Лазарь Мордухович Лисицкий родился в семье ремесленника-предпринимателя Мордуха Залмановича (Марка Соломоновича) Лисицкого (1863—1948) и домохозяйки Сарры Лейбовны Лисицкой. Закончил реальное училище в Смоленске (1909). Обучался на строительном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время Первой мировой войны в Москву (1915—1918), который закончил в апреле 1918 года со званием инженер-архитектора. Работал в строительном бюро Великовского и Клейна. В Москве в этот период жил на Большой Молчановке 28, квартира 18 и в Староконюшенном переулке 41, квартира 32.
С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в Киеве. Тогда же, в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на идише книжек, в том числе современных еврейских создателей и произведений для деток. С внедрением классической еврейской народной символики сделал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (еврейское народное издательство), с которым он 22 апреля 1919 года подписал договор на иллюстрацию 11 книжек для деток. В тот же период (1916) Лисицкий принял роль в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины; результатом этой поездки явились размещенные им в 1923 году в Берлине репродукции росписей могилёвской синагоги на Школище и сопроводительная статья на идише «װעגן דער מאָלעװער שול: זכרונות» (Мемуары о могилевской синагоге, журнальчик «Милгройм») — единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству.
Педагоги Народного художественного училища. Витебск, 26 июля 1919 года. Посиживают слева вправо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм. Стоит делопроизводительница училищаВ 1918 году в Киеве Лисицкий стал одним из основоположников «Култур-лиге» (идиш: лига культуры) — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего собственной целью создание нового еврейского государственного искусства. В 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал в Витебск, где преподавал в Народном художественном училище (1919—1920).
В 1917—1919 годах Эль Лисицкий предназначил себя иллюстрации произведений современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из основоположников авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации. В отличие от тяготевшего к классическому еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под воздействием Малевича обратился к супрематизму. Конкретно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, к примеру к книжкам периода Проуна «אַרבעה תישים» (см. фотографию, 1922), «Шифс-карта» (1922, см. фотографию), «ייִנגל-צינגל-כװאַט» (стихи Влеки Лейба, 1918—1922), Равви (1922) и другим. Конкретно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923). После возвращения в Русский Альянс Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.
С 1920 года выступал под артистичным именованием «Эль Лисицкий». Преподавал в столичном Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926); в 1920 вступил в Инхук.
В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» (1920—1924). В 1923 году выполнил наброски к неосуществленной постановке оперы «Победа над Солнцем».
В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль».
Здание типографии журнальчика «Огонёк» выстроено по проекту Эля ЛисицкогоСтроительная деятельность Лисицкого заключалась, а именно, в решении заморочек вертикального разделения городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925).
В 1930—1932 годах по проекту Эля Лисицкого была построена типография журнальчика «Огонёк» 55°46′38″ с. ш. 37°36′39″ в. д. / 55.777277° с. ш. 37.610828° в. д. / 55.777277; 37.610828 (G) (O) (дом № 17 по 1-му Самотечному переулку). Типография Лисицкого отличается необычным сочетанием больших квадратных и малеханьких круглых окон. Здание в плане похоже на набросок «горизонтального небоскрёба» Лисицкого.
Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, к примеру, «Клином красноватым лупи белоснежных!»; разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. Он сделал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Хорошим примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год).
Он увлекался фото, а именно, фотомонтажом. Одно из наилучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщёнными строительными конструкциями подымается гигантское изображение 2-ух голов, слитое в единое целое.
Плакат «Все для фронта! Все для победы! (Давайте побольше танков)»В 1937 году был размещен фотомонтаж Эль Лисицкого, посвященный принятию Сталинской Конституции, он представлял собой «лубочный» направленный на определенную тематику цикл из четырёх выпусков журнальчика «USSR in Construction», которые исследователь Ульрих Шмид именовал иллюстрированной книжкой, в этом же году вышел фотомонтаж художника «Молодые люди ассоциируют старенькую Конституцию с новой».
Лисицкий погиб от туберкулёза в декабре 1941 года. Его последней работой был плакат «Давайте побольше танков». Похоронен на Донском кладбище в Москве вкупе с папой Марком Соломоновичем, родным братом Рувимом и его супругой Лёлей.
Могила Эля Лисицкого на Донском кладбищеСемья
Супруга — Софья Христиановна Лисицкая-Кюпперс (Sophie Lissitzky-Küppers, урождённая Шнайдер; 1891—1978), галеристка, искусствовед; первым браком была замужем за искусствоведом Паулем Эрихом Кюпперсом. После погибели супруга была с отпрыском отправлена в Новосибирск, где жила до конца жизни. Отпрыск — Борис (Йен) Лазаревич Лисицкий (нем. Jen Lissitzky, род. 1930), кинооператор, фотокорреспондент газеты «Советская Сибирь».Библиография
Козлов Д. В. "Клином красноватым лупи белоснежных": геометрическая символика в искусстве авангарда. СПб., 2014. Эль Лисицкий и его теоретическое наследство: Сборник теоретической прозы Л. Лисицкого / Вступ. ст., публикация, сост. Т. Горячевой. — М.: Муниципальная Третьяковская галерея, 1991. Шишанов В. А.. Витебский музей современного искусства: история сотворения и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. —144 с. Куски книжки. Канцедикас, А., Ярыгина, З. Эль Лисицкий. Кинофильм жизни. 1890—1941. В 7 тт. Галерея Новый Эрмитаж-1: Москва, 2005. Раппопорт А.. Эль Лисицкий и мысль пангеометрии // Наша родина. Франция. Трудности культуры первых десятилетий XX века. Сборник статей. — М., 1988. Либо: Эль Лисицкий и его мысль «Пангеометрии» // Русское искусствознание. — Вып.25. — М.: Русский живописец, 1989. — С.113—130. Духан Игорь. Эль Лисицкий, 1890–1941: Геометрия времени. — М.: TASCHEN, Арт-Родник, 2010. — 96 с. — (Малая серия искусств). — 3000 экз. — ISBN 978-5-404-00011-5. Хан-Магомедов C. О. Лазарь Лисицкий. — М.: С. Э. Гордеев, 2011. — ISBN ISBN 978-5-91566-047-1.Галерея
Lenin Tribune, 1920. State Tretyakov Gallery, Moscow
Design, 1922
Proun, c.1922, MOMA
Kestnermappe Proun, Rob. Levnis and Chapman GmbH Hannover #5, 1923
Ängstliche Litho, 1923
Proun, 1924, Центр изобразительных искусств имени М.Т. Абрахама
См. также
Типография журнальчика «Огонёк»Lenin Tribune, 1920. State Tretyakov Gallery, Moscow
Design, 1922
Proun, c.1922, MOMA
Kestnermappe Proun, Rob. Levnis and Chapman GmbH Hannover #5, 1923
Ängstliche Litho, 1923
Proun, 1924, Центр изобразительных искусств имени М.Т. Абрахама