Родился 5 сентября 1874 года на станции Мшинской в то время Варшавской стальной дороги, в 109 км от Санкт-Петербурга, где его отец служил ассистентом начальника станции. Когда мальчугану было 5 лет, погибла мама, и отца перевели на работу в Санкт-Петербург. Владимира обусловили в коммерческое училище, но окончить его не удалось из-за погибели отца. Сдал экзамены экстерном при гимназии Правительского человеколюбивого общества. С ранешних лет возлюбленным занятием мальчугана было рисование, но обучаться живописи он начал исключительно в 24 года, посещая с 1898г. вечерние занятия в приготовительном классе школы Общества поощрения художеств. Педагогами в то время были А.Писемский, А. Афанасьев, Я.Ционглинский, В.Навозов; директором школы был Е.Сабанеев. В 1901 году поступил в Академию художеств, где был первым из 180 человек, поступавших в Академию. Поступив по примеру друзей в мастерскую И.Е.Репина, скоро разочаровывается его педагогической деятельностью и перебегает в мастерскую В.Е.Маковского. На втором году учёбы доктор И.Творожников рекомендовал В.А.Кузнецова художнику К.Зимину в качестве ассистента для росписи стенок в церкви Нижне-Салдинского завода на Урале, и летом 1902 г. он оказался в Нижней Салде старшим группы живописцев для росписи церкви Александра Невского. С этих пор доктора Академии стали приглашать В.А.Кузнецова на работу по настенный росписи, в том числе по росписи собора в Софии.
Расписывая церковь в Нижней Салде, В.А.Кузнецов исследовал базы монументальной живописи, но его больше завлекали древесные постройки, предметы народного быта и грозные лица обитателей Урала, которыми он заполнил свои альбомы. Он изучал быт старообрядцев, и в 1903 г. женился на дочери главы большой старообрядческой семьи. С этих пор начались нередкие поездки художника из Петербурга на Урал, где жила его семья - супруга и детки: отпрыск Борис (1904г.р.) и дочь Галина (1905г.р.) В 1904г.в одну из поездок на Урал, в Нижне-Салдинском заводе живописец пишет маленькую жанровую картину "Дедушка и внучек", которая была продана на выставке в Академии художеств. Это было 1-ое выступление художника с законченной картиной. Оно положило начало его неизменной художественной деятельности как художника.
В 1909 Кузнецов окончил Академию художеств. Ему было присвоено звание художника за картину "Канун" (поминальная молитва старообрядцев) и право пенсионерской поездки за границу в Италию. Картина экспонировалась на интернациональной выставке в Риме в 1911 г.и была отмечена золотой медалью. (Картина хранится в Муниципальном музее истории религии в Петербурге).
На вешней выставке Академии художеств в 1910 г.была выставлена его картина "Крестный ход" (из жизни старообрядцев-беспоповцев), которая получила вторую премию. Эта картина также получила первую премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения живописцев. Потому Кузнецову предоставили еще одну пенсионерскую поездку в Рим. Он замыслил новейшую картину "Весна", основанную на мифологическом сюжете возвращения Адониса к Венере. Но не окончил ее за один год и получил право на еще одну пенсионерскую поездку. Картина была выставлена на Академической вешней выставке и получила первую премию в 1912 г. и первую премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств Эта картина вызвала разноплановую реакцию в мире живописцев и откровенное неприятие со стороны живописцев реалистического направления (И.А. Бродский, с.5-6).
Учитель Кузнецова В.Е.Маковский поспособствовал получению знатного заказа - портрета правителя Николая II, который был написан в 1914 г. Портрет был выполнен в серьезной академической манере.(Картина хранится в Российском музее в Петербурге).
С 1912 г. Кузнецов был членом общества имени Куинджи и в 1915 г. написал картину "Заседание членов общества Куинджи", где он нарисовал членов общества и самого себя. (Картина хранится в Российском музее в Петербурге).
Но Кузнецов продолжал работать и в собственной новейшей манере и написал осенние пейзажи на Волге, которые были выставлены на Академической выставке 1915 г. и вызвали неодобрительный отзыв И.Е. Репина.
В 1917 г. на выставке Академии художеств была представлена картина "Божьи люди" (из быта старообрядцев), знаменующая возврат художника к прежним темам и на прежние позиции в искусстве. В этом же году картина была представлена на выставке общества имени Куинджи . (Картина хранится в Российском музее в Петербурге).
После Октябрьской революции 1917 г. Кузнецов на пару лет уехал из Петрограда и работал на Урале, в главном в Нижнем Тагиле , где занимался педагогической и музейной работой. В 1921 г. он возвратился в Петроград и стал преподавать живопись в Художественно-промышленном техникуме (1921-1929).
В 1922 г. он стал членом АХРР (Ассоциации живописцев революционной Рф), приняв революцию и укрепившись на позициях реализма. Он участвовал во всех выставках АХРР и писал картины на революционные темы, также огромное количество портретов обычных людей. В 1929 г. он возвратился в общество имени Куинджи и участвовал во всех выставках этого общества в 1930 г. В 1932 г. был основан Альянс живописцев, и с самого начала он стал его членом.
С 1931 г. он начал работать над серией картин под заглавием "Город 3-х революций"- "За власть Советов" (1935), "Штаб Октября" (1936), "Взятие Зимнего дворца" (1939). Он написал огромное количество вариантов этих картин, которые хранятся в музеях Рф. В 1937 г. Правительственная комиссия избрала картину "Штаб Октября" на всемирную выставку в Париже, где она получила огромную золотую медаль. Картина "Взятие Зимнего дворца" экспонировалась на глобальной выставке в Нью-Йорке в 1939 г.. В русском павильоне для неё было отведено особое место.
Во время 2-ой мировой войны 66-летний Кузнецов был в эвакуации в г. Белорецке (Южный Урал). После прорыва блокады Ленинграда в 1944 г. он возвратился в Ленинград. В послевоенные годы он писал в главном портреты узнаваемых людей и авторские копии собственных узнаваемых картин. Наилучшей картиной этого периода была картина "Пушкин и няня" (1948), которая была растиражирована на открытках к 150-летию со денька рождения поэта.(Картина хранится в Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге).
В 1952 году в Ленинграде вышла автобиографическая книжка В.А.Кузнецова "Путь художника".
В 1953 году за награды в области русского изобразительного искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля Владимиру Александровичу Кузнецову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1959 г. духовное и физическое здоровье художника резко пошатнулось, и отпрыск увез его на Урал в Верхнюю Салду, где он скончался 29 октября 1960 г. Похоронен на древнем кладбище Верхней Салды.
Работы художника В.А.Кузнецова хранятся не только лишь в музеях Рф. В Черкасском художественном музее (Украина) есть зал с работами художника: "Весна", "Огни Днепрогэса", "Портрет дочери" и др.