Ушаков Симон Фёдорович




Биография

Ушаков происходил, возможно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к собственной специальности, потому что, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в королевские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Тут прямыми его обязательствами было «знаменить», другими словами делать картинки для различных предметов церковной утвари и дворцового обихода, в большей степени для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, придумывать узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, не считая того, вида для двора, церквей и личных лиц, причём приобрёл скоро известность наилучшего на Москве богомаза.

С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе иных королевских мастеров, образовал целую школу богомазов, воспользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой собственной погибели жил в довольстве и почёте.

Работы

Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас достаточно много, но большая часть их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и в особенности любознательные, можно указать на иконы: Благовещения, в какой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Мамы, в Москве), Владимирской Богоматери с столичными угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Фёдорвея Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Миши Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, что он был человек очень развитый по собственному времени, живописец профессиональный, отлично владевший всеми средствами тогдашней техники. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по старым образцам», Ушаков не относился флегмантично к западному искусству, веяние которого вообщем уже очень распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве извечного русско-византийского иконописания он писал и по старым «пошибам», и в новеньком так именуемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, приценивался к западным образчикам и к натуре, стремился докладывать фигурам характерность и движение. В круг занятий Ушакова входило изготовка рисунков для гравёров. Д. Ровинский в своём «Подробном словаре российских граверов» показывает на два офорта, исполненных им самим.

Ушаков, Симон Фёдорович на Викискладе?

Привил иконографию генеалогического древа на Русь — см. икона Древо государей Русских.

Галерея

Христос — Величавый Архиерей. 1658

Похвала Владимирской иконе Божией Мамы. Древо страны Русского. 1668

Богородица Умиление, 1668

Христос Эммануил, 1668,

Архангел Миша попирающий беса 1676

Потаенная Вечеря 1685

Христос Эммануил, 1686

Литература

Леонов А. Симон Ушаков: Российский живописец XVII века: 1626—1686 / А. Леонов. — М.; Л.: Искусство, 1945. — 24, с. — (Массовая библиотека). — 15 000 экз. (обл.) Ананьева Т. А. Симон Ушаков. Л.: Издательство "Аврора",1971.

Христос — Великий Архиерей. 1658

Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. 1668

Богородица Умиление, 1668

Христос Эммануил, 1668,

Архангел Михаил попирающий дьявола 1676

Тайная Вечеря 1685

Христос Эммануил, 1686

Другие материалы в этой категории: « Василий Корень

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный