Картина Гадалка (картина Латура между 1630 и 1639)



Кто автор: Жорж де Латур

Как называется картина: Гадалка

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1630—1639
  • Холст, масло музей Метрополитен

Описание картины "Гадалка (картина Латура, между 1630 и 1639)"

«Гадалка» — картина Жоржа де Латура.

Содержание

1 История сотворения 2 Сказка о блудном отпрыску 3 Золотой для гадания 4 Белокожая цыганка 5 Достойные внимания факты 5.1 Театральная постановка 6 Умелая подделка (догадка Райта)?! 6.1 Некорректности 6.2 Подлинность полотна 6.3 Шуточка фальсификатора? 7 Примечания 8 Ссылки

§История сотворения

Недатированная картина, по воззрению профессионалов, так же как и оба «Шулера», сотворена в период меж 1630 и 1639 годами.

§Сказка о блудном отпрыску

Невзирая на кожаный военный камзол, у юноши еще совершенно детское лицо. Возможно, он прогуливается в коллеж, куда высылали богатые предки собственных отпрысков до заслуги ими совершеннолетия — 15 лет.

Гадальщица и две юные девицы слева от нее, судя по их смуглой коже, черным волосам и цветастому наряду, — цыганки.

На 2-ух других картинах Латура «Шулер с бубновым тузом» и «Шулер с трефовым тузом» изображена похожая ситуация. Юноша, перед которым лежит горка золотых монет, проигрывает их, привлеченный в ловушку куртизанкой и карточным шулером. Три картины, по всей видимости, соединяет воединыжды библейская сказка о блудном отпрыску

пошел в далекую сторону и там расточил имение свое, живя распутно

Эта сказка из Евангелия от Луки использовалась многими живописцами тех пор для изображения пьянства, потасовок и разгула. Латур кажется более серьёзным в сопоставлении с ними, он не изображает сцен беспутного стиля жизни.

Не беззаботность, а полная сосредоточенность сквозит в лицах жертвы и воровок на картине. Гадание и воровство были небезопасными занятиями. Юношу ждала, в случае поимки, в наилучшем случае пара плетей от учителя, а в худшем — отлучение от церкви. Ворам, укравшим часы, отрезали уши, позже клеймили, также могли повесить либо четвертовать.

Цыганкам угрожало за самую мельчайшую провинность прилюдное бичевание и выдворение из городка.

Этой картиной, на которой персонажи изображены так близко друг к другу и вкупе с тем так изолированно, живописец желал предостеречь от ожесточенного мира, в который кидают человека, от мира, полного стяжательства, эгоизма и подстерегающих на каждом шагу угроз.

Золотым чертили крест на руке перед гаданием

§Золотой для гадания

Золотой поблескивает в изрезанной морщинами руке старухи, плата за ее искусство и сразу неотъемлемый атрибут обряда гадания. Перед тем как заглянуть в будущее, она чертит им крест на белоснежной, мягенькой руке, которою ей так доверчиво протянул парень. Об этом обычае ведает Пресьоса — «Цыганочка» из одноимённой новеллы Сервантеса, изданной в 1613 году.

Что до крестов, все кресты, естественно, неплохи, но золотой либо серебряный куда лучше; а если сделать крест на ладошки медной монетой, то имейте в виду, что это портит фортуну… мою по последней мере

Естественно, гадальщица получала использованный для этой цели золотой и даже могла бросить его для себя, в то время как всю остальную добычу по неписаным законам цыганского табора должна была дать в общий котел. К примеру, кошелёк юноши либо его памятную монету, которая искусно срезается с цепочки ловкими руками белокожей кросотки. Она при всем этом, скосив глаза, следит за собственной жертвой. В действии только руки и избегающие друг дружку либо перекрещивающиеся взоры. Напряжение появляется из-за контраста меж кажущимся спокойствием и сокрытой активностью, наивностью и опытом, свежестью лиц женщин и сморщенным лицом старухи. Конкретно на этом напряжении построен сюжет полотна. От него не отвлекают ни калоритные одежки, ни блестящая в руках гадальщицы монета.

Нужно сказать, сюжет «гадалка плюс вор/воровка» характерен для картин этой эры. Время от времени он как будто «выворачивается», и заместо подельницы гадальщицы, обирающей клиента, мужик европейской наружности, стоящий сзади гадальщицы, осторожно запускает руку в складки её одежки.

Платок, завязанный под подбородком, указывал на то, что женщина была уже не девственницей, но не замужем.

§Белокожая цыганка

Особо выделяется белокожая цыганка. Эта фигура — дань пользующемуся популярностью в Западной Европе мифу о похищениях цыганами малышей из великодушных семей. Этот сюжет нередко выслеживается в европейских романах и пьесах.

Одна деталь на картине показывает на то, что живописец был знаком с обычаями табора. Незамужние девицы прогуливались с непокрытой головой, замужние дамы носили волосы, убранные под чепец либо платок, завязанный узлом на затылке. Платок, завязанный под подбородком, как у кросотки в центре картины, указывал на то, что женщина была уже не девственницей, да и не замужем. Может быть, имеется в виду, что она «продажная девка» у гадалки-сводницы.

§Достойные внимания факты

§Театральная постановка

Может быть, Латур изобразил персонажей театральной постановки, что разъясняло бы их особенно богатые для цыган наряды. Они одеты в костюмчики, не надлежащие, по воззрению всех профессионалов, моде, существовавшей в Лотарингии в XVII столетии. К примеру, кожаный камзол, в который наряжен парень, шнуровался в то время впереди.

§Умелая подделка (догадка Райта)?!

§Некорректности

В восточных мотивах одежки старухи-гадалки обычно очень четкий в изображении деталей костюмчика живописец допустил необычную для него некорректность: на изнанке наряда текстильные швы… не соответствуют лицевой стороне.

Сам наряд необычным образом идентичен с ковром на картине «Богоматерь с младенцем» Иоса ван Клеве.

Эти находки принудили британского историка искусства Дэвида Райта в конце 60-х годов XX века усомниться в подлинности полотна. Его недоверие еще более подросло, когда он нашел вплетенную в шаль 2-ой слева девицы французское слово мерд (фр. merde — дерьмо).

§Подлинность полотна

Подлинность «Гадалки» была доказана сопоставлением ее с 2-мя версиями «Шулера». Обе картины выплыли в 20-х годах, они находились в личных коллекциях и впервой были бы исследованы спецами. Одна картина была куплена Лувром. При всем этом, пишет Райт, фальшивки «доказали» подлинность друг дружку. По его догадке, все три картины были написаны в США французским реставратором по имени Делобре, 1-ые две сначала XX века, 3-я в 40-х годах. Липовую «Гадалку» позже подсунули заместо старенькой картины идентичной темы, которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года.

§Шуточка фальсификатора?

Как пишет в собственной работе Райт, разумеется, что специалисты и директора музеев убеждены в подлинности картины, потому что они участвовали в ее открытии, ее покупку они рекомендовали и за неё они выложили миллионы. Никто из их не желал принимать серьезно то, на что указывал Райт: французское ругательство мерд — малая шуточка фальсификатора? В 1982 году при очистке полотна эта надпись была удалена, как «добавленная в более позже время». Музей Метрополитен и сейчас убеждён в подлинности полотна.

Особенной остаётся близость догадки Райта и темы картины — представление о том, что в мире, полном ереси и обмана, на удочку обманщиков могут попадаться не только лишь неопытные юноши, но также директора музеев.

§

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный