Казанская Мария Борисовна



Когда родился: 1914

Где родился: Санкт-Петербург

Когда умер: 1942

Где умер: Ленинград

Гражданство: СССР

Жанр: живопись

На него(неё) оказали влияние школа: Ермолаева В. М.


Биография

Мария Борисовна Казанская родилась в Санкт-Петербурге в 1914 году.

Выросла в семье близко связанной с искусством. Ее бабушка была двоюродной сестрой Миши Врубеля; мама – Наталья Эрнестовна Радлова-Казанская (1887—1938) — дочь русского историка философии, филолога и переводчика Э. Л. Радлова, театральный преподаватель, актриса, создатель книжки “Работа над речью” (М.; Л., 1930), в 1920-х годах преподавала сценическую речь в ТРАМе и в других театрах; братья мамы – живописец Николай Эрнестович Радлов и актёр и режиссёр Сергей Эрнестович Радлов. Отец – Борис Васильевич Казанский (1889—1962) — русский филолог, доктор Ленинградского института. Сестра — Татьяна Борисовна Казанская (1916—1989) — поэтесса, филолог и переводчица.

Начала отрисовывать в возрасте трёх лет. Закончив 9 классов школы, в 1931 году начала периодические занятия живописью.

По совету В. В. Лебедева пришла в мастерскую В. М. Ермолаевой. Мария Казанская начала обучаться у В. М. Ермолаевой в 1929-34 гг. и, сразу, обучалась в Академии Художеств у А. А. Осмеркина. Она заходила в "домашний круг" К. С. Малевича, дружила с К. И. Рождественским, .

Мария Казанская была близка к группе живописцев «живописно-пластического реализма» (объединявшей К. И. Рождественского, В. В. Стерлигова, В. М. Ермолаеву, Л. А. Юдина и других живописцев).

1-ая выставка работ Марии Казанской (не индивидуальная, а коллективная) была устроена по инициативе В. В. Стерлигова, 29 марта 1934 года. Эта “выставка учеников” была организована на квартире художницы В. М. Ермолаевой. “Владимир Васильевич, договорившись с Верой Михайловной, решили устроить нашу совместную выставку – нашу с Олегом (Карташёвым и Александром Батуриным. – Е. С.) и Маруси Казанской. Происходило это на Васильевском полуострове (10 линия, 13, кв.2. – Е.С.), на квартире Веры Михайловны. было обсуждение выставки, было достаточно много народу, выступал некий искусствовед и достаточно обширно гласил о неких наших работах”. Эта самая выставка упоминается в материалах следственного дела 1934-35 года. Послужила она и невольным поводом для последовавшего обвинения В. В. Стерлигова, А. Б. Батурина и В. М. Ермолаевой.

Была арестована 25 декабря 1934 года года, сразу с В. М. Ермолаевой , Л. С. Гальпериным , В. В. Стерлиговым, Н. И. Коган, как «участник контрреволюционной группировки, пытающейся сделать незаконную связь с заграницей и ведущей антисоветскую пропаганду посреди окружающих» (по другим сведениям арестована в связи с убийством Кирова) Допрашивалась на следствии. 3 марта 1935 года следствие в отношении М. Б. Казанской было прекращено.

18 мая 1935 г. присутствовала на похоронах К. С. Малевича.

После ареста у Казанской обострилось наследное психическое болезнь, передававшееся в семье Радловых по женской полосы. В сентябре 1937 года закончила занятия живописью. В сентябре 1941 года отец Казанской был назначен её опекуном. Семья М. Б. Казанской после ареста Веры Михайловны Ермолаевой выручила часть её работ; предки М. Б. Казанской посетили квартиру арестованной художницы и, обнаружив её не опечатанной, вынесли из неё часть работ Ермолаевой. Послевоенные выставки Марии Казанской и Веры Ермолаевой создавались в главном, на материале собрания семьи Казанских.

Весной 1942 года погибла от истощения в блокадном Ленинграде. Похоронена на Серафимовском кладбище.

Творчество

1-ая послевоенная выставка М. Б. Казанской прошла весной 1960 года в квартире живописцев В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. (Большой пр, 98, кв.30). Невзирая на то, что выставка была “квартирной”, на неё были разосланы пригласительные билеты.

2-ая индивидуальная выставка прошла в 1976 году, в мастерской Т. Н. Глебовой на Петроградской стороне (ул. Ленина, д. 52, кв. 43). Т. Н. Глебова, устроившая эту выставку, писала о живописи Казанской:

Меня в особенности завлекли ее цветовая подвижная структурность при стихийности наложения мазков и цветовых пятен. При густом, пастозном наложении краски выходит прозрачность и глубинность места при чистоте цветовых отношений.

Художественное наследство М. Б. Казанской составляет около 100 красочных работ и несколько сотен графических листов. Её творчество насыщено воздействиями французской живописи конца XIX века (импрессионизм, сезаннизм, фовизм). Живописные и графические работы художницы находятся в таких больших музейных собраниях, как Третьяковская галерея, Российский музей, Музей истории Санкт-Петербурга.В апреле 2013 года в Санкт-Петербурге свершилась 3-я выставка работ М. Б. Казанской.

Библиография

Мемуары Татьяны Борисовны Казанской, прочитанные на вечере памяти Веры Ермолаевой в ЛОСХ 18 мая 1972 г. Публикация стенограммы выступления, архив ЛОСХ РСФСР // Авангард, остановленный на бегу. Л.: Аврора, Ленинград, 1989 (книжка издана без нумерации страничек). Малевич о для себя. Современники о Малевиче: В 2 т. М.: RA, 2004 (мемуары Уны Малевич-Уриман: т. 2, с. 29; Павла Кондратьева: т. 2, с. 399; и др.) А. Марочкина. М.Б. Казанская: Творческий портрет // Moderna – аvantgarda – postmoderna. Litteraria Humanitas XII. Brno. 2003. S. 363-371. А. Н. Заинчковская. М. Б. Казанская: Материалы к творческой биографии // Странички истории российского искусства 16-21 вв. СПб.: ГРМ, 2005. Вып. 11, с. 23-27. Лена Спицына. О Марии Казанской. / Шестнадцать пятниц: 2-ая волна ленинградского авангарда // Experiment / Опыт: Журнальчик российской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч . Т. 2.С. 454-455. Т. Н. Глебова. О выставке Марии Казанской в моей мастерской. / Шестнадцать пятниц: 2-ая волна ленинградского авангарда // Experiment / Опыт: Журнальчик российской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч . Т. 2.С. 454-459

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный