Кузнецов Владимир Александрович (художник)



Когда родился: 5 сентября

Где родился: станция Мшинская

Когда умер: 29 октября

Где умер: Верхняя Салда

Жанр: портретная

Где учился: Вечерние рисовальные курсы Общества поощрения художников

Заслуженный деятель искусств РСФСР

Получил звание: член и экспонент Общества художников им. А. И. Куинджи




Биография

Родился 5 сентября 1874 года на станции Мшинской в то время Варшавской стальной дороги, в 109 км от Санкт-Петербурга, где его отец служил ассистентом начальника станции. Когда мальчугану было 5 лет, погибла мама, и отца перевели на работу в Санкт-Петербург. Владимира обусловили в коммерческое училище, но окончить его не удалось из-за погибели отца. Сдал экзамены экстерном при гимназии Правительского человеколюбивого общества. С ранешних лет возлюбленным занятием мальчугана было рисование, но обучаться живописи он начал исключительно в 24 года, посещая с 1898г. вечерние занятия в приготовительном классе школы Общества поощрения художеств. Педагогами в то время были А.Писемский, А. Афанасьев, Я.Ционглинский, В.Навозов; директором школы был Е.Сабанеев. В 1901 году поступил в Академию художеств, где был первым из 180 человек, поступавших в Академию. Поступив по примеру друзей в мастерскую И.Е.Репина, скоро разочаровывается его педагогической деятельностью и перебегает в мастерскую В.Е.Маковского. На втором году учёбы доктор И.Творожников рекомендовал В.А.Кузнецова художнику К.Зимину в качестве ассистента для росписи стенок в церкви Нижне-Салдинского завода на Урале, и летом 1902 г. он оказался в Нижней Салде старшим группы живописцев для росписи церкви Александра Невского. С этих пор доктора Академии стали приглашать В.А.Кузнецова на работу по настенный росписи, в том числе по росписи собора в Софии.

Расписывая церковь в Нижней Салде, В.А.Кузнецов исследовал базы монументальной живописи, но его больше завлекали древесные постройки, предметы народного быта и грозные лица обитателей Урала, которыми он заполнил свои альбомы. Он изучал быт старообрядцев, и в 1903 г. женился на дочери главы большой старообрядческой семьи. С этих пор начались нередкие поездки художника из Петербурга на Урал, где жила его семья - супруга и детки: отпрыск Борис (1904г.р.) и дочь Галина (1905г.р.) В 1904г.в одну из поездок на Урал, в Нижне-Салдинском заводе живописец пишет маленькую жанровую картину "Дедушка и внучек", которая была продана на выставке в Академии художеств. Это было 1-ое выступление художника с законченной картиной. Оно положило начало его неизменной художественной деятельности как художника.

В 1909 Кузнецов окончил Академию художеств. Ему было присвоено звание художника за картину "Канун" (поминальная молитва старообрядцев) и право пенсионерской поездки за границу в Италию. Картина экспонировалась на интернациональной выставке в Риме в 1911 г.и была отмечена золотой медалью. (Картина хранится в Муниципальном музее истории религии в Петербурге).

На вешней выставке Академии художеств в 1910 г.была выставлена его картина "Крестный ход" (из жизни старообрядцев-беспоповцев), которая получила вторую премию. Эта картина также получила первую премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения живописцев. Потому Кузнецову предоставили еще одну пенсионерскую поездку в Рим. Он замыслил новейшую картину "Весна", основанную на мифологическом сюжете возвращения Адониса к Венере. Но не окончил ее за один год и получил право на еще одну пенсионерскую поездку. Картина была выставлена на Академической вешней выставке и получила первую премию в 1912 г. и первую премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств Эта картина вызвала разноплановую реакцию в мире живописцев и откровенное неприятие со стороны живописцев реалистического направления (И.А. Бродский, с.5-6).

Учитель Кузнецова В.Е.Маковский поспособствовал получению знатного заказа - портрета правителя Николая II, который был написан в 1914 г. Портрет был выполнен в серьезной академической манере.(Картина хранится в Российском музее в Петербурге).

С 1912 г. Кузнецов был членом общества имени Куинджи и в 1915 г. написал картину "Заседание членов общества Куинджи", где он нарисовал членов общества и самого себя. (Картина хранится в Российском музее в Петербурге).

Но Кузнецов продолжал работать и в собственной новейшей манере и написал осенние пейзажи на Волге, которые были выставлены на Академической выставке 1915 г. и вызвали неодобрительный отзыв И.Е. Репина.

В 1917 г. на выставке Академии художеств была представлена картина "Божьи люди" (из быта старообрядцев), знаменующая возврат художника к прежним темам и на прежние позиции в искусстве. В этом же году картина была представлена на выставке общества имени Куинджи . (Картина хранится в Российском музее в Петербурге).

После Октябрьской революции 1917 г. Кузнецов на пару лет уехал из Петрограда и работал на Урале, в главном в Нижнем Тагиле , где занимался педагогической и музейной работой. В 1921 г. он возвратился в Петроград и стал преподавать живопись в Художественно-промышленном техникуме (1921-1929).

В 1922 г. он стал членом АХРР (Ассоциации живописцев революционной Рф), приняв революцию и укрепившись на позициях реализма. Он участвовал во всех выставках АХРР и писал картины на революционные темы, также огромное количество портретов обычных людей. В 1929 г. он возвратился в общество имени Куинджи и участвовал во всех выставках этого общества в 1930 г. В 1932 г. был основан Альянс живописцев, и с самого начала он стал его членом.

С 1931 г. он начал работать над серией картин под заглавием "Город 3-х революций"- "За власть Советов" (1935), "Штаб Октября" (1936), "Взятие Зимнего дворца" (1939). Он написал огромное количество вариантов этих картин, которые хранятся в музеях Рф. В 1937 г. Правительственная комиссия избрала картину "Штаб Октября" на всемирную выставку в Париже, где она получила огромную золотую медаль. Картина "Взятие Зимнего дворца" экспонировалась на глобальной выставке в Нью-Йорке в 1939 г.. В русском павильоне для неё было отведено особое место.

Во время 2-ой мировой войны 66-летний Кузнецов был в эвакуации в г. Белорецке (Южный Урал). После прорыва блокады Ленинграда в 1944 г. он возвратился в Ленинград. В послевоенные годы он писал в главном портреты узнаваемых людей и авторские копии собственных узнаваемых картин. Наилучшей картиной этого периода была картина "Пушкин и няня" (1948), которая была растиражирована на открытках к 150-летию со денька рождения поэта.(Картина хранится в Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге).

В 1952 году в Ленинграде вышла автобиографическая книжка В.А.Кузнецова "Путь художника".

В 1953 году за награды в области русского изобразительного искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля Владимиру Александровичу Кузнецову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

В 1959 г. духовное и физическое здоровье художника резко пошатнулось, и отпрыск увез его на Урал в Верхнюю Салду, где он скончался 29 октября 1960 г. Похоронен на древнем кладбище Верхней Салды.

Работы художника В.А.Кузнецова хранятся не только лишь в музеях Рф. В Черкасском художественном музее (Украина) есть зал с работами художника: "Весна", "Огни Днепрогэса", "Портрет дочери" и др.

Более известные картины

«Дедушка и внучек», 1904г. «Канун», 1909г. «Крестный ход», 1910г. "Весна", 1912г. "Николай II", 1914г. "Заседание членов общества Куинджи". 1915г. "Чёрные вороны" («Божьи люди»), 1917г. «Пугачев на Урале», 1923г. «Уральский штейгер", 1925г. «За власть Советов", 1935г. «Огни Днепрогэса", 1935г. «Штаб Октября", 1936г. «Автопортрет", 1938г. «Чаепитие", 1939г. «Взятие Зимнего дворца", 1939г. «Мастерская художника в Черкассах", 1939г. «Автопортрет", 1946г. «Пушкин и няня», 1948г.

Галерея

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный