В 1935—1939, после развода родителей, жил у деда и бабушки в Воронеже, с 1939 с мамой и отчимом в Ленинграде, 1941—1944 провёл в эвакуации в Семипалатинске, потом возвратился в Ленинград. Среднюю школу окончил в 1951 в Минске, поступил в Ленинградский муниципальный институт зарубежных языков, на скандинавское отделение. Параллельно занимался в театральной студии.
В 1954, оставив обучение в институте зарубежных языков, поступил на постановочный факультет Театрального института, обучался на курсе Н. П. Акимова. Преддипломную практику проходил в Большенном драматическом театре, возглавлявшимся Г. В. Товстоноговым, а элементы его дипломного проекта (оформление спектакля «Обыкновенное чудо») позже были применены Н. П. Акимовым при постановке этой пьесы в Театре Комедии. Но от предложений обоих режиссеров о сотрудничестве Михнов-Войтенко отказался и в предстоящем его единственными работами, имевшими отношение к театру, стало оформление книжек Г. М. Козинцева «Наш современник Вильям Шекспир» и Г. В. Товстоногова «Современность в русском театре» .
После окончания Театрального института Михнов-Войтенко поступает на работу в Ленинградский комбинат живописно-оформительского искусства (КЖОИ) в качестве художника оформителя. Тут он делает ряд работ, в том числе:
всеохватывающее оформление (резные панно, двери, осветительные приборы) ДК Металлургов в Череповце; декоративное панно «Музыка» для Дома композиторов; витраж-рельеф и панно из дерева для столовой на углу 8-й полосы и Среднего проспекта Васильевского острова; оформление пивного бара «Дубок» на Измайловском проспекте, д. 20; декоративные панно и люстра для ресторана «Москва» на углу Владимирского и Невского проспектов.Наряду с оформлением ресторана живописец делает стенные росписи и для находящегося на нижнем этаже строения кафетерия, скоро вошедшего в историю российского андеграунда под неофициальным именованием «Сайгон». В тот же период Михнов, живший в конкретной близости от «Сайгона», на улице Рубинштейна, сближается с некими поэтами, принадлежавшими к неофициальной культуре Ленинграда — Олегом Григорьевым, Юрием Галецким, Глебом Горбовским, Леонидом Аронзоном. Последний в течение ряда лет был лучшим другом художника и предназначил ему несколько стихотворений.
С начала 1970-х годов комбинат прекращает предоставлять Михнову-Войтенко новые заказы, невзирая на многократные воззвания художника с просьбой предоставить ему работу. В 1982 году Михнов-Войтенко получает извещение об увольнении из комбината, с мотивировкой «за прогулы». После воззвания художника за помощью в прокуратуру и совет профсоюзов, управление комбината отменяет решение об увольнении, как нелегальное, и восстанавливает Михнова на работе, а особая комиссия, в состав которой вошел ряд видных представителей официального искусства, в том числе Ю. А. Мунтян, И. Г. Уралов, И. Д. Билибин, после посещения домашней мастерской Михнова-Войтенко и знакомства с его неофициальным творчеством делает заключение: «…завлекать художника Михнова-Войтенко Е. Г. к выполнению декоративного решения интерьеров при реализации принятых художественными советами проектов художественно-декоративного дизайна публичных построек, беря во внимание личные особенности творчества данного автора».
Но прошло еще 5 лет, до того как Михнову был предоставлен 1-ый официальный заказ после практически двадцатилетнего перерыва. В марте 1988 года ему предложено оформление 2-ух Домов культуры — в совхозах Геленджикского района Краснодарского края и Саратовской области.
Быстро прогрессирующее онкологическое болезнь не позволяет Михнову-Войтенко взяться ни за одну из этих работ. 2 октября 1988 года он погибает в Ленинграде от рака гортани.
Творчество
1-ые сохранившиеся работы Е. Михнова-Войтенко датированы 1954-1955 гг. Конкретно к преждевременному периоду относятся все известные фигуративные картины художника - портреты, натюрморты, пейзажи. С середины 1960-х годов он стопроцентно концентрируется на беспредметном стиле.
В 1956-59-х гг. Михнов-Войтенко делает серию картин в технике, аналогов которой ранее не было. Сам он называл её «тюбик», делая акцент на незапятанной краске как источнике творчества. Живописец покрывает белоснежные грунтованные холсты геометрическими фигурами, сочетая их с разными знаками, такими как зигзаги, точки, стрелки, запятые, стилизованные под архаику фигуры людей и животных, изображения простых организмов, вроде бы увеличенных микроскопом, абстрактные схемы лабиринтов и ракет в сочетании со словами и числами. За кажущимся хаосом - концептуальный мир со обилием смыслов. В предстоящем эта самая особенность: смыслы под оболочкой хаоса станет одной из отличительных черт всего творчества Михнова-Войтенко. Вопреки бытующему воззрению о "спонтанном" способе работы Михнова, который был реализован в его более поздних картинах, созданию цикла "тюбик" предшествовала суровая подготовка. Сохранились несколько сотен карандашных эскизов, датированных 1956-1957 гг., показывающих обилие вариантов композиций, испробованных художником в этот период.
По утверждению 1-го из ведущих профессионалов по российскему нонконформистскому искусству Е. Ю. Андреевой, за рубежом граффитистские картины, подобные "тюбикам" Михнова-Войтенко появятся позже, в искусстве новейшей волны 1980-х гг.
Всего за обозначенный период живописец сделал девять огромных картин из серии «Тюбик», ставших основой цикла. Три из их хранятся в Муниципальном Российском музее, один – в собрании Нового музея (Санкт-Петербург), еще три – в забугорных коллекциях и два в личных собраниях в Рф. Также существует ряд малых "тюбиков", написанных на бумаге. Верхушкой, итогом тюбичного цикла стала работа "Ухмылка Будды" ("Точки"), 1960 г.
Наряду с циклом «тюбик», также в 1956-1959 гг. создается очередной цикл композиций, не имеющий наименования, стопроцентно отвечающих отличительным чертам граффитистского жанра – лаконизм линий, резкая контрастность палитры. Как и «тюбики», эти работы выполнены в 2-ух техниках, «холст, масло» и «бумага, карандаш», содержательно же они несоизмеримо богаче, представляя собой симбиоз фигуративных и нефигуративных образов.
В 1960-80-х гг. Евгений Михнов-Войтенко работает в различных стилях искусства, при всем этом, в отличие от других авангардистов, не замыкается ни на одном из открытых им приёмов. Достигая виртуозности в избранном направлении, он оставляет применяемый ранее абстрактный язык ради изобретения нового. Вместе с живописью, он делает ряд декоративно-прикладных произведений – броши, бусы, браслеты, цепи, осветительные приборы, используя разработанные им в рамках выполнения официальных заказов технологии термообработки пенопласта и сочетания пенопласта с другими материалами.
В 1959-1960 гг. М.-В. делает цикл композиций, написанных нитроэмалью. Более известные - "Рукопожатие", "Крест", "Аль фреско", "Тутти", Hummage Mozart, "Пучина", "Бабочка".
Начиная с 1960 года возникают несколько циклов лаконичных работ, выполненных тушью, - "Касания", "Стояния", "Хоралы", "Двое"и др. Более поздние циклы данного периода - "Люди-свечи" и ряд дамских и мужских портретов, время от времени объединяемых собирательным заглавием "Лики"(1968 год). Последний из нареченных стал и последним циклом фигуративных работ Михнова-Войтенко.
Посреди перечисленных циклов домом стоят три: "Кресты", "Моления" и "Троицы", сделанные в 1966-1968 гг. Размышления о Боге, о взаимоотношении религии и творчества, о месте веры в жизни повсевременно посещали художника. В его записях, а именно, есть такие: "Я христианин... - но я это делаю дома" и "Я пробую постигать, минуя религиозные представления, создавая свои представления - живописные, и я - молюсь! Я молюсь краске, карандашу, бумаге и т.д., хоть какому материалу, в каком мое чувство находит внутри себя поддержку. Искусство для меня и есть религия в этом смысле". "Чем я занимаюсь? - Создаю современную икону".
Множественность творческих тестов художника, внедрение самых разных материалов и техники, претворились в свой уникальный стиль, верхушкой которого стали работы 1970-1980-х годов. К этому времени М.-В. стопроцентно отрешается от техники работы маслом на холсте, также от графики, сосредоточившись на темпере. Главным циклом этого периода стали "Квадраты", большая часть которых была сотворена меж 1975 и 1980 гг. По словам художника, он лицезрел в этих картинах метод выхода из неверного тупика, в который попробовал завести авангардное искусство "Темный квадрат" К. Малевича.
"Квадраты" Михнова-Войтенко только многообразны по богатству палитры и сочетанию красок, отличаются богатым колористическим поиском и насыщенностью композиции. В их находятся как сумрачные цвета - темный, карий, так и разные цвета голубого, зеленоватого, сероватого, красноватого, и т.д. прямо до бежевого и кремового.
Для собственного времени Михнов-Войтенко - наикрупнейший из мастеров российского абстрактного искусства. Пришёл к специфичной авторской версии «новой фигуративности». Не один раз заявлял о собственной непринадлежности ни к одному из направлений либо течений в живописи. В прижизненных заметках Михнова на этот счет есть полностью определенная запись: «Все – «измы», а я сам по себе». Все же, искусствоведы как и раньше склонны относить отдельные направления творчества Михнова-Войтенко к абстрактному экспрессионизму, ташизму либо искусству деяния. В любом случае, разумеется, что в целом творчество художника не укладывается ни в одно из этих направлений – так оно многогранно. Так, ранешние поиски Михнова частично сближают его с сюрреализмом, и с русским космизмом; ряд работ 1950-х - 60-х годов могут быть отнесены к направлению супрематизма, при этом в последнем случае М.-В. использовал, в том числе, ранее не применявшуюся в этом стиле технику карандашного рисунка.
Наследство
В текущее время работы Михнова-Войтенко находятся в ряде русских и забугорных музеев и личных коллекций. Основной фонд его работ хранится у официального наследника — сестры художника.
Выставки
1978 - ДК им. Ф.Дзержинского, Ленинград 1982 - клуб ж.-с.к. "Работники Академии СССР", Москва 1989 - Галерея "Хагельстам", Хельсинки, Финляндия 1989 - Галерея областного центра культуры, Ленинград 1998 - Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства 2000 - Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург 2001 - Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург 2002 - Музей Набокова, Санкт-Петербург 2003 - Галерея «Сэм Брук», Музей Владимира Высоцкого, Москва 2005 - Монако. Выставочный зал Княжества Монако на набережной Антуана I. «Поиск правды. Судьба и искусство Евгения Михнова и Игоря Иванова в России» 2006 - Галерея Navicula Artis, Арт-центр «Пушкинская, 10», Санкт-Петербург 2007 - Галерея "Арт-Диваж", Москва 2010 - Новый Музей, Санкт-Петербург 2013 — Галерея коллекционного искусства DiDi - "Ау, Михнов!", Санкт-ПетербургАльбомы, сборники выставок
Евгений Михнов. СПб, 2002 (серия «Авангард на Неве») Евгений Михнов. Живопись, графика. Каталог выставки в Монако. СПб, 2005 Евгений Михнов-Войтенко.Каталог к выставке Евгения Михнова-Войтенко "Живопись, графика 1950-1980" (М., 2007, "Арт-Диваж").129 с.; цв. иллюстрации; мягк. переплёт; язык - российский, британский. ISBN 5-86408-264-3
Евгений Михнов-Войтенко. Новый музей, 2010.