Сюжет
Сюжет взят из «Энеиды» Вергилия. Дидона, сестра Пигмалиона, царя тирийцев, и супруга Сихея, бежала в Ливию после того, как потерпела поражение в борьбе за власть. Тут, согласно легенде, она основала город Карфаген. Тёрнер нередко обращался к традиционным сюжетам, а история Дидоны и Энея была одной из возлюбленных: уже перед самой гибелью он окончил четыре картины на данную тему.
В «Дидоне» более много отражён идеалистический подход к отображению мира в искусстве, сформировавшийся у художника под воздействием Рейнолдса, лекции которого Тёрнер посещал в Царской академии.
Верный своим убеждениям, что живописное произведение должно нести заряд назидательности, живописец противопоставляет кипение жизни городка и погибель — в правой части картины изображена гробница Сихея .
Отплытие королевы Савской, Клод Лоррен, 1648Непременно воздействие исторического пейзажа Лоррена «Отплытие королевы Савской», который произвёл неизменное воспоминание на Тёрнера ещё в 1799 году. Лицезрев это полотно, принадлежавшее лондонскому собирателю Энгерстайну, живописец расплакался. На расспросы владельца Тёрнер воскрикнул: «Это поэтому, что я никогда не смогу нарисовать чего-нибудть схожее!». Живописец, считавший «Дидону» своим шедевром, в первой редакции собственного завещания поставил условие, чтоб его тело завернули в картину перед тем, как опустить в могилу. Но Тёрнер изменил завещание после замечания душеприказчика, что завещание будет исполнено, но тело здесь же вытащат, чтоб возвратить полотно. Тёрнер постоянно отвечал отказом на все предложения реализовать «Дидону». Он завещал картину Государственной галерее с условием, чтоб она экспонировалась рядом с «Отплытием королевы Савской».
Может быть, что необыкновенное свечение солнца, изображённое на полотне, — итог наблюдений Тёрнером световых эффектов, порождённых извержением индонезийского вулкана Тамбора. В апреле 1815 года в итоге этой природной катастрофы в атмосферу было выброшено более 100 кубических км пепла. Это вызвало конфигурации климата на всей планетке, породило нескончаемые туманы, а последующий, 1816 год, стал известен как «год без лета».