Родился 24 февраля 1922 года в Лондоне. Учился в художественной школе Св. Мартина. С 1938 по 1946 год обучался в школе Царской академии. С 1948 по 1950 год обучался в художественной школе Слейда.
1950е — 1960еРанешние работы Гамильтона были сделаны под значимым воздействием работы Д’Арси Вентворта Томпсона «О росте и форме» 1913 года. В 1952 году на первом собрании Независящей Группы, состоявшемся в ICA (Институт современного искусства), Гамильтон был представлен на семинарной презентации Эдуардо Паолоцци коллажей ранешних 40-х, поздних 50-х годов, которые на данный момент числятся первыми эталонами поп-арта. Не считая того, в 1952 году, он был представлен в записках «Зеленый ящик» Марселя Дюшана через Роланда Пенроуза, с которым Гамильтон повстречался в ICA. В ICA Гамильтон был ответственным за проектирование и установка целого ряда выставок, в том числе «Чудо и Кошмар людской головы» Джеймса Джойса, которую курировал Пенроуз. Также через Пенроуза Гамильтон познакомился с Виктором Пасмором, который отдал ему должность педагога в городке Ньюкасл-апон-Тайн, где Гамильтон работал до 1966 года. Посреди студентов Гамильтона были Рита Донаг, Марк Ланкастер, Тим Хэд, Брайан Ферри, основоположник Roxy Music, и зрительный живописец Николас Де Вилль. Воздействие Гамильтона могут быть найдены в подходе и зрительном стиле Roxy Music.
В 1959 году Гамильтон выступил с докладом «Восхитительная Система Цветного Кино, Захватывающий Синемаскоп и Стереофонический Звук», нареченным фразой из мюзикла 1957 года «Шелковые Чулки» Коула Портера. В этой лекции, сопровождаемой поп-музыкой и демонстрацией ранешних камер Polaroid, Гамильтон разбирал технологии кино, объясняя, как они помогают создавать очарование Голливуда. Позже, в ранешних 60-х, он развил данную тему, создав серию картин, воодушевленных кадрами из кинофильмов и маркетинговыми снимками.
Должность в ICA также предоставляла Гамильтону возможность продолжить предстоящее исследование работ Дюшана, результатом которого стала публикация в 1960 году типографской версии сборника записей «Зеленый ящик», в который вошли уникальные заметки Дюшана для проектирования и строительства его известной работы «Голая Жена и ее Холостяки», также известной как «Большой Стакан». На выставке 1955 года в Ганноверской Галерее, все работы Гамильтона были так либо по другому данью почтения Дюшану. В том же году Гамильтон организовал выставку Man Machine Motion в галерее Хаттон в Ньюкастле. Разработанная так, чтоб больше прогуляться на маркетинговую демонстрацию, чем на обыденную художественную выставку, шоу служило прототипом вклада Гамильтона в выставку «Это — Завтрашний День» в галерее Whitechapel в будущем году. «Так что все-таки делает наши нынешние дома такими различными, такими симпатичными?» была сотворена в 1956 году для каталога «Это — Завтрашний День», в каком она была воспроизведена в черно-белом цвете, также использовалась для плакатов к выставке. Коллаж изображает мускулистого мужчину, провокационно держащего Тутси Поп, и даму с большой, оголенной грудью в шляпе-абажуре, окруженных знаками обилия 1950-х годов от пылесоса до большой банки консервированный ветчины. «Так что все-таки делает наши нынешние дома такими различными, такими симпатичными?» получила обширное признание в качестве одной из первых работ в стиле поп-арт, и письменное определение Гамильтона того, что такое «поп», заложило основание для всего движения. Определение Гамильтоном поп-арта из письма Алисону и Питеру Смитсонам от 16 января 1957 года: «Поп-арт это: пользующееся популярностью, преходящее, расходное, дешевое, серийное, юное, смышленое, сексапильное, никчемное, гламурное, и Большой Бизнес».
Фуррор «Это — Завтрашний День» обеспечил предстоящее ассигнование обучения Гамильтона, а именно, в Царском институте искусств с 1957 по 1961, где он продвигал Дэвида Хокни и Питера Блейка. В этот период Гамильтон также воспринимал активное роль в кампании за ядерное разоружение, и создавал работы, пародирующие тогдашнего фаворита Лейбористской партии Хью Гейтскелла. Сначала 1960-х годов он получил грант от Совета Искусств на исследование положения «Merzbau» Курта Швиттерса в Камбрии. Исследование в итоге привело к организации и охране работы Гамильтоном, и переносе ее в галерею Хаттон в Ньюкаслский институт.
В 1962 году его 1-ая супруга Терри погибла в автокатастрофе, и частично чтоб оправиться от этого, он отправился впервой в США в 1963 году на ретроспективу произведений Марселя Дюшана в Музее Нортона Саймона, где кроме встреч с другими живописцами, он был представлен самому Дюшану. В итоге этого Гамильтон стал куратором первой, и сейчас единственной, ретроспективы работ Дюшана в Англии. Его глубочайшее знакомство с «Зеленым ящиком» позволило ему сделать копии «Большого стакана» и других стеклянных работ, очень хрупких для транспортации. Выставка была показана в галерее Tate в 1966 году.
В 1968 году Гамильтон появился в кинофильме Брайана Де Пальма «Приветствия», где он изображает поп-художника, показывающего изображение «Blow Up». Этот кинофильм был первым в Соединенных Штатах, получившим рейтинг X, и первым фильмом Роберта Де Ниро.
С середины 1960-х годов, Гамильтон был представлен Роберту Фрейзеру, и даже выпустил серию принтов «Подавляющий Лондон», основанную на аресте Фрейзера и Мика Джаггера за хранение наркотиков. Его связь с поп-музыкой 1960-х годов продолжилась, когда Гамильтон познакомился с Полом Маккартни, и сделал дизайн обложки и постера для альбома Beatles «White Album».
1970е-2011 годыВ 1970-х годах Ричард Гамильтон пользуется интернациональным признанием на ряде больших выставок. Он отыскал нового спутника в лице художницы Риты Донаг. Совместно они преобразовали Норт Энд, ферму в сельской местности Оксфордшира, в дом и студию. «К 1970-м, очарованный новыми технологиями, Гамильтон перенаправил заслуги в области промышленного дизайна в изобразительное искусство, при поддержке Xartcollection из Цюриха, юный компании, являющейся пионером в производстве неоднократных цепей для принесения искусства широкой аудитории». Гамильтон воплотил ряд проектов, которые размыли границы меж искусством и фабричным дизайном, в том числе картины, включенные в оформление радиоприемников и компьютера Diab. В 1980-х Гамильтон опять изучил промышленный дизайн и разработал два внешнего вида компов: макет компьютера Огайо (для шведской компании Изотрон, 1984) и DIAB DS-101 (для Dataindustrier А. Б., 1986).
С конца 1970-х годов деятельность Гамильтона была сосредоточена приемущественно на исследовательских работах процесса производства эстампов, нередко необыкновенных и сложных. В 1977—1978 годах Гамильтон провел ряд совместных работ с художником Дитером Ротом.
В 1981 году Гамильтон, после просмотра телевизионного документального кинофильма о протесте, организованном заключенными IRA в кутузке Лонг-Кеш, неофициально известной как «Мэйз» («Лабиринт»), начал работу над трилогией картин, основанных на конфликтах в Северной Ирландии. «Гражданин» (1981-83 годы), изображает заключенного IRA Бобби Сэндса в виде Иисуса, с длинноватыми развевающимися волосами и бородой. «Субъект» (1988-89 годы) указывает оранжиста, член отряда, занимавшегося сохранением Профсоюзного движения в Северной Ирландии. «Государство» (1993 год) изображает английского бойца, ведущего одиночный патруль на улице. «Гражданин» был показан в рамках совместной с Донаг выставки «Сотовый Лабиринт» 1983 года.
С конца 1940-х годов Ричард Гамильтон занимался проектом по производству набора иллюстраций к роману «Улисс» Джеймса Джойса. В 2002 году в Английском Музее свершилась выставка этих иллюстраций под заглавием «Imaging Ulysses». Книжка иллюстраций Гамильтона была размещена совместно с текстом Стивена Коппеля. В книжке Гамильтон объяснил, что мысль для иллюстраций этого сложного, экспериментального романа пришла ему в голову во время службы в армии в 1947 году. Его 1-ые подготовительные эскизы были изготовлены во время обучения в Slade School of Art и потом уточнялись и дорабатывались в течение 50 лет. Позднее иллюстрации к «Улисс» были выставлены в Ирландском музее современного искусства (Дублин) и Музее Бойманса-ван Бёнингена (Роттердаме). Выставка в Английском музее совпала как с 80-летием публикации романа Джойса, так и 80-летием Ричарда Гамильтона. Гамильтон скончался 13 сентября 2011 года. За неделю до его погибели велась работа по подготовке большой выставки ретроспективы его творчества, были запланированы поездки в четыре городка Европы и США в 2013—2014 годах.
Выставки
1-ая выставка картин Гамильтона была показана в Галерее Ганновера, Лондон, в 1955 году. В 1993 году Гамильтон представлял Англию на Венецианской биеннале и был удостоен Золотого льва. Главные ретроспективные выставки были организованы в галерее Тейт, Лондон, 1970 и 1992 годах, Музее Соломона Гуггенхайма, New-york, 1973 году, MACBA, Барселона, Музее Людвига, Кельн, 2003 году, и Новейшей государственной галерее, Берлин, 1974 год. Некие из групповых выставок, в каких Гамильтон учавствовал: Documenta 4, Кассель, 1968 года; Биеннале искусства в Сан-Паулу, 1989 года; Documenta X, Кассель, 1997 года; Биеннале Гвангжу 2004 года, также Шанхайская биеннале 2006 года. В 2010 году галерея Серпентайн представили «Современные Моральные Вопросы» Гамильтона, выставку с упором на его политические и протестные работы, которые были показаны ранее в 2008 году на Inverleith House в Царском ботаническом саду Эдинбурга.
Заслуги
Премия Фонда Уильяма и Нома Копли (1960 год) Премия Джона Мура в области «современная живопись» (1960 год) Talens Prize International (1970 год) Приз Леоне д’Оро за выставку в Английском павильоне на Венецианской Биеннале (1993 год) Премия Арнольда Боде на фестивале Documenta X, Кассель, (1997 год) Премия Макса Бекмана в области живописи (2006 год) Орден Кавалеров Почёта, Швейцария, 2000 год.Собрания, в каких находятся работы Гамильтона
Тейт Модерн, Лондон. Музей Соломона Гуггенхайма, New-york. Музей Людвига, Кёльн. Музей искусств Винтертура, Винтертур, Швейцария.Галерея
«Так что все-таки делает наши нынешние дома такими различными, такими симпатичными?», 1956
Обложка «Белоснежного альбома» группы The Beatles, 1968
«Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», 1956
Обложка «Белого альбома» группы The Beatles, 1968