвалебное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейшее данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в нескончаемые роды воспользоваться правами и преимуществами, той высочайшею преимуществом таким присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».

В это время сблизился с кругом Карла Брюллова и Миши Глинки.

В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг направились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, также побывал на полуострове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Живописец длительное время работал в южной Италии, а именно, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе только недлинные промежутки времени, а в мастерской ворачивал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена отцом Григорием XVI, который также одарил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал фуррор, как критики (а именно, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств.

Сначала 1842 года Айвазовский через Швейцарию и равнину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Великобританию, а позднее посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл живописец, попал в бурю и чуть не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его смерти. Путешествие в целом длилось четыре года. Осенью 1844 года он возвратился в Россию.

Предстоящая карьера Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе, 1846

В 1844 году стал живописцем Головного морского штаба (без валютного пособия), а с 1847 — доктором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Иван Константинович Айвазовский писал в главном морские пейзажи; сделал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень удачной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей трудности живописец написал больше 6 тыщ работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные средства открыл школу искусств, ставшую потом одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основателем Киммерийской школы живописи, был зачинателем строительства стальной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Интенсивно занимался делами городка, его благоустройством, содействовал благоденствию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, учавствовал в исследовании более 90 курганов (часть отысканных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).

На свои средства выстроил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за награды перед археологией избран реальным членом Одесского общества истории и древностей.

12 апреля 1895 года И. К. Айвазовский, ворачиваясь из Нахичевани-на Дону, где встречался с Мкртичем (Хримьяном) (1820—1907) верховным патриархом и католикосом всех армян, заехал к собственному старенькому знакомому Я. М. Серебрякову в Таганрог. Это был 2-ой приезд Айвазовского в Таганрог — 1-ый был в 1835 году, когда он посещал Дворец Александра I.

В Таганрог для паломнического приюта с часовней Правительского Православного Палестинского Общества, представителем которого в Таганроге был Ипполит Ильич Чайковский (брат композитора), Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была расположена в часовне. За этот дар живописец был удостоен личной благодарности Председателя Общества величавого князя Сергея Александровича.

Последние деньки жизни Могила И. К. Айвазовского около армянской церкви Сурб-Саркис, Феодосия, Крым

Живописец погиб 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти 2-ух лет.

Перед самой гибелью Айвазовский написал картину, которая именуется «Морской залив», а в последний денек жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Так описан последний денек на веб-сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:

С утра 19 апреля (2 мая) 1900 года живописец обычно устроился за мольбертом в собственной феодосийской мастерской. На подрамнике маленького размера был натянут незапятнанный холст. Айвазовский решил выполнить свое давнешнее желание — снова показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец выбрал реальный факт — геройский подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение денька живописец практически окончил работу.

Глубочайшей ночкой, во время сна, неожиданная погибель оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии преобразован в музей.

Высшую оценку творчеству художника давали многие его современники, а живописец И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни гласил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только лишь у нас, а в истории искусства вообщем..."

Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белоснежного мрамора, создателем которого является итальянский архитектор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по для себя бессмертную память».

Семья Автопортрет Анна Саркисова. И. К. Айвазовский, 1882.

В 1848 году Иван Константинович женился. 1-ая супруга Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на российской службе. У их было четыре дочери: Лена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от супруга спустя 12 лет. Но брак был расторгнут только в 1877 году.

Малыши Лена + Пелопид Латри Латри, Миша Пелопидович, живописец Александр Латри (с благословения Николая II единственный из внуков получил разрешение носить фамилию живописца). София Латри + (1) Новосельский + (2) князь Иверико Микеладзе Ольга Новосельская + Стефан Асфорд Сенфорд. Отпрыск: Генри Сенфорд Гаяне Микеладзе Мария (Мариам) + Вильгельм Львович Ганзен Ганзен, Алексей Васильевич, художник-маринист. + Олимпиада Александра + Миша Лампси. Семья жила в Феодосии и занимала правую часть дома Айвазовского. Николай Лампси + Лидия Соломс. С 1907 по 1909 годы — директор Картинной галереи в Феодосии. Детки: Миша, Ира, Татьяна Иван Лампси Жанна + К. Н. Арцеулов Арцеулов, Николай Константинович, судостроитель и художник-маринист Арцеулов, Константин Константинович, российский пилот и художник-иллюстратор

2-ая супруга — Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян, армянка. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её супруга, известного феодосийского негоцианта, в 1882 году. Краса юный вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

По неким сведениям у Айвазовского была внебрачная дочь.

Родной брат, может быть, Григорий Константинович Айвазовский, — коллежский асессор (с 1853 года), капитан Феодосийского карантинного порта (на 1858 год, жалования, столовых и квартирных — 798 руб.).

Легенды об Айвазовском

Большая часть источников приписывают Айвазовскому только армянское происхождение. Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что посреди его протцов были турки . Согласно этим публикациям, покойный отец художника говорил ему, что прадед художника (согласно Блудовой — по женской полосы ) был отпрыском турецкого полководца и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от смерти некоторым армянином, который его крестил и усыновил (вариант — бойцом). После погибели художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в собственной книжке поведал эту же историю, но про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского.

Галерея

Дом Айвазовского, потом картинная галерея, был спроектирован лично Айвазовским в 1845 году, а в 1880 живописец открыл свой выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию. Этот год официально считается годом сотворения галереи.

По его завещанию картинная галерея перебежала в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, сейчас носящей его имя, полнее всего представлено творчество художника. Архив документов Айвазовского хранится в Русском муниципальном архиве литературы и искусства, Гос общественной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Гос Третьяковской галерее, Театральном музее им. А. А. Бахрушина.

Творчество

Особенной известностью воспользовался Айвазовский не только лишь в Рф, да и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под управлением Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул сразил художника. После окончания экспедиции им было написано огромное количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на интернациональной выставке выставлялись его работы, Айвазовский 2-ой раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, также, по протекции придворного конструктора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В символ преклонения перед его творчеством султан одарил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

Прощание Пушкина с морем. Картина исполнена И. К. Айвазовским вместе с И. Е. Репиным, 1877

Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих живописцев Стамбула, в то время, оказало воздействие творчество Ивана Константиновича. В особенности это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позднее вспоминали, что Айвазовский также оказал существенное воздействие на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина так приглянулась султану, что он сходу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский повсевременно бывал во дворце султана, сдружился с ним, в итоге им было написано не 10, а около 30 разных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени.

Уже через год Айвазовский опять едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в текущее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче).

Еще одна война с Турцией завершилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный контракт подписывался в зале, стенки которого декорировали картины российского художника. Это было эмблемой будущих хороших отношений меж Турцией и Россией.

Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, не один раз выставлялись в разных выставках. В 1880 году в здании российского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

В 1881 году обладатель художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ узнаваемых мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году тут же свершилась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели большой фуррор.

В 1888 году в Стамбуле свершилась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится 1-ый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии выслеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некие марины диярбакырца Тахсина.

В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

В текущее время несколько узнаваемых картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из личных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

Девятый вал (картина Айвазовского)

Бриг «Меркурий», атакованный 2-мя турецкими кораблями

Вид Леандровой башни в Константинополе

Радуга (картина Айвазовского)

Чёрное море (картина Айвазовского)

Лунная ночь на Босфоре

Пушкин на берегу Чёрного моря

Смотр Черноморского флота в 1849 году

Известного британского мариниста У. Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, так потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он предназначил ему стихотворение:

Великий художник!Прости меня за ошибку мою,
когда я принял за действительность картину твою,
но настолько очаровательна работа твоя,
что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.
Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений,
 что тебя вдохновляет гений.

(Стихотворная обработка дословного перевода с британского:Иосэф Меерович,Израиль,ноябрь 2013)

Работы Айвазовского в современном мире

В наше время не стихает энтузиазм к работам художника. Его работы повсевременно продаются на разных аукционах. К примеру в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн. Полотна посвящены помощи США Рф в 90-х годах XIX века и подарены создателем музею Corcoran Gallery в Вашингтоне.

Аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две маленькие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два огромных полотна (за £421 тыс. и £337 тыс.)

Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книжку «100 величавых картин» В 2007 году на аукционе «Кристис» картина «Корабль у скал Гибралтара» была продана за 2,708 миллиона фунтов стерлингов, что являлось рекордом для картин Айвазовского до 2012 года.

«Вид Константинополя и Босфора». Холст, масло. 124,5 х 195,5

24 апреля 2012 года на аукционе Sotheby's картина Айвазовского 1856 года «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.

Заслуги и регалии

1856 год

награждён орденом Почётного легиона (Франция); награждён османским орденом «Нишан-Али» IV степени;

1874 год

награждён орденом Османие II степени;

1880 год

вручена «Алмазная медаль» (Османская империя)

1890 год

награждён султаном Абдульхамидом II орденом Меджидие I степени

Факты

В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов.

22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье шикарное, несколько сказочное; такие имения, возможно, можно созидать в Персии. Сам Айвазовский, бодренький старик лет 75, представляет из себя помесь благодушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного плюсы, руки имеет мягенькие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура непростая и достойная внимания. Внутри себя одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и доверчивого деда, и Отелло. Женат на юный и очень прекрасной даме, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вкупе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был товарищем Пушкина, но Пушкина не читал. В собственной жизни он не прочитал ни одной книжки. Когда ему предлагают читать, он гласит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои представления?» Я у него пробыл целый денек и обедал.

Нередко приезжая к собственному брату Габриэлю на полуостров Св. Лазаря, Айвазовский повсевременно останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для исследования армянского языка. Когда Крым вошел в состав Русской империи, генуэзская система водоснабжения Феодосии была стопроцентно позабыта. Из 33 фонтанов и водоемов к 1820 году осталось только 5, состояние их было плачевным. К 1886 году в Феодосии наступил реальный аква голод: на 11 тыс. населения приходилось 3—4 тыс. ведер воды в день.

«Не будучи способен дальше оставаться очевидцем ужасного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного городка, я дарю ему в нескончаемую собственность 50 тыс. ведер в день незапятанной воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в собственном воззвании к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году. Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, недалеко от Старенького Крыма, в 25 милях от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, с помощью которого вода пришла в город. В парке у набережной выстроили фонтан, воду из которого местные обитатели получали безвозмездно. В одном из писем Айвазовский докладывал: «Фонтан в восточном стиле так неплох, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такового успешного, в особенности, в пропорциях». Фонтан явился четкой копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи». На данный момент фонтан носит имя Айвазовского.

Память об Айвазовском

Монумент в Кронштадте Монумент в Кронштадте (2007)

15 сентября 2007 года в Кронштадте был открыт 1-ый в постреволюционной и постсоветской Рф монумент Айвазовскому. Бюст художника находится на Макаровской набережной у морской крепости, прикрывающей морские подходы к Санкт-Петербургу. Архитектор — заслуженный живописец Рф, лауреат гос премии Владимир Горевой. В праздничной церемонии открытия монумента приняли роль представители правительства Санкт-Петербурга, законодательного собрания северной столицы, администрации Кронштадта. Не считая этого, присутствовали представители Ленинградской военно-морской базы и праправнучка художника Ира Касацкая.

Монумент в Ереване

1 мая 2003 года в Ереване был установлен монумент Ивану Айвазовскому (Ованесу Айвазяну). Создатель — Оган Петросян. Монумент находится в центре Еревана в одном из красочных скверов столицы около Дома камерной музыки.

Монумент в Симферополе

Монумент в Симферополе установлен по инициативе и на средства армянского государственного общества Крыма «Луис». Архитекторы — Л. Токмаджян с отпрысками, конструктор — В. Кравченко. Сквер имени П. Е. Дыбенко, площадь Русская.

Симферополь. Монумент братьям Айвазян Монументы в других городках

Феодосия. Фонтан Айвазовского.

Феодосия — Айвазовскому

Заслуга

Орден Ованес Айвазовский.

Топонимика Айвазовский (Жд станция /остановочный пункт/ на местности Калининградской области) Москва: Улица Айвазовского (Москва) в микрорайоне Ясенево юго-западного административного окрестность Феодосия: Проспект Айвазовского и улица Айвазовского Ж/Д стация Айвазовская в черте городка Объекты, нареченные именованием художника Лайнер Airbus A321 (VP-BQX) авиакомпании «Аэрофлот» «И. Айвазовский». Теплоход «Айвазовский». В филателии Почтовые марки СССР

1950 год: портрет Айвазовского работы Тыранова

1950 год: картина «Девятый вал»

1950 год: картина «Темное море»

1967 год: картина «Морской берег»

1974 год: картина «Вид Одессы в лунную ночь»

1974 год: картина «Чесменский бой»

Библиография

Aivazovsky. Leningrad, Aurora Art Publishers, 1989. Иван Константинович Айвазовский. Издательство «Искусство», Москва, 1965. Игорь Долгополов, Мастера и шедевры. Издательство «Изобразительное Искусство», Москва, 1987. Пользующаяся популярностью Художественная Энциклопедия. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, 1986. Айвазовский. Документы и материалы. — Ереван, 1967. Барсамов Н. С. И. К. Айвазовский. 1817—1900. — М., 1962. Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. — М., 1970. Саргсян М. Жизнь величавого мариниста. — Ереван, 1990 (на арм. яз.). Чурак Г. И. Айвазовский. — М., 2000. Хачатрян Ш. Айвазовский узнаваемый и неведомый. — Самара, 2000. Un peintre russe sur la Riviera : Aivazovsky par Guillaume ARAL et Alex BENVENUTO, Lou Sourgentin N°192, Nice, juin 2010 (фр.) …С того времени я знаю, что стать Айвазовским не просто, что живописец Головного морского штаба имел в кармашке мундира секрет, с помощью которого умел делать на полотне воду влажной…

— Конецкий В.В. Солёный лёд. В шторм и штиль // Собрание сочинений в 7 томах (8 книжках). — СПб.: Интернациональный фонд «300 лет Кронштадту — возрождение святынь», 2001—2003. — Т. 2. — 471 с.

Фильмография

1983 год. «Айвазовский и Армения» (документальный кинофильм); В 2000 году Российский музей и студия «Квадрат фильм» сделали кинофильм «Иван Айвазовский». Также есть сюжет о художнике в проекте «Российская Империя»

См. также

Головинка (Сочи): О сюжете картины «Десант у Субаши» Перечень картин Ивана Константиновича Айвазовского

Девятый вал (картина Айвазовского)

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

Вид Леандровой башни в Константинополе

Радуга (картина Айвазовского)

Чёрное море (картина Айвазовского)

Лунная ночь на Босфоре

Пушкин на берегу Чёрного моря

Смотр Черноморского флота в 1849 году

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный