Содержание
1 История и описание 2 Отзывы 3 Примечания 4 СсылкиИстория и описание
Картина «В лодке» была написана Коровиным летом 1888 года, когда он гостил у собственного учителя Василия Поленова в подмосковной деревне Жуковка, расположенной у реки Клязьма. Там же он написал несколько других узнаваемых картин — а именно, «За чайным столом» и «Настурции».
На картине живописец изобразил самого себя и художницу Марию Якунчикову, свояченицу Поленова. Не считая этого, для картины позировали сам Василий Поленов и Вера Якунчикова, сестра Марии.
Тема произведения, связанная с погружением человека в мир природы, встречалась и у французских импрессионистов, предшественников Коровина. Вертикальный формат картины даёт возможность представить вид сверху, сама лодка размещена на искосок, а её ближняя часть обрезана краями картины. Мужская и женская фигуры статичны и размещены на главных диагоналях полотна. Фигура читающего мужчины написана в нейтральных тонах, а фигура дамы выделена светлым цветом и является чувственным центром картины.
Картина выставлялась на выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со денька рождения», которая проходила с 29 марта по 12 августа 2012 года в выставочном зале ГТГ на Крымском валу.
Отзывы
В книжке о жизни и творчестве Коровина Вера Домитеева писала, сравнивая картину «В лодке» c одноимённым произведением Мане:
И не пришло ли время опять вспомнить Эдуарда Мане, в наследстве которого есть картина 1874 года с таким же заглавием? Сопоставить можно. И у Мане и у Коровина лето, солнце, река, лодка, в лодке мужик и дама, только у Коровина они существенно молодее и взята сцена не большим куском в упор, а сверху, с берега, из-под веток, нависших над рекой. «В лодке» Мане — шедевр мировой живописи, от такового уровня картина юного москвича далека. Даже обида начинает щемить: «наш» то в сопоставлении с «французом» вроде провинциальной дамы рядом с блестящей парижанкой. Зато «наш». Это уж непременно — российский живописец: как ни декларирует свободу от сюжетной завязки, а пробивается в виде лирический сюжетный намек; как ни бранит «литературу», а сам включает в живопись конкретный литературный мотив. Парень, сгорбившись, опустив голову, читает; женщина, чуток подавшись вперед, серьезно и доверчиво смотря, слушает.