Содержание
1 История 2 Описание 3 См. также 4 Примечания 5 СсылкиИстория
Картина была написана Тицианом в 1550-х годах, когда художнику было более 60 лет. Тициан высоко ценил эту картину и не желал никому её продавать, так что она оставалась в его доме до конца его жизни. После погибели Тициана в 1576 году картина перебежала по наследию к его отпрыску Помпонио Вечеллио (Pomponio Vecellio). В 1581 году он продал её совместно с другими картинами Кристофоро Барбариго (Cristoforo Barbarigo) из Венеции, от которого её унаследовал его отпрыск, Андреа Барбариго (Andrea Barbarigo). В течение практически трёх веков картина оставалась в принадлежности семьи Барбариго в их дворце на Гранд-канале — палаццо Барбариго.
В 1850 году при содействии российского консула Александра Хвостова собрание картин Барбариго было приобретено Николаем Первым для музейной коллекции Эрмитажа. Потом «Венера перед зеркалом» была помещена в один из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа, где она находилась совместно с другой известной картиной Тициана «Кающаяся Мария Магдалина».
В 1929—1934 годах правительством СССР была санкционирована продажа картин из коллекции Эрмитажа, значимая часть которых была продана через посредников (посреди которых была компания Knoedler) южноамериканскому собирателю Эндрю Меллону (1855—1937), который в то время был министром денег США.
В 1931 году «Венера перед зеркалом» была привезена в США совместно с 2-мя другими картинами — «Распятием» Перуджино и «Мадонной Альбой» Рафаэля. Эти картины прибыли в США в сопровождении Николая Ильина (управляющего «Антиквариата» — подразделения Наркомвнешторга СССР, отвечавшего за экспорт культурных ценностей) и Бориса Краевского (члена коллегии Наркомвнешторга СССР), которые вели переговоры с представителями конторы Knoedler — повстречаться впрямую с Меллоном им не удалось.
После погибели Эндрю Меллона в 1937 году его коллекция перебежала к государству и составила базу собрания живописи создаваемой Государственной галереи искусства, в составе которой картина «Венера перед зеркалом» и находится до сего времени.
Описание
Полуобнажённая Венера, прикрывая грудь левой рукою, смотрится в зеркало. Румянец на её лице подчёркивает её юность и красоту. Её лицо повёрнуто к зрителю практически в профиль, а её отражение в зеркале практически является «картиной в картине». Считается, что положение рук Венеры на картине Тициана изображено в согласовании с мраморной статуей Праксителя «Афродита Книдская».
Живописец Василий Суриков так откликался об этой картине в письме Павлу Чистякову от 17 (29) мая 1884 года:
Наша эрмитажная «Венера с зеркалом» чуть не наилучшее произведение Тициана. Вообщем к нам в Эрмитаж самые наилучшие образцы старенькых мастеров попали.