Содержание
1 История сотворения 2 Сюжет 3 Примечания 4 Источники§История сотворения
В течение значимой части собственной истории картина оставалась неведомой. Найдена она была в запасниках галереи Уффици исключительно в 1917 году. Достоверно судьба произведения не ясна. Подразумевается, что картина была сотворена в один из более успешных периодов в творчестве художника (по одним данным, в 1595 году, по другим, в 1596 году) — при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного любовью к сюжетам, аналогичным сюжету «Вакха» и гедонистическим образом жизни. Знакомство Караваджо с кардиналом состоялось почти во всем благодаря поставщику картин для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Некие исследователи считают, что данное событие стало одним из главных моментов в судьбе мастера: новый покровитель предоставил живописцу жилище (Вилла Мадама), помогал получать серьёзную работу, совместно со знакомыми часто делая заказы.
§Сюжет
Левая рука юноши с запятанными ногтямиВ данном произведении живописец реализует народный взор на древний сюжет. Как и в других работах этого периода творчества, Караваджо воплощает новаторский для итальянской живописи жанровый подход к написанию картин.
Лицо юношиКартина изображает молодого Вакха, откинувшегося вспять, с виноградовыми ягодами и листьями в волосах, перебирающего пальцами правой руки кушак, обхватывающий свободно ниспадающую одежку. На каменном столе перед ним миска с фруктами и большой графин красноватого вина. Левой рукою он протягивает зрителю неглубокий бокал такого же вина, будто бы бы приглашая присоединиться к нему. Караваджо сделал не идеализированный образ древнего бога, а быстрее полупьяного юного человека. Изнеженный парень с пухлым, женоподобным лицом — обычный и порочный. Создателем аккуратненько прописаны отталкивающие детали: под ногтями Вакха грязь, не исключено, что для картины позировал один из уличных ободранцев. Вакх томно глядит из-под полуопущенных ресниц прямо в глаза зрителю, очевиден эротический подтекст произведения.
В полотне находится связь основного персонажа и кропотливо проработанного натюрморта. Фрукты и графин на картине завлекают чуть не больше внимания, чем сам Вакх. Посреди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Фрукты, большая часть из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как считают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.
В «Вакхе» ясно выслеживается связь с другими полотнами Караваджо такого же периода: Корзина с фруктами (1597), Лютнист (1956) и другими.
После чистки картины в отражении на стекле графина найден портрет художника, работающего за мольбертом, а на поверхности вина в чаше стало вероятным узреть отражение лица Вакха.
Графин, на котором было найдено изображение художникаРазмещение предлагаемого бокала с вином в левой руке персонажа картины привело к предположению неких исследователей о том, что живописец использовал зеркало при разработке картины: левая рука мальчугана, типо является его своей правой. Такое предположение согласуется с комментарием ранешнего биографа Караваджо, Джованни Бальоне, о том, что Караваджо сделал некие ранешние картины с помощью зеркала. Британский живописец Дэвид Хокни сделал способы работы Караваджо центральной частью собственного тезиса (известного как тезис Хокни-Фолко) о том, что живописцы эры Возрождения и поболее поздние живописцы использовали в работе одну из форм камеры-люциды.