Родился в Утрехте. Обучался у живописца Яна ван Скореля (нидерл. Jan van Scorel), нидерландского мастера, известного тем, что он был первым голландским художником, понявшим значимость обучения в Италии и попытавшимся познакомить Нидерланды с высочайшим итальянским Ренессансом. Когда папа Адриан VI Утрехтский, в прошедшем — воспитатель правителя Карла V в 1524 году был избран на собственный пост, Ян ван Скорель отправился с ним в Рим в качестве придворного художника. Предположительно, Мор ездил вкупе с ним.
В 1547 году Мор был принят в члены гильдии св. Луки в Антверпене, скоро после чего он заинтересовал кардинала Николаса Перрено де Гранвеллы, епископа Аррасского, фактического наместника Габсбургов в стране и известного мецената. Он стал его неизменным покровителем и представил императору Карлу. Живописец просто вписался в атмосферу двора. Стал нередко путешествовать по разным дипломатичным и художественным поручениям (в этом он окажется предшественником Рубенса).
Его отправляют в Лиссабон, где он пишет портрет португальской царицы Катарины и ее малышей. Позднее он ворачивается в Мадрид и пишет изображения германских родственников правящей династии.
Портрет Марии Кровавой, 1554, Прадо. Мор в ВеликобританииВ преддверии подготовки женитьбы Филиппа II и Марии Тюдор он отчаливает в Великобританию, увозя с собой портрет жениха в латах, написанный Тицианом. В Лондоне он делает собственный шедевр — портрет Марии Кровавой, за который, как подразумевают, ему было присуждено рыцарское достоинство.
В британский период Мор делает ещё несколько работ, стиль которых так совершенен, что относительно их нередко появляется колебание в атрибуции, не принадлежат ли они более прославленному Гольбейну, также работавшему в Британии в тот период. Правда, считается, что как колорист Мор не так тонок и ясен.
Изображение Маргариты Пармской, деталь Поздний периодПосле погибели Марии живописец совместно со вдовым Филиппом ворачивается назад в Испанию, где живет пару лет. С течением времени он ворачивается на родину — может быть, из-за проблем, появившихся у него с испанской экзекуцией, может быть, из-за личной ссоры с испанским владыкой, с которым, что уникальность, они были друзьями.
В собственный поздний период он делает изображения Вильгельма Оранского, Алессандро Фарнезе, других представителей знати.
Живопись
От собственного учителя ван Скореля Мор взял сухую, близкую к реальности и при всем этом пластичную манеру, которая была характерна мастерам-портретистам Северного Возрождения. Он отражал телесность модели с очевидностью и осязательностью, писал плотно, и кропотливо выписывал девайсы.
Знакомство с итальянским искусством обогатило его творческие приемы, но контакты с итальянским культурным климатом не притупили ни твердость его кисти, ни реалистическую конкретность.
Его лицам свойственен глубочайший психологизм, реалистичность в передаче нрава, без каких-то частей идеализации.
Он предпочитал прохладную гамму без вспыхивающих цветов, создавая в собственных полотнах настроение сдержанное и замкнутое.
Портрет Филиппа II Воздействие на испанский придворный портретИспанские искусствоведы именуют Мора отправной точкой величавой школы портретистов испанского двора. Пути развития придворного портрета обусловила сдержанная манера этого художника, предложенные им иконографические схемы и приемы, призванные концентрировать энтузиазм на модели, и не рассеивать внимание на антураж.
Он прививает испанскому портрету приемы живописи собственной родины — в изображениях монархов исчезает пространственная среда, остается один черный фон. Акцентируется сильное и живое в модели, на нейтральном фоне выделяется грозная телесность.
Другая особенность — любование предметами, тщательность проигрывания мелких ювелирных украшений, аксессуаров, которая присваивает глубокую документальность. Она тоже станет классической.
Испанские живописцы, работавшие при дворе Филиппа II, на творчество которых повлияла манера Мора: Хуан Пантоха де ла Крус, Алонсо Санчес Коэльо.
По материалам: C.Пономарева. «Портреты испанских правителей XV—XIX вв.» Мор, Антонис на Викискладе?