Её предки рано разошлись, она провела несчастливое детство, страдая от неустойчивой мамы, к тому же нездоровой томным диабетом. Её брат, к которому девченка была очень привязана, которого берегла от него самого и с которым себя вроде бы отождествляла, был на психическом уровне плохим (в 1901 он погиб). В 1893 оставила семью, жила во Франции, где брала уроки пения, потом в Италии, изучая искусство. Вела самый бедный стиль жизни. После погибели мамы, дед которой был мультимиллионером, в 1902 получила наследие, позволившее ей жить по собственному желанию. Вышла замуж за невезучего пианиста и переводчика Джона Брукса. Он был гомосексуалистом, Ромейн — бисексуальной. Это был брак без обоюдных претензий, после 3-х лет совместной жизни супруги расстались.
В Париже Ромейн Брукс держалась в стороне от авангардных живописцев Монпарнаса и Монмартра, снимала квартиру в фешенебельном шестнадцатом окружении. В 1909 познакомилась с Д’Аннунцио, они год прожили совместно, он писал стихи, вдохновляясь её картинами. В 1911 у Брукс начался роман с Идой Рубинштейн. Брукс написала несколько портретов танцовщицы (в том числе — в виде Святого Себастьяна из музыкальной драмы Д’Аннунцио, также в виде Грустной Венеры), в 1914 их дела закончились. Подругами Брукс были также Виннаретта Зингер, княгиня де Полиньяк, племянница Оскара Уайльда Долли Уайльд (Брукс была в связи и с бывшим хахалем О.Уайльда лордом Альфредом Дугласом), Брайхер, Натали Барни (их соединяла более долгая связь), Ольга де Мейер, пианистка Рената Боргатти и др.
Начиная с 1950-х годов Брукс не выходила из состояния депрессии, жила в затемненной квартире, фактически не виделась с людьми, мачалась от паранойи.
Похоронена на кладбище Пасси.
Творчество
Не приняла новые художественные направления (футуризм, кубизм), вкусами она осталась в эре символизма, по манере была близка в собственной портретной живописи к Эдуару Мане, к Уистлеру. Оставила портреты дам прелестной эры, собственных возлюбленных, нередко в мужской одежке (так одета и она сама на автопортрете 1923 г., возможно, самой известной собственной картине). Все же в рисунках 1930-х приметно сблизилась с сюрреализмом (А.Массон). После 1925 практически не занималась живописью, после 1935 закончила заниматься и графикой.
Энтузиазм критики к творчеству Ромейн Брукс возродился в 1980-х годах, а потом усилился воздействием феминизма.
Образ в художественной словесности
Ромейн Брукс стала макетом художницы Венеции Форд в известном лесбийском романе Рэдклифф Холл «Кузница» (1924), её образ выведен в сатирическом романе Комптона Маккензи «Необыкновенные женщины» (1928), романе «Дамский альманах» Джуны Барнс (1928).
Образ в кино
Ромейн Брукс — одна из героинь документального кинофильма Греты Шиллер Париж был дамой, по одноименной книжке Андреа Вайс (см.: ). В кинофильме Стоимость желания (2014, ) роль Брукс исполнила французская актриса Эльза Зильберштейн.