Станислав Выспяньский родился в семье Франтишека Выспяньского и Марии Роговской. Его отец был архитектором и содержал ателье на Вавельском холмике. Когда Станиславу исполнилось семь лет, его мама скоропостижно скончалась от туберкулёза. Будучи приобретенным пьяницей, отец не мог стать достойным опекуном для собственного отпрыска, и тот был взят на воспитание собственной тётей Йоанной Станкевич и её супругом Казимиром. Семейство, приютившее Станислава, принадлежало к классу буржуазии, и было интенсивно вовлечено в умственную деятельность. Конкретно в доме Станкевичей Выспяньский познакомился со известным живописцем Яном Матейко. Распознав в молодом Станиславе большой талант, мастер отдал ему 1-ые уроки рисования. Посчастливилось Выспяньскому и в плане общего образования. Он попал в среднюю школу святой Анны, где преподавание велось на полузапрещённом польском языке и учителя прилежно старались привить своим ученикам любовь к родной истории и литературе. Питомцами этого учебного заведения были Люцьян Рыдель, Станислав Эстрейхер и Генрик Опеньский, ставшие потом видными фигурами культурной жизни Кракова. Выспяньский во время собственного обучения не показывал в особенности выдающихся возможностей, но, с самого начала показал большой энтузиазм к искусству и литературе. Тётя Йоанна вспоминала потом, как молодой Станислав повсевременно делал зарисовки окружавших его маленьких деревенских построек, животных, растений, древних доспехов и различных частей внутреннего убранства дома Станкевичей. Одной из первых проб юного Выспяньского на литературном поприще стала драматическая интерпретация известной картины Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом».
Витраж «Бог-отец» в францисканском костёлеВ 1887 году Станислав был зачислен на курсы философского факультета Ягеллонского института, параллельно начав свои занятия в краковской школе роскошных искусств у доктора Ф. Цинка. Во время собственного обучения в институте, он посещал лекции по искусству, истории и литературе. Заведовавший в то время школой роскошных искусств Ян Матейко, признавая огромные способности Выспяньского, пригласил его принять роль в оформлении интерьера церкви св. Марии.
В период с 1890 по 1895 Выспяньский посетил Италию, Швейцарию, Германию, Чехию и Францию. Конкретно пребывание во Франции оказало решающее воздействие на последующую творческую судьбу Станислава. В Париже он посещал занятия в личном ателье Академии Коларосси. В связи с тем, что плата за учёбу оказалась Выспяньскому не по кармашку, он обязан был обратиться с просьбой о субсидии. Во время собственного пребывания во Франции он также успел познакомиться с Полем Гогеном. Совместно они посещали парижские художественные музеи, где особо сильное воспоминание на Выспяньского оказали картины Пьера Пюви де Шаванна. Также Станислав уделил огромное внимание театру, где стал очевидцем постановок древних и шекспировских трагедий. Этот опыт оказался неоценимым во время работы Выспяньского над своими пьесами по мотивам старых легенд — «Даниил и Мелеагр» и «Возвращение Одиссея». Параллельно Станислав работал над несколькими драматическими произведениями — «Королева польской короны», «Варшавянка» и первой редакцией «Легенды». Последняя пьеса была написана по мотивам известной польской легенды о Варе и Саве. В августе 1894 года Выспяньский возвратился в родной Краков, где скоро был втянутьён в модернистское движение. В тот период живописец разработал и принял роль в разработке интерьера церкви францисканцев. Эта работа поразила современников смелым внедрением замудренных мотивов, изобилующих различными растениями, геометрическими фигурами и геральдическими элементами. Удовлетворенный результатом трудов Выспяньского, настоятель церкви заказал ему несколько витражей. Мастер и на этом поприще достигнул большущего фуррора, создав прекрасные композиции: «Блаженная Саломея», «Раны св. Франциска», «Бог-отец». Кроме остального, Станислав был удостоен заслуги Польской академии искусств и наук за собственный пейзаж, изображавший Курган Костюшко. В качестве живописца, дизайнера интерьера и поэта Выспяньский интенсивно сотрудничал с краковским городским театром. Сначала он работал над декорациями и сценографией, а потом выступил в роли режиссёра-постановщика нескольких спектаклей.
Афиша спектакля «Свадьба»В Кракове Выспяньский присоединился к обществу польских живописцев «Sztuka» (рус. "Искусство") и посреди 1898 года был назначен художественным редактором еженедельника «Życie» (рус. "Жизнь"). К огорчению, 1-ые драмы Станислава — «Легенда» (1897) и «Даниил и Мелеагр» (1898) не получили признания литературных критиков. Только выход в свет «Варшавянки» принёс её создателю давно ожидаемый фуррор. Театральная постановка этой пьесы стала переломным шагом в литературной карьере Выспяньского, и сделал его драматургом государственного масштаба. Премьера «Варшавянки» свершилась 2 июля 1901 года, а главную роль Марии исполнила именитая краковская актриса Хелена Моджеевская. В течение 1899—1900 годов были размещены ещё две пьесы Выспяньского: «Протесилай и Лаодамия» и «Лелевель». В последнем произведении создатель вступил в полемику с апологетами романтичного видения истории. В 1900 году Выспяньский женится на Теодоре Пытко, будущей мамы четырёх его деток. В ноябре такого же года он находился на свадьбе собственного друга Люцьяна Рыделя, которая свершилась в селении Броновице, находившемся неподалёку от Кракова. Воспоминания от этого действия были положены в базу известного произведения «Свадьба». В нём Выспяньский остроумно высмеивал пороки современного ему польского общества. «Свадьба» преобразила Выспяньского, который ранее являлся в меру удачным писателем и художником, ассоциирующимся с движением «Молодая Польша», а после перевоплотился в государственного драматурга-провидца, чьё значение для польской литературы можно сопоставить со значением Йейтса для ирландской, О’Нила для американской, либо Метерлинка для бельгийской. Драма со всей глубиной и достоверностью показала неутешительные реалии жизни в Польше и бессилие общества коренным образом поменять ситуацию к наилучшему. Невзирая на все старания цензуры по способности урезать тираж книжки, «Свадьба» была поставлена в театре и имела большой фуррор у публики.
По следам «Свадьбы» были размещены ещё четыре пьесы посвящённые польской истории: «Освобождение», «Ахилл», «Болеслав Храбрый» и «Легенда 2». Несколько следующих лет Выспяньский предназначил трудам над изданием драм «Скалка» и «Возвращение Одиссея», параллельно работая над польским переводом «Сида» Корнеля и «Заиры» Вольтера.
В 1906 году Выспяньский стал доктором краковской Академии роскошных искусств, также вошёл в состав Городского Совета. В последние годы жизни здоровье Станислава приметно пошатнулось, и он был обязан пройти курс исцеления в Рымануве и Бад-Халле. После чего Выспяньский поселился в маленьком доме в селении Венгжце, где и погиб от неизлечимого в то время сифилиса. Его похороны состоялись в Кракове и перевоплотился в национальную манифестацию. Тело Выспяньского было погребено в Пантеоне заслуженных людей, расположенном в церкви святого Станислава.
Творческое наследство
Планты на рассвете, 1894Талант Выспяньского был неописуемо многосторонним. Кроме собственных литературных трудов он оставил после себя огромное количество рисунков, красочных и пастельных изображений с видами родного Кракова, портретов собственных и окружавших его людей, различные иллюстрации и графические работы. Выспяньский разработал дизайн целого ряда витражей и росписей для церквей, также сделал проект реконструкции Вавельского замка, так и не воплощённого в жизнь.
Картинки, такие как автопортрет 1890 года и путные эскизы Европы и Польши, являются более колоритными его работами. Особенный энтузиазм вызывает гербарий Выспяньского — серия прекрасных рисунков различных растений. Как живописец Станислав отдавал предпочтение пастельному рисунку; 1-ые работы в данной технике появились в период меж 1890 и 1894 годами. Главными персонажами картин Выспяньского являлись члены его семьи, друзья и коллеги-художники. Очень нередко Станислав изображал собственных малышей в разных бытовых ситуациях, во время сна либо кормления:
Материнство, 1905 Хеленка, 1900, пастель, Государственный музей в Кракове Спящий Стась, 1902, пастель, Силезский музей в Катовице Спящий Метек, 1904, пастель, Художественный музей в Лодзи Материнство, 1905, пастель, Государственный музей в Кракове Супруга художника с отпрыском Стасем, 1904, пастель, Верхнесилезский музей в Бытоме Портрет Ирены Сольской, 1904Выспяньский запечатлел на холсте многих собственных компаньонов и живописцев, посреди которых Казимир Левандовский, Яцек Мальчевский, Элиза Пареньская, семья Крышталовичей, Людвик Сольский, Ирена Сольская, Ян Станиславский. Его кисти также принадлежит огромное количество пейзажей с видами краковского парка Планты, реки Вислы и её притока Рудавы, особняков в Грембово. В самом конце жизни Выспяньский сделал ряд зарисовок Кургана Костюшко, который был виден из окна его студии. Одной из его самых ярчайших графических работ является афиша спектакля «Там внутри» по Метерлинку.
Существенное место в творчестве Выспяньского занимал дизайн. Он является создателем огромного количества витражей, полихромных росписей и интерьеров. В соавторстве с Юзефом Мехоффером и Тадеушем Дмоховским Выспяньский сделал 36 витражей для собора св. Марии в Кракове, когда помогал Яну Матейко в работе над реставрацией строения. Творческий тандем оказался очень удачным, и кроме остального отметился ролью в конкурсе декораторского искусства в Париже и разработкой внешнего облика занавеса для театра им. Юлиуша Словацкого в Кракове. Уже без помощи других Выспяньский оформил францисканскую церковь родного городка (известный витраж «Восстань»), сделал эскизы витражей с изображением св. Станислава, Казимира Величавого и Генриха Набожного для Вавельского собора (эти работы были воплощены в жизнь только в 2005—2007 годах и выставлены в павильоне Выспяньского), разработал дизайн выставочного зала Общества любителей искусства (1904) и оформил лестницу и коридор головного строения Мед общества. В 1905 году Выспяньский вместе с Владиславом Экельским разработал проект превосходной реконструкции Вавельского холмика.
Пьесы Выспяньского
Варшавянка (1898) Мелеагр (1899) Протесилай и Лаодамия (1899) Проклятье (1899) Судьи (1900) Легион (1900) Портрет Людвика Сольского в роли старенького бойца в пьесе "Варшавянка, 1904 Свадьба (1901) Освобождение (1903) Болеслав Храбрый (1903) Ахилл. Драматические сцены (1903) Ноябрьская ночь (1904) Акрополь (1904) Ночные цветочки (1906) Скалка (1907) Возвращение Одиссея (1907) Сигизмунд Август (1907, неоконченная)Адреса в Кракове, связанные с Выспяньским
Ул. Крупнича, 26 Место рождения Выспяньского. Дом принадлежал дедушке и бабушке Станислава; тут он прожил до 1873 года. Ул. Канонича, 25 Летом 1873 года семья Выспяньских переехала в дом Яна Длугоша. Младший брат Станислава и его мама погибли тут. Осенью 1880 года Выспяньский перебрался в дом собственной тёти и её супруга Ул. Коперника, 1 Меж 1880 и 1883 годами Выспяньский пребывал в доме Станкевичей. Потом в здании расположился кабинет туристской организации, в наши деньки тут находится отель «Wyspiański» Ул. Зацише, 2 Новые апартаменты семьи Станкевичей. Квартира размещалась на втором этаже сейчас не имеющегося отеля «Centralny» на перекрёстке улиц Зацише и Баштовой с видом на Барбакан и парк Планты. В связи с расширением гостиницы, Станкевичи были обязаны переехать на новое место проживания в 1885 году Ул. Вестерплатте, 1 (позже ул. Колеёва) В июле 1895 года семья Станкевичей сняла квартиру на нижнем этаже строения на скрещении улиц Колеёвой и Любича. На данный момент на этом месте размещается галерея с лестницей, ведущей в подземный пассаж. В тот период Выспяньский приобрёл маленькой дом в находившемся неподалёку селении Гжегужки, где работал над дизайном витражей для костёла францисканцев Ул. Посельска, 10 Спустя несколько месяцев после переезда на ул. Вестерплатте погиб дядя Выспяньского и Станислав со собственной тётей обязаны были находить новое место проживания. Они сняли квартиру на 3-ем этаже дома 10 на ул. Посельской Монумент Выспяньскому в Кракове Пл. Мариацкая, 9 В июле 1898 года Выспяньский снял комнату в доме на перекрёстке пл. Мариацкой и Головного Рынка. В 1907 году здание было разрушено и на его месте возведён новый многоквартирный дом в стиле модерн. Квартира была переоборудована в студию для занятий живописью. Выспяньский тогда был прописан по адресу ул. Шляк, 23, где находилась квартира его будущей супруги Теофилии Пытко Ул. Кроводерска, 79 В 1901 году Станислав получил заслугу от Академии искусств и наук за разработку дизайна витража для царского замка на Вавеле. Благодаря этому он сумел арендовать семикомнатные апартаменты на 3-ем этаже многоквартирного дома на углу аллейки Юлиуша Словацкого. В этом здании, существующем и в наши деньки, Выспяньский жил со собственной семьёй и работал в оборудованной здесь же студии. Как говорят, на дверцах квартиры была помещена табличка с надписью: «Здесь живойёт Станислав Выспяньский, который не вожделеет принимать посетителей» Посёлок Венгжце под Краковом После получения еще одного приза от Академии искусств и наук за пейзажи, запечатлевшие Курган Костюшко, Выспяньский приобрёл в посёлке Венгжце свой дом. До наших дней здание не уцелело и на его месте сейчас находится другой личный дом. В честь 100-летия со денька рождения Выспяньского тут был установлен памятный символ Ул. Семирадского, 1 Здание поликлиники, в какой Выспяньский скончался 28 ноября 1907 года, до наших дней не сохранилось. Оно находилось на углу улиц Семирадского и ЛобзовскойМузеи и монументы
В многоквартирном доме Шолайского в Кракове находится Музей Станислава Выспяньского, который является отделением Государственного Музея. На площади Всех Святых был открыт информационно-выставочный павильон «Wyspiański 2000». Тут гости могут ознакомиться с 3-мя витражами, разработанными мастером
Перед зданием Государственного Музея в Кракове на улице 3 мая установлен монумент Станиславу Выспяньскому
По инициативе польского Сейма 2007 год был официально провозглашён «Годом Станислава Выспяньского»
Галерея
АвтопортретыАвтопортрет, 1890
Автопортрет, 1892-93
Автопортрет, 1893-94
Автопортрет, 1894
Автопортрет, 1903
Автопортрет с супругой 1904
Автопортрет, 1905
ПортретыПортрет Казимира Левандовского, 1898
Портрет Яцека Мальчевского, ок. 1899
Портрет Франтишека Выспяньского, 1900
Портрет Владиславы Ордон-Сосновской, 1903
Портрет Франтишека Крышталовича, 1904
Портрет Яна Станиславского, 1904
Портрет Юлиана Новака, 1904
Портрет доктора, 1904
Портрет Элизы Пареньской, 1905
Портрет супруги
Портрет Леона Стернбаха. 1904
ПейзажиБаржи на Сене, 1894
Вид на Вавель, 1894
Вид на городские стенки, до 1894
Хохолы, 1898-99
Дома в Грембове, 1900
На Висле, 1904
Вид на Курган Костюшко, 1904
На Рудаве, 1905
Башни Мариацкого костёла, 1905
Висла под Краковом, 1905
Ферма в Конарах, 1905