Картина Динарий кесаря (картина Тициана)



Кто автор: Тициан

Как называется картина: Динарий кесаря

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1516
  • Оригинальное название картины на английском: Cristo della moneta
  • Холст Галерея старых мастеров

Описание картины "Динарий кесаря (картина Тициана)"

«Динарий кесаря» (итал. Cristo della moneta) — популярная картина величавого итальянского художника Тициана, написанная им около 1516 года. Подпись на картине: TITIANUS F.

Содержание

1 История сотворения 2 Сюжет картины 3 Достойные внимания факты 4 Литература

История сотворения

Картина была написана для барона Феррары Альфонсо д’Эсте. По свидетельству Вазари, она декорировала дверцу шкафа в кабинете барона. Картина является первым заказом барона у Тициана. В 1598 году картина перебежала в коллекцию семьи д’Эсте в Модене. В 1746 году куплена для дрезденского царского собрания.

По всей видимости, сюжет картины был предложен заказчиком, избравшим слова Христа: «Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево» — девизом в борьбе с римскими папами, пытавшимися возвратить издавна уже утраченную власть над Феррарой, формально входившей в число папских владений. Но, разумеется, что Тициана взволновал глубочайший философский смысл сюжета. Все усугубляющиеся противоречия жизни Италии принуждают мастеров начала XVI века острее чувствовать драматическое несовпадение гуманистических эталонов и окружающей реальности.

Сюжет картины

Основная статья: Кесарю кесарево

Ещё в конце XV века Леонардо противопоставляет в собственной Потаенной вечере человеческое благородство и людскую низость. Тициан, остро чувствовавший своё время, не мог не увидеть эти противоречия. Уже в его падуанских фресках возникает тема столкновения светлого и тёмного начал, решённая в эпически-светском плане. В «Динарии кесаря» она решается в ином, глубоко психическом плане, приобретает общечеловеческое звучание.

Картина умопомрачительно ординарна, лишена даже намёка на эффектность. Живописец как будто размышляя, сопоставляет на плоскости две фигуры. И в этом сравнении нет открытого драматизма: фарисей возникает справа из-за рамы картины, протягивает противнику золотую монету; обернувшись к искусителю, Христос глядит на него и пристально, и рассеяно. Отказавшись от каких-то деталей, монументализировав фигуры героев, сосредоточив на их всё внимание, Тициан достигнул большой ёмкости и образной сконцентрированности. Фигура Христа величественно властвует в картине, заполняя картину практически полностью, выделяется на тёмном фоне аккордом розово-красных и голубых тонов.

Если в виде Христа преобладает идеально-возвышенное начало, то в виде фарисея решительно подчёркнута некоторая заземлённая конкретность, его низость, ничтожество, полное пороками. Его рука смугла и жилиста, горбоносый профиль резок, лицо морщинисто, в ухе блестит серьга. Это вроде бы сама действительность, наделённая энергией и напористостью, грубая и мерзкая. Массивно написанная фигура чуть возникает на картине. Тему встречи 2-ух обратных миров, мира возвышенных эталонов и реальной реальности, как будто скрепляет и завершает, создаёт некоторую связь, выразительный контраст узкой руки Христа, которая никогда не коснётся монеты, на которую показывает Христос, и сильной руки фарисея, прочно сжавшей кусок золота.

Достойные внимания факты

Картиной восторгался Достоевский во время собственного пребывания в Дрездене в 1867 году, что потом отразилось при написании им притчи «Величавый экзекутор».

Литература

Francesco Valcanover. L'opera completa di Tiziano. — Milano: Rizzoli, 1969. R. Bergerhoff. Tycjan. — Warszawa: HPS, 2007. — ISBN 978-83-60688-47-2. W. Mole. Tycjan. — Warszawa: Arkady, 1958. Тициан

Любовь небесная и Любовь земная (ок. 1514) • Дама перед зеркалом (1515) • Флора (1515) • Динарий кесаря (1516) • Венера Анадиомена (1520) • Портрет Томмазо Мости (1520) • Вакх и Ариадна (1520—1523) • Венера Урбинская (1538) • Возложение тернового венца (1543) • Се человек (1543) • Даная (1545—1546) • Конный портрет Карла V (1548) • Портрет Карла V в кресле (1549) • Венера и Адонис (1553) • Даная (1553—1554) • Венера перед зеркалом (1555) • Диана и Актеон (1556—1559) • Диана и Каллисто (1556—1559) • Благовещение (1559—1564) • Погибель Актеона (1559—1575) • Кающаяся Мария Магдалина (ок. 1565) • Несение креста (1565) • Пьета (1575—1576) • Коронование терновым венцом (1570–1576)

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный