Отпрыск художника, писателя, художественного критика Станислава Виткевича (1851—1915). Получил домашнее образование в родительском имении в Закопане, рос в кругу артистов, живописцев, писателей. С юношества дружил с Каролем Шимановским и Брониславом Малиновским, аккомпанировал последнего в его этнографической экспедиции в Океанию (1914). Участвовал в Первой мировой войне как русский подданный, был в Санкт-Петербурге во время Октябрьской революции. Увиденное в эти трагические годы в решающей степени обусловило материал, сюжетику, авторскую позицию в произведениях Виткевича.
В 1925 взял псевдоним Witkacy (Виткацы, транскрибируется также как Виткаций), агрессивно пересмотрел изготовленное им до этого как в словесности, так и в живописи. В 1930-е годы творчески экспериментировал с наркотиками, а именно употреблял мексиканский пейотль. Полтора 10-ка лет, оказавшихся последними, были для Виткевича временем чрезвычайного творческого подъема, даже собственного рода взрыва. Совместно с Бруно Шульцем и Витольдом Гомбровичем Виткаций обозначил фронтальный край художественно-литературных поисков в Польше межвоенного двадцатилетия.
После вторжения в Польшу войск Германии и СССР Виткевич покончил жизнь самоубийством 18 сентября 1939 года.
Творчество
Художественное творчество Виткацы тяжело систематизировать, но более близко он подходит к экспрессионизму, часто его сближают с сюрреализмом. Почти во всем его творчество близко духу Кафки, хотя без очевидного пессимизма. Можно считать Виткевича предшественником театра бреда. Его произведения отличала не только лишь странность и изощрённость, да и рвение отразить новые реалии, новые подходы науки и техники, их воздействие на образ человека.
Наследство и воздействие
Автопортрет, 1938Произведения Виткация переведены на многие европейские языки, книжки о нём выходят в Европе и США, его романы экранизировались. Он оказал глубочайшее воздействие на эстетику и творческую практику Тадеуша Кантора, который не раз ставил его драмы. Эссе об этико-эстетических поисках Виткевича принадлежит Феликсу Гваттари, оно вошло в его книжку Картографии шизоанализа (1989).