Констебл Джон



Когда родился: 11 июня

Где родился: Ист-Бергхолт Саффолк

Когда умер: 31 марта

Где умер: Лондон

Гражданство: Великобритания

Жанр: романтизм

Где учился: Королевская академия художеств

Cамые известные картины: Вид на собор в Солсбери из епископского сада


Оказал влияние на: Барбизонская школа




Биография

Собор в Солсбери, 1823 Ранешние годы

Констэбль родился в маленькой деревушке Ист-Бергхоулт на берегу реки Стаур (англ. river Stour), в семье богатого мельника Голдинга и Энн Констэблей (отцовская мельница пару раз возникает на его полотнах). Голдинг Констэбль также обладал маленьким кораблём «Телеграф», который он пришвартовывал в Мистли близ устья реки Стаур и использовал для перевозки зерна в Лондон. Отец художника был двоюродным братом английского торговца чаем Абрама Ньюмана. Джон был вторым отпрыском в семье, но из-за нездоровья его старшего брата главные надежды семьи возлагались конкретно на Джона. Своё образование живописец начал в интернате Лавенхема, а позже был переведён в дневную школу в Дедхэме. После окончания школы Джон работал на мельнице, но через некое время заботы о семейном бизнесе на себя взял младший брат Джона, Абрам. В молодости Констэбль много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды. По словам самого художника, эти сценки "сделали его художником, за что он очень признателен".

Живописец замечал: «Шум воды на мельничной плотине, ветлы, старенькые сгнившие доски, столбы, покрытые зелёной слизью, кирпичная кладка - мне нравилось всё это». ("The sound of water escaping from mill dams etc., willows old rotten planks, slimy posts, and brickwork, I love such things"). Огромное воздействие на последующую судьбу Констэбля оказало знакомство с собирателем Джорджем Бомоном (англ. George Beaumont, 1753-1827), который показал Констэблю жемчужину собственной коллекции - картину Клода Лоррена «Пейзаж с Агарью и Ангелом» (англ. "Hagar and the Angel", 1646 год), вдохновившую Констэбля. Позже Констэбль познакомился с проф художником Джоном Томасом Смитом (англ. John Thomas Smith, 1766–1833), который отдал Констэблю несколько советов по живописи, но порекомендовал не посвящать жизнь искусству, а заняться семейным делом на мельнице.

В 1799 году Констэбль принял принципиальное решение просить разрешения отца позволить ему предназначить себя искусству. На удивление, живописец не повстречал возражений на свою просьбу и даже получил от отца некую сумму средств.В этом же году Констэбль поступил в Царскую Академию художеств в Лондоне, но основную школу прошел, без помощи других работая на натуре. В этот период на него глубоко оказывали влияние работы Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Якоба ван Рейсдаля, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи.В то же время Констэбль был фанатом поэзии и ценителем жанра проповеди, что позже привнесло в его творчество необыкновенную лиричность и выразительность. Уже к 1803 году Констэбль получает право выставляться в Царской академии художеств.Все же в 1802 Констэбль оставил должность учителя рисования, которую он занимал в школе Great Marlow Military College. Этот его шаг Бенджамин Уэст, в то время занимавший пост президента Царской академии художеств, счёл началом конца карьеры художника. Но конкретно в этом году Констэбль 1-ый раз выставил свои работы. В письме к другу, Джону Данторну, Констэбль выразил решимость стать проф художником-пейзажистом:

В течение последних 2-ух лет я гонялся за картинами в поисках правды из третьих рук. Я не пробовал воспроизводить природу с этим же величием разума, с которым начинал, я быстрее старался сделать свои работы схожими на чужие... Тут довольно места для пейзажистов. Основным недочетом наших дней является идеальное выполнение, попытка сделать что-то, выходящее за рамки истинности. Уникальный текст (англ.)

For the last two years I have been running after pictures, and seeking the truth at second хэнд. I have not endeavoured to represent nature with the same elevation of mind with which I set out, but have rather tried to make my performances look like the work of other men…There is room enough for a natural painter. The great vice of the present day is bravura, an attempt to do something beyond the truth

Джон Констэбль Зрелые годы

По стилю ранешние работы Констэбля не достаточно отличались от его зрелых работ: тот же свет, цвета и мазки, которые почти во всем выдавали воздействие на творчество Констэбля так именуемых старенькых мастеров (англ. Old Masters), в особенности Клода Лоррена. Сюжеты картин Констэбля были взяты им из жизни и представляли собой бытовые сценки, что для его времен не было модным, так как в большей моде были романтические сюжеты с одичавшими пейзажами и руинами.

В 1803 году Констэбль провёл целый месяц на борту судна Ост-Индской компании «Coutts», на котором посетил несколько юго-восточных портов, а в 1806 году предпринял двухмесячное путешествие в Озёрный край. Собственному другу, а позже биографу Чарльзу Лесли (англ. Charles Robert Leslie, 1794-1859), Констэбль гласил, что уединенность гор действует на него угнетающе; Лесли позже писал:

Он по природе был очень светским человеком и не мог полностью услаждаться видами, какими бы величавыми они не были, если они были лишены социально-бытовых сюжетов. Ему были необходимы деревеньки, церквушки, фермы и коттеджи. Уникальный текст (англ.)

His nature was peculiarly social and could not feel satisfied with scenery, however grand in itself, that did not abound in human associations. He required villages, churches, farmhouses and cottages

Портрет Марии Бикнелл, супруги художника. 1816. Галерея Тейт, Лондон

Чтоб сводить концы с концами Констэбль начал писать портреты, это занятие он считал кислым, хотя и сделал несколько красивых работ. Посреди его работ встречались картины с религиозными сюжетами, но по воззрению Джона Уолкера «Констэбль как религиозный живописец не состоялся».

У Констэбля установилась привычка проводить зиму в Лондоне, а летом ворачиваться в родной Ист Бергхоулт и заниматься живописью. В 1811 году Констэблю гостит у Джона Фишера (англ. John Fisher) в Солсбери, кафедральный собор и округи которого вдохновили Констэбля на создание большинства его шедевров.

Приблизительно с 1809 года детская дружба художника с Марией Бикнелл (англ. Maria Bicknell) перерастает в глубокую обоюдную любовь. В 1816 году против помолвки Джона и Марии резко выступает дед Марии, др. Раддл (англ. Dr. Rhudde), который считал, что Констэбль занимает очень низкое положение в обществе, и пригрозил Марии лишением наследия.

Отец Марии, Чарльз Бикнелл, юрист, не вожделел созидать, как дочь разбазаривает наследие, но сама Мария отмечала, что безденежный брак лишит Джона способности устроить карьеру художника.

Предки Констэбля не противились браку, да и не выразили целей поддержать его, пока Джон не обретет финансовую самостоятельность. Они, но, погибли скоро после чего, а Констэбль унаследовал пятую часть домашнего бизнеса.

Брак и последние годы

Джон и Мария поженились в октябре 1816 года. Свадьба свершилась в церкви Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, богослужение совершал Джон Фишер. Медовый месяц они провели на южном побережье, а морские пейзажи Уэймута и Брайтона вдохновили Констэбля на развитие красочной техники и манеры: незапятнанного броского цвета и оживленного мазка. В тот же период в картинах Констэбля возникает чувственная составляющая — настроение.

«Телега для сена», 1821

Свою первую картину, «Белая лошадь» (англ. The White Horse), он продал только в 1819 году. Она ознаменовала серию работ, которые из-за размера Констэбль называл «шестифутовиками».

Полотно «Плотина» (1824) — одна из более значимых картин художника, входящая в серию из 6 масштабных пейзажей. Музей Тиссена-Борнемисы, Испания

В том же году он был принят в Царскую академию художеств. В 1821 году на выставке Академии он представил свою картину «Телега для сена». В то время в Лондоне гостил французский живописец Теодор Жерико. Ему приглянулась картина Констэбля и он пригласил художника в Париж. Один из дилеров, Джон Эрроусмит (англ. John Arrowsmith) купил четыре работы, в том числе и «Телегу для сена», которая была выставлена на Парижском салоне в 1824 году и получила золотую медаль.

Эжен Делакруа, «Резня в Хиосе», 1824 г. Фон картины был переписан создателем под впечатлением от цветовых решений Констэбля

О художественной манере Констэбля Эжен Делакруа так писал в собственном журнальчике: «Констэбль гласит, что приемущество зеленоватого цвета его полей достигается сочетанием огромного количества зеленоватых красок разных цветов… То, что он гласит тут о зелени полей, приложимо ко всякому другому цвету». Под впечатлением от работ Констэбля, выставленных в галерее Эрроусмита, Делакруа переписал фон собственной известной картины «Резня на Хиосе». Цветовые решения Констэбля, по признанию самого Делакруа, посодействовали ему почти все узнать в живописи.

За всю свою жизнь Констэбль продал только двенадцать собственных работ в Великобритании, тогда как во Франции за пару лет продал практически 20 картин. Невзирая на это, он отказался от предложения ездить с турне по другим странам, предлагая свои работы. Собственному другу Фрэнсису Дарби он писал: «Уж лучше я буду бедным , чем богатым, но за границей» .

В 1825 году, может быть из-за волнений за слабенькое здоровье супруги, неустроенностью жизни в Брайтоне, также под грузом накопившихся долгов по комиссионным, Джон Констэбль поссорился с Эрроусмитом и растерял французский рынок.

После рождения седьмого малыша в январе 1828 года Мария тяжело захворала и погибла в ноябре такого же года от туберкулёза в возрасте 41 года. Констэбль очень тяжело переживал её погибель, в письме собственному брату он писал: «Ежеминутно ощущаю я утрату моего усопшего Ангела. Одному Богу понятно, как сейчас будут расти мои детки… Весь мир упал для меня» .

Всю оставшуюся жизнь после погибели Марии он носил траур, и как утверждал Лесли «предавался меланхолии и тревожным размышлениям». Он без помощи других хлопотал о всех семерых собственных детях до конца жизни.

Незадолго до её своей погибели, скончался отец Мари, оставив ей £20,000. Этими средствами Констэбль распорядился чертовски: делал эстампы со собственных картин, подготавливая их к печати в составе альбома «Английский пейзаж». Он работал совместно с мастером Дэвидом Лукасом, который сделал более 40 эстампов его пейзажей, один из которых прошел более 13-ти корректур, был доработан Констэблем вручную и раскрашен. Констэблю нравилась работа, он так откликался об этом: «Лукас представил меня миру без единой неточности». Предприятие, но, денежного фуррора не имело.

В феврале 1829 года его выбрали членом Царской академии художеств, а в 1831 году был назначен Инспектором Академии, где снискал огромную популярность посреди студентов.

Констэбль стал читать лекции по истории пейзажной живописи. Эти лекции были очень популярны у широкой публики. На одной из таких лекций в Царском институте (англ. Royal Institution) он определил три правила: во-1-х, пейзажная живопись настолько же технична, сколь и поэтична; во-2-х, воображение не может в одиночку породить художественное мастерство, которое выдержало бы сопоставление с реальностью; и в-3-х, ни один из величавых живописцев не был самоучкой.

Позже он открыто критиковал новое движение в искусстве — Неоготику, которую по-сути считал обычный имитацией.

В 1835 году он отдал свою последнюю лекцию студентам Царской академии, в какой он восхвалял Рафаэля, а Академию именовал «колыбелью Английского искусства». Он погиб 31 марта, по всей видимости от диспепсии. Джона Констэбля похоронили рядом с его возлюбленной супругой на городском кладбище Хампстеда.

Творчество

«Землей Констэбля» стала равнина реки Дедам в Саффолке. Его наилучшие работы, включая именитые «Собор в Солсбери», «Белая лошадь», «Плотина в Дедаме», «Телега для сена», связаны с этими местами и сделаны в десятилетие зрелого творчества меж 1815 и 1825 годом. В 1819 Констебл побывал в Венеции и Риме.

В своём осознании искусства Констэбль расползался с установками, сложившимися в художественных кругах, о том, что нужно отдавать предпочтение воображению, а не самой природе. Сам живописец признавался в письме к Лесли: «Когда я сажусь писать этюд с натуры, 1-ое, что я делаю, стараюсь запамятовать все те картины, которые я лицезрел ранее». (Уникальный текст (англ.) - "When I sit down to make a sketch from nature, the first thing I try to do is to forget that I have ever seen a picture").

Констэбль писал картины всю свою жизнь. «Завершённые» работы приобретались покровителями художника и продавались на художественных рынках. Часть картин выставлялась в Царской академии. Принципиально отметить, что Констэбль никогда не принимал свои картины как завершённые, он повсевременно улучшал их, практикуя способ исправления картины прямо в процессе её исследования. Констэбль никогда не наслаждался какой-нибудь затвержённой формулой. «Мир безграничен, - писал он, - нет 2-ух схожих дней, даже один час не похож на другой. С момента сотворения целого мира не было 2-ух схожих листьев на деревьях, потому подлинное произведение искусства, как и всё в природе, неповторимо». (Уникальный текст (англ.) - "The world is wide, no two days are alike, nor even two hours; neither were there ever two leaves of a tree alike since the creation of all the world; and the genuine productions of art, like those of nature, are all distinct from each other").

Перед тем как вполне окончить работу, Констэбль создавал огромное количество подготовительных натурных набросков, для того чтоб достигнуть более подходящего композиционного соотношения. Эти зарисовки, с их свободным и энергичным мазком, были революционными в то время и представляли энтузиазм для живописцев, учёных и широкой публики. Увлекателен тот факт, что, к примеру, в набросках к картинам «Прыгающая лошадь» и «Телега для сена» находится энергия и экспрессия, которых нет в завершённых вариантах. Возможно, конкретно этюды маслом, более чем другое наследство творчества Констебла, в ретроспективе открывают в нём авангардного художника, который показал, что пейзажная живопись может развиваться в новеньком направлении.

Работы, сделанные Констэблем в технике акварели, также опережали своё время. Одной из величайших акварельных картин считается «Стоунхендж» (1835), с её практически магической атмосферой в свете двойной радуги. Картина была выставлена в 1836 году с маленьким авторским комментарием к заголовку: «Таинственный монумент Стоунхендж, возвышающийся над нагой, бескрайней пустошью; монумент, которого не достаточно задели действия как прошедшего, так и реального; монумент, который перенесёт вас через все исторические действия в неведомый, таинственный период». (Уникальный текст (англ.) - "The mysterious monument of Stonehenge, standing remote on a bare and boundless heath, as much unconnected with the events of past ages as it is with the uses of the present, carries you back beyond all historical records into the obscurity of a totally unknown period").

Вместе с натурными набросками, Констэбль оставил огромное количество зарисовок, которые были изготовлены во время длительных наблюдений за игрой туч, создающих неподражаемые картины для пейзажиста. При всем этом Констэбль приближался к практически научной характеристике погодных критерий. Четкое изображение физических эффектов атмосферы время от времени можно было проследить и в уже законченных картинах, к примеру, в картине «Цепной пирс» (1827). Реалистичность изображаемого поразила критиков, которые замечали: «Картины так точно передаёт атмосферу завышенной влажности, что охото раскрыть зонт». (Уникальный текст (англ.) - "The atmosphere possesses a characteristic humidity about it, that almost imparts the wish for an umbrella").

Сами наброски стали первым опытом масляной живописи, сделанной конкретно на открытом воздухе. Чтоб передать эффекты света и движения, Констэбль использовал технику ломаных мазков, которые он наносил на более светлые участки картины чуть приметным касанием, создавая воспоминание мерцающего света, обволакивающего весь пейзаж. Одна из самых выразительных и массивных по силе воздействия картин Констэбля – «Изучение морского пейзажа во время дождя» (1824), написанная в Брайтоне. При помощи отрывистых мазков тёмного цвета Констэблю удалось передать момент неистовства ливня над морем. Внимание художника также завлекали световые эффекты, возникающие при возникновении радуги, что мы можем следить в картинах «Собор в Солсбери, вид с лугов» (1831) и «Дом в Ист-Бергхоулте (1833).

Во время исследования разных состояний туч, на оборотной стороне этюда Констэбль обычно оставлял маленькие записи, отмечая преобладающие погодные условия, направление света, время денька, полагая, что конкретно небо является «ключевой составляющей» в пейзажной живописи, т.к. «оно создаёт определённое настроение и является источником разных эмоций человека» ("the key note, the standard of scale, and the chief organ of sentiment"). Понятно, что Констэбль в собственных исследовательских работах опирался на познания, почерпнутые в работах метеоролога Лючка Ховарда, который в первый раз представил систематизацию туч. Комменты, оставленные Констэблем в книжке Томаса Фостера «Исследование парадокса атмосферы», обнаруживают в художнике знатока метеорологической терминологии. 23 октября 1821 года Констэбль писал другу Фишеру: «Я сделал серьёзную работу, изучая все состояния неба, и сейчас полон решимости преодолеть все оставшиеся трудности, которых ещё много впереди». (Уникальный текст (англ.) - "I have done a good deal of skying. I am determined to conquer all difficulties, and that most arduous one among the rest").

В одном из писем к Лесли Констэбль отмечал: Предметы моего умеренного, отвлечённого искусства могут быть обнаружены под каждой изгородью, на хоть какой дороге, потому никто не считает его стоящим внимания». (Уникальный текст (англ.) - "My limited and abstracted art is to be found under every hedge, and in every lane, and therefore nobody thinks it worth picking up"). По сути, Констэбль даже не мог для себя представить, как весомым окажется воздействие его правдивых способов на искусство. Творчеством Констэбля вдохновлялись не только лишь его современники, такие как Жерико, Делакруа, да и представители более поздних течений – Барбизонской школы, французского импрессионизма, представители которых делали свои произведения уже в конце 19 века.

Литература на российском языке

Кузнецова И. Джон Констебль. М.: Изогиз, 1962 Лесли Ч.-Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М., 1964 Чегодаев А. Д. Джон Констебль. М., 1968 Джон Констебль. М.: Магма, 2005 Деснос Р. Небеса Констебля// Место другими словами: Французские поэты XX века об виде в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с. 103—105

Галерея

Трафальгарская битва, 1806

Постройка лодки в Флэтфорде, 1815

Солсбери, 1815

Мельница в Флэтфорде, 1817

Домик в Корнфильде, 1817

Пашня, 1826

Солсбери, 1829

Мост Ватерлоо, 1832

Другие материалы в этой категории: « Косман Милен Кондер Чарльз »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный