Считают, что натурщицей для данной работы служила любовь Рафаэля, изображенная на полотне Форнарина. Особенность проступает в камерной атмосфере обеих картин. Может быть, они являются портретами Маргериты Лути, дочери пекаря из Сиены, любимой Санцио, нередко ему позировавшей.
Подразумевают, что Рафаэль повстречал Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Киджи над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Рафаэль написал для Киджи фрески «Три грации» и «Галатея».
Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал находить модель и в конце концов на берегу Тибра увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Рафаэль окрестил её Форнарина (от итал. fornaro — пекарь).
Живописец предложил девице поработать в качестве модели и пригласил её к для себя в студию. Так начался их роман, он длился 6 лет, до самой погибели мастера. Как молвят, Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После безвременной кончины величавого художника Форнарина, как говорят документы, ушла в монастырь в 1520 году.
Вначале картина находилась в коллекции флорентийского негоцианта родом из Кремоны Маттео Боттего, а в 1615 году перебежала в собственность Козимо II. Длительное время авторство картины не было установлено, и исключительно в 1839 году выяснилось, что она принадлежит кисти Рафаэля. В текущее время картина выставлена в Палатинской галерее Палаццо Питти во Флоренции.