Предки будущей художницы происходили из Борисовского уезда Белоруссии. Мама, Мария, родилась в селе Зембине. Отец, Пётр — в Мужанке. Отец был «сидельцем», другими словами, торговцем водки в казённой лавке. Семья была многодетной и бедной. Мечты юной Нади о профессии художника родные принимали как несуразную блажь.
Смоленск — ВаршаваВ 1919 году Надя приезжает в Смоленск, и поступает в Муниципальные свободные мастерские, «Свомас». Тут она столкнулась с отчаянно смелыми мыслями переустройства мира силами искусства. В смоленском Свомас действовал филиал Витебского УНОВИС, сделанный и возглавленный ведущим авангардистом Казимиром Малевичем. Молодую художницу поразила новизна системы восприятия мира в новеньком искусстве, о которой ей поведали её наставники, ученики Малевича, живописец-авангардист и теоретик Владислав Стржеминский и его супруга, скульптор-конструктивист Катаржина Кобро. Через куцее время Надя Ходасевич оказалась в Варшаве, где ее без экзаменов приняли в число студентов Варшавской Академии художеств. Она живет в монастырском приюте, подрабатывает модисткой. В Академии Надя познакомилась со своим сверстником, художником Станиславом Грабовским (1901—1957), отпрыском богатого польского бюрократа. Станислав и Надя, невзирая на протесты родителей жениха, решили пожениться. Жизнь в Варшаве в ограниченной семье родителей супруга была тягостной и не сулила никаких перспектив. Юные супруги решают продолжить обучение в Париже.
ПарижВ последующем, 1924 году пара приезжает в Париж и Надя завершает свое обучение в Академии современного искусства, возглавляемой Фернаном Леже. Но, совместная жизнь со Станиславом Грабовским не задалась и в Париже. В 1927 году, скоро после рождения дочери Ванды, юные супруги расползаются.
Семья Грабовского продолжает вещественно поддерживать Надю и её дочь. В 1929—1930 гг. значительную сумму средств, из присланных польскими Грабовскими, Надя вносит в издание французско-польского авангардного журнальчика «L’Art Contemporain — Sztuka Współczesna»; она выступает под именованием Ванды Ходасевич-Грабовской (Nadieżda Wanda Chodasiewicz-Grabowska) и публикует в иллюстративной части журнальчика свою лаконичную абстрактную работу в духе Г. Арпа, чей текст представлен на страничках такого же номера. Всего за 2 года вышло 3 номера.
Сначала 1930-х Надя, почти во всем благодаря Владиславу Стржеминскому, поддерживает контакты с польским авангардом; участвует в выставке объединения «Круг и квадрат» enru («Cercle et Carré»), проходившей в парижской галерее «23».
Сначала 2-ой мировой войны Надя вступила в Движение Сопротивления; в оккупированном Париже участвовала в подпольной работе. В 1944 вступила в Альянс русских патриотов и Альянс помощи бывшим военнопленным. В 1945-м организовала аукцион живописи; предоставила свои работы и уверила участвовать в аукционе знаменитостей: Пикассо, Брака. Собранные средства были высланы в пользу русских военнопленных и депортированных.
ЛежеЧерез некое время после погибели супруги, Фернан Леже стал оказывать бывшей слушательнице Академии, а сейчас его личной помощнице, Наде Ходасевич-Грабовской знаки особенного внимания. Фернан Леже и Надя поженились 21 февраля 1952 года. Регистрация свершилась в мэрии Монружа. После умеренной женитьбы супруги Леже поселились в маленьком доме с прилегающим к нему садом в юго-западном пригороде Парижа, в Жиф-сюр-Иветт.
17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Он погиб на 75 году жизни, оставив супруге существенное наследие, в том числе дом близ средиземноморского Антиба в округах города Бьот, и коллекцию сделанных им произведений искусства.
Мемориал Фернана Леже Государственный музей Фернана Леже frru в округах города Бьот в Приморских Альпах; наикрупнейшее в мире собрание сделанных за полстолетия работ художника.В память о супруге в городе Бьот Надя взялась организовать Музей Леже с масштабной коллекцией его работ. 4 февраля 1957 года был заложен 1-ый камень Музея Фернана Леже, проект для которого разработал конструктор Андрей Свечин frru. В те же годы Надя обустраивает Музей-ферму Леже в деревне Лизор, в Нормандии, на родине художника.
В 1959 году Надя в первый раз после практически 40-летнего перерыва приехала на землю протцов. (Предки погибли до этого: отец в 1922-м, мама — в 1952 году.) В 1963 году Надя Леже привезла работы супруга в Москву на выставку.
13 мая 1960 года свершилась церемония открытия Музея Леже в Бьоте. Почётными председателями на мероприятии были Жорж Брак, Пабло Пикассо и Марк Шагал.
В 1967 году Надя Леже и Жорж Бокье frru передали музей с расположенной в нём коллекцией работ Ф. Леже, также участок земли, на котором он был построен, в дар Франции. Через 10 лет после основания, Музей Леже получил статус Государственного музея Фернана Леже frru. 4 февраля 1969 Андре Мальро, министр по делам культуры Франции, выступил на его открытии.
В Музее представлены 348 произведений Фернана Леже: живопись, картинки, мозаики, изделия из бронзы, керамика и гобелены также работы самой дарительницы, Нади Леже; посреди их — мозаичные портреты Чайковского, Толстого, Маяковского, Гагарина. Надя Леже и её супруг Жорж Бокье frru (Georges Bauquier, 1910—1997) становятся бессрочными попечителями Музея Леже.
Надя Леже стала популяризатором творчества Фернана Леже в СССР, — привозила его картины (и для выставок, и в подарок музеям) в Москву. Она устраивала выставки русских живописцев во Франции, воспринимала у себя русских режиссёров, артистов, была лично знакома с видными политиками, литераторами, деятелями искусства, посреди которых Илья Эренбург, Любовь Орлова, Лиля Брик, Николай и Нина Черкасовы, К. Симонов и В. Серова, Родион Щедрин, А. Зархи, Сергей Юткевич. 11 апреля 1972 года русское правительство Указом Президиума Верховного Совета СССР вознаградило Надю Леже орденом Трудового Красноватого Знамени с формулировкой «за большой вклад в развитие советско-французского сотрудничества».
Надя Ходасевич-Леже погибла в 1982 году и похоронена на Лазуревом Берегу в селении Кальян департамента Вар frru.