Василий Коноваленко родился в в Запорожской обл., Акимовский р-н, село Петровка. (укр. с. Петрівка, Якимівський р-н, Запорізька обл.) 5 июля 1989 года. Отец Василия - Коноваленко Василий Васильевич (1900 — 1946), украинец, мама Галигузова Феодосия Тихоновна (1899 — ?), российская. Оба - уроженцы Запорожья — 1-го из больших городов Украины. В документах Коноваленко писал: "национальность - украинец". Он был пятым ребенком в семье, единственным мальчуганом.
Его детские годы прошли в другом большом промышленном центре 1930-х годов: шахтерском городке Донецке - бывшей Юзовке, в те времена именовавшейся Сталино. В деревне Василий прожил всего два года детской жизни, т.к. с 1931 года его отец работал в руководстве «Донтранса» - транспортной организации промышленного городка сталинских времен. Василий Коноваленко в 1938 г. пошел обучаться в среднюю школу, закончил 5-й класс, после этого в 1943 г., в связи с военным положением, был совместно с мамой эвакуирован. Отец был мобилизован в Красноватую армию.
В 1943 г. Василий ворачивается в город Сталино. С 1944 года (с 14 лет) Василий Коноваленко работал в Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко скульптором-бутафором. Вначале поступив на должность «ученика художника-декоратора», уже через два года получает должность «заведующего бутафорского цеха». Параллельно продолжал обучаться в средней школе. В 1944 г. был отозван с работы в театре в школу ФЗО, где проучился с марта 1944 по июнь 1945 гг. Получил там неотклонимую в те годы рабочую специальность (возможно, по горнодобывающей индустрии). Потом поступил обучаться в Архитектурно-художественное училище на скульптурный факультет, где получил среднее особое образование.
В почти всех источниках неверно указывается, что Коноваленко был членом Союза живописцев с 1946 года. Это не так: в 1946 ему было всего 17 лет. Правда он уже управлял цехом бутафории, но в личном деле он пишет конкретно: «член Рабис».
28.03.1949 г. перешёл на работу в Сталинское областное приятельство живописцев и работал по 25 января 1950 в должности архитектора, после этого возвратился назад в родной театр и проработал в должности зав. бутафорским цехом с 1 февраля 1950 по 25 октября 1950 гг.
Из театра был призван в Красноватую Армию, служил в городке Ломоносов матросом Балтфлота с октября 1950 по март 1951 гг. В период службы он в первый раз увидел Ленинград - и решил там остаться.
СтановлениеДемобилизовавшись, в мае 1951 г., Василий вполне переезжает в Ленинград. 14 августа он поступил художником-декоратором в Ленинградский театр Музыкальной Комедии, где проработал по 22 октября. После ухода сходу проходит по конкурсу в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова (прошлый Мариинский театр). Работает художником-декоратором в почти всех спектаклях. Это было время активного самообразования Коноваленко. Он - один из числа тех живописцев 1950-х, которые обратились к самообразованию для преодоления навязанных норм партийного искусства. Коноваленко опирается на традиционные эталоны Эрмитажа, на книжки о старенькых мастерах, в поисках собственного творческого пути, дальнего от штампов русского художественного образования тех лет.
В Мариинском театре Коноваленко участвует в постановке «Каменного цветка», под управлением С.И. Вирсаладзе (1957 год), в качестве художника-декоратора. Рано начав учиться искусству статуи, театрально-декорационному делу, бутафории, - к началу работы над балетом «Каменный цветок» в 1956 году он уже был опытным художником, много работал с цветом и фактурами. Спектакль был художественным прорывом к новенькому театральному мышлению. Вирсаладзе и Григорович инициировали новый стиль работы над спектаклем, где все участники сотрудничали как единый творческий коллектив. Возможность показать себя как самостоятельного художника открыла перед Василием дорогу к художественно-постановочной работе. Работая с темой камня, Коноваленко возвратился в мир добычи подземных сокровищ, знакомый художнику еще по жизни в шахтерском городке. Сотрудничество на знаменитом проекте с выдающимися деятелями искусства — Вирсаладзе, Осипенко, Вечесловой, Григоровичем — вдохновило юного художника. Он производит собственные постановки в оперных театрах страны. В процессе работы над балетом «Каменный цветок» он начал без помощи других осваивать полихромную статую — жанр, находившейся тогда в упадке.
К 1959 году возникают 1-ые шедевры камнерезной статуи, но Василию Коноваленко не дают способности выставить скульптурные работы - и он совмещает новое направление с работой над театральными постановками.
В 1961 году Василий — художник-постановщик балета "Каменный цветок" в Сталинском театре в Донецке. В том же году — художник-постановщик балета "Тропою грома", Сталино. В 1962 "Последний бал" Ю.Бирюкова. Режиссер К.Муллер.
Не считая того, в его сценографии шли оперы и балеты: "Спартак", "Аида", "Баядерка", "Шахерезада", "Цыганы", "Борис Годунов" в различных городках.
ПризнаниеВ конце концов, в 1973 году (художнику — 44 года) свершилась 1-ая индивидуальная выставка его скульптур — камнерезного искусства (ранее — только сценографические выставки). Выставка, проходившая в Российском музее стала сенсацией, а статуи Коноваленко были куплены Гохраном Рф, как национальное богатство. Коноваленко был два раза награжден золотыми медалями ВДНХ. Каталог выставки лично составил именитый директор Российского музея Василий Пушкарёв, а текст написал Сергей Михалков.
В текущее время популярная южноамериканская ювелирная компания Картье поставляет на мировой рынок подобные Фаберже изделия, продолжая традиции российского камнерезного искусства. Но, исключительная сложность обработки настолько твёрдых минералов ограничивает способности художников-камнерезов, а другой раз просто делает неосуществимым создание загаданных произведений. Потому известные современные изделия из минералов в большинстве случаев носят условный нрав. Экспозиция 10 работ Василия Коноваленко даёт не только лишь представление о фантазии создателя, решившего свои композиции статуи малых форм в духе обычного российского народного жанра, с присущим ему простодушным юмором, да и открывает новые способности обработки твёрдых минералов и использовании их для сотворения неподражаемых художественных произведений.- писал Михалков.
Коноваленко — сейчас признанного архитектора и камнереза — приглашают в Москву на должность головного художника Министерства Геологии и дают возможность сделать свою школу-мастерскую «Лаборатория малых скульптурных форм». Он переезжает в Москву. Но, недовольный тем, что выставку в Российском музее сделали через его голову, Григорий Романов начинает безосновательное уголовное преследование Коноваленко. Архитектору «намекают», что нужно уникальную коллекцию его работ (оцененную зарубежными профессионалами в 2 млн. баксов) «подарить» государству. Что он делает - и только тогда преследование завершается. Набрав учеников в школу, обучая их, сам Коноваленко продолжил работу в прославившим его направлении.
Положение художника-одиночки привело к столкновению с властями, угрозам. После истории с Романовым, у Василия востребовали создавать ценности для бюрократической вершины, политические скульптурные портреты — Брежнева, Ленина и т.п. Это не соответствовало миропониманию Василия - и живописец обязан был в 1981 г. эмигрировать в Америку.
ЭмиграцияВ 1981 году (в 52 года) он эмигрировал, взяв с собой только возлюбленную удочку. Следы деятельности эмигранта 1980-х годов были вычеркнуты, стерты в русские годы на родине художника, его имя пару лет нигде не упоминалось, а после перестройки газетные статьи умножали ошибки и противоречия в данных о его жизни. В этой неурядице искажались и принципные моменты: Василий Васильевич Коноваленко был представлен как деревенский обитатель, живописец, в один момент встретившийся с темой камня в балете «Каменный цветок» и в первый раз перешедший к скульптуре (хотя он начал очень рано работать архитектором, и вырос в шахтерском городке) . Фото его шедевров публиковались в русских издания без его фамилии.
Южноамериканский периодВ марте 1984 года в Музее Натуральной Истории Денвера, Колорадо, свершилась индивидуальная выставка Василия Коноваленко. Работы остались в неизменной экспозиции музея. Художнику было 55 лет. Превосходный фуррор выставки, мировое признание омрачались только разрывом с Родиной.
Попытка возвращения на родину и погибельВ 1989 году Коноваленко начинает переговоры о выставке в Рф и о возвращении на родину для сотворения школы камнерезного искусства. Он полон планов и надежд. Он достигнул виртуозного мастерства, сделал ряд шедевров, он стремился дать это родной стране. Он был одним из числа тех, про кого по праву молвят — лицо эры! И этот порыв возвращения — весомый жест художника. Неожиданный приступ оборвал его планы. Василий Васильевич Коноваленко погиб 27 января 1989-го в Нью-Виндзоре, штат New-york. Причина погибели — кровоизлияние в мозг. До погибели он провёл 5 дней в поликлинике, в коме.
Василий похоронен (как и многие другие эмигранты) на российском православном кладбище в городке Наяке (Nyack, штат New-york, США).
Судьба произведений
С 8 апреля по 24 июля 2011 работы Коноваленко были представлены в Рф на выставке «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России».
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.Творческие воздействия
Много черт связывает Коноваленко с его величавыми предшественниками Врубелем, Кустодиевым, другими живописцами и архитекторами рубежа XX века, связанными с театром, статуей малых форм, мозаикой, камнем. Импрессионисты оказали воздействие на чувство Василием цвета и узора в камне, в особенности К.Моне, с которым соотносится осознание Коноваленко камнерезной статуи как «живописи в камне».
Безымянные российские мастера промышленного Урала, а позже архитекторы Дербышев, Перхин, Фредман-Клюзель, Савицкий и другие сделали сначала XX века традицию статуи малых форм, которую Коноваленко развил, пройдя путь от декоративно-прикладного нюанса камнерезно-ювелирного мастерства — к изобразительному искусству. Карл Фаберже не был скульптором-камнерезом, потому нельзя гласить о воздействии лично Фаберже. Не считая того Коноваленко никогда не делал тип изделий «декоративные яйца». Архитектор Миша Аникушин увидел в его работах черты старых мастеров: «От старых мастеров живописец перенял умение ощущать и чувствовать камень как живой организм».
А. Жуков, И. Сергеев и Д. Емельяненко в 1988 г. «под впечатлением от фигурок В.В. Коноваленко» исполнили первую трёхфигурную композицию. Получение положительного отзыва Василия Коноваленко на выставке в Нью-Йорке живописцы отмечают как принципиальный факт.