Родился 2 июля 1918 года в Киеве в семье доктора. В 1937 году поступил на строительный факультет Киевского Художественного института; с 4-го курса перебежал в Столичный строительный институт, который закончил в 1943 году.
В течение 40 лет — практикующий конструктор. Работал в Киеве в Гипрограде, Киевпроекте (мастерские Бориса Приймака, Льва Катка), ГипроНИИздраве. Проектировал ряд построек и комплексов в Киеве, здравницы в Трускавце, Ялте (Мисхор), Надыме.
В конце 1950-х годов увлекся живописью, занимался художественным творчеством прямо до последних месяцев жизни.
Член Союза архитекторов Украины (с 1946 года)
В течение 1984—2009 годов — член градостроительного совета при Главкиевархитектуре. Не один раз выступал в прессе по дилеммам застройки Киева.
Награждён несколькими русскими медалями, «Знаком почета киевского городского головы».
Скончался 3 июля 2012 года в Киеве. Похоронен на Берковецком кладбище.
Семья
Отец — Борис Абрамович Кривоглаз (25 декабря 1893 — июль 1978); Двоюродный брат — Миша Кривоглаз (18 мая 1929, Киев — 30 июня 1988, Киев) — учёный (физик-теоретик).Архитектурное творчество
Сначала собственной проф деятельности О. Б. Кривоглаз выстроил в Киеве несколько «сталинок» — на улицах Игоревской, Калинина (Софийской), Воздухофлотском проспекте и др. В этих постройках, также в отдельных «малых формах» он показал себя как мастер строительных композиций, тонко обладающий деталями. Совместно с тем, в неосуществленных проектах большой всеохватывающей застройки показал свойства профессионального градостроителя. Такой, а именно, разработанный в 1947 году проект застройки Печерской площади (площадь Леси Украинки).
В хрущевские времена, когда «архитектурные излишества» были объявлены вне закона, конструктору пришлось работать в облегченных формах, да и в этих критериях он добивался выразительных решений. Так, комплекс из 2-ух жилых корпусов по улице Чкалова (Олеся Гончара) и Чеховскому переулку был решен как симметричная композиция на сложном рельефе, её осью стала монументальная лестница к Центральному скрытому рынку. Здание кинозала «Ленинград» получило форму обыденного параллелепипеда, но большенные плоскости стенок при помощи облицовочной плитки были покрыты как будто бы ковром.
К огорчению, многие постройки Осипа Косоглаза дошли до сегодняшнего времени в искаженном виде (аква станция ДОСААФ на Трухановом полуострове приватизирована и перестроена; комплекс по улице Олеся Гончара и Чеховскому переулку после сноса Центрального рынка утратил перспективу; облицовка головного фасада кинозала «Ленинград» изменена).
Кинозал «Ленинград» в сегодняшнем виде. Реализованные проекты в Киеве Аква станция ДОСААФ на Трухановом полуострове (1950) Дом по улице Игоревской, 5 (1950-е гг.) Дом Союза композиторов по улице Софийской, 16 (1953), Дом по Воздухофлотскому проспекту, 33 (1950-е гг.) Дом по улице Мечникова, 10 (1950-е гг.) Кинозал «Ленинград» по улице Юрия Гагарина на 1010 мест (1960) Комплекс жилых домов по улице Олеся Гончара, 46-48 и Чеховскому переулку, 2 (1960-е гг.) Здание комбината «Художник» Союза живописцев Украины на улице Васильковской, 32 (1960-е гг.) Здание института «Гипроздрав» по улице Мечникова, 3-5 (1960-е гг.)Проектирование застройки кварталов проспекта 40-летия Октября, Воскресенского массива (в соавторстве).
Роль на ранешних стадиях разработки проектов Ботанического сада АН УССР, Дворца пионеров и школьников на площади Славы.
Неосуществленные проекты: комплекс на Почтовой площади, застройка сегодняшней площади Леси Украинки.
Художественное творчество
Занялся живописью в возрасте 40 лет. Работал в большей степени маслом по картону, оргалиту, холсту.
На первом шаге творчества писал приемущественно пейзажи и натюрморты; предпочитал классическую манеру. Произведения отличались свежайшим, выразительным колоритом, гармонической композицией, лирическим настроением. «Судьба наделила его чувством цвета, а способности конструктора композиционным мастерством».
С конца 1960-х годов живописец увлекся поиском новых форм, пробовал себя в авангардной, синтезированной манере. Он по-своему претворил декоративные традиции японской графики, Тулуз-Лотрека, Матисса. С течением времени предметом изображения для него стала не натура, а «внутреннее видение», но при всем этом живописец часто ворачивался к близким к реальности формам, создавая точно организованные по рисунку и цвету композиции. Иногда в его работах звучит естественный цвет оргалита, не тронутого краской.
Особенное место в творчестве Осипа Косоглаза заняла галерея дамских образов, выполненная в 2000-е годы. Она составила цикл «С любовью к женщине».
Индивидуальные выставкиВ Киеве проведено в общей трудности 15 индивидуальных выставок живописи О. Б. Косоглаза, в том числе:
1982 — Дом конструктора 1987 — Дом конструктора 1992 — Дом конструктора 1994 — «Украинский дом» 1999 — галерея искусств «Лавра» 2002 — Дом конструктора 2003 — Главкиевархитектура 2007 — галерея искусств «Лавра» 2008 — Дом конструктора 2010 — Дом конструктораЖивописец также участвовал в 2-ух Всеукраинских выставках.
Оценки творчества О. Б. КосоглазаЮрий Химич, живописец, доктор:
Любая работа Осипа Косоглаза содержит реализованную простору, выраженную в гармонии цвета, субъективности вещей и краткости знаков. Нрав его работ неунывающ, оптимистичен и романтичен, и кажется, что окружающий его мир полон спокойствия, красы и равновесия.Иосиф Каракис, конструктор:
Дорогой Осип Борисович! Поражён Вашим талантом — мастерством художника живописца. Редко бывает, чтоб конструктор по профессии обладал таким даром.Лена Олейник, кандидат архитектуры, главный редактор журнальчика «Архитектура и престиж»:
Примечательные традиции декоративного постимпрессионизма, начатые Матиссом и Гогеном, с юмором и блеском продолжены в красочных композициях Осипа Борисовича.