Содержание
1 История 1.1 Реставрация 2 Сюжет 3 В массовой культуре 4 См. также 5 Литература 6 СсылкиИстория
Картина предназначалась для декорации дворца Альфонсо I д'Эсте, барона Феррары, который был декорирован изображениями на традиционные мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Но Рафаэль погиб в 1520 году, успев написать только подготовительный набросок и заказ был передан Тициану. Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия. В 1806 году картина попала в Англию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).
РеставрацияПолотно было два раза свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к чертовским для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Англию и, начиная с конца XIX века, повсевременно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967—1968 годах, проводившаяся в Английской государственной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В итоге потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значимой площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой план Тициана, но галерея заявляет, что это было нужно из-за разрушения лакового покрытия.
Сюжет
Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) возникает справа. Влюбившись в Ариадну с первого взора, он выходит из колесницы с 2-мя гепардами (в уникальном тексте у Катулла — с леопардами). Ариадна была только-только брошена греческим героем Тесеем на полуострове Наксос — его корабль ещё показывается вдалеке. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от неожиданного возникновения бога. По легенде Вакх позднее вознёс её на небо и преобразовал в созвездие Корона, которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).
Композиция разбита на искосок на два треугольника: один — недвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь, с 2-мя влюблёнными и 2-ой — полный движения ландшафт в зелёных и карих тонах с персонажами, провождающими Вакха. Любопытно, что посреди фигур, провождающих колесницу, выделяется одна, разумеется, навеянная статуей Лаокоон и его сыновья, отысканной незадолго до написания картины в 1506 году.
Картина заходит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу барона, возможно, по советы 1-го из придворных учёных. Альфонсо I д’Эсте в 1510 году желал включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до погибели и дописана Тицианом. Всего Тициан написал в 1518—1525 годах три картины для герцогского дворца.