Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине в доме № 63 по улице Лоуэр Бэггот. Его отец — капитан Эдвард Мортимер Бэкон, отставной военный, занимался разведением лошадок. Он происходил из древнего (его предком был Фрэнсис Бэкон, философ и политик XVII века), но обедневшего рода. Мама — Кристина Винифред Локсли Бэкон, урождённая Фёрт, из семьи железных магнатов из Шеффилда. В семье было пятеро деток — три отпрыска и две дочери, которых воспитывала няня Джесси Лайтфут. С няней Бэкона связывали дружественные дела, продолжавшиеся до её погибели в 1951 году.
Во время Первой мировой войны семья переехала в Лондон, где отец Фрэнсиса служил в военном министерстве. В 1918 году они возвратились в Ирландию, но там началась поначалу война за независимость, а потом штатская война. Это вынудило их повсевременно поменять место проживания. Из-за нередких переездов, изначальное образование Фрэнсиса ограничилось только 2-мя годами в школе Дин Клоуз в Челтнеме. Отец Бэкона, человек серьезных характеров и пуританской морали, воспитывал отпрыска сердито. Как вспоминал сам живописец потом, он заставлял его кататься верхом, хотя знал, какой гибельный эффект отказывает присутствие рядом с Бэконом, страдающим приобретенной астмой, лошадок и собак. В 1926 году отец выгнал Фрэнсиса из дома после того, как застал его наряжающимся в одежки мамы. Бэкон переехал в Лондон, где жил на 3 фунта в неделю, посылаемые ему мамой, также перебивался случайными заработками. В 1927 году Бэкон по настоянию отца сделал полугодовое путешествие в Берлин вкупе с другом семьи Сесилом Харкорт-Смитом. Отец возлагал надежды, что прошлый военный положительно воздействует на Фрэнсиса. Но по приезде они вступили в сексапильную связь. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Как он сам отмечал позднее, их работы оказали на него огромное воздействие, в особенности «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Последующие 18 месяцев Бэкон провел в Париже, проживая у собственной знакомой пианистки мадам Бокентен в Шантийи. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки. Посетив выставку Пикассо в галерее Поля Розенберга, Бэкон решил также заняться живописью. Сначала 1929 года Бэкон возвратился в Лондон, поселился в доме № 17 по улице Куинсбери Мьюс Уэст в Южном Кенсингтоне и занялся дизайном интерьеров. В августе 1930 его работы появились в журнальчике «The Studio» как примеры «1930 года в английском декоративном искусстве».
В это время Бэкон познакомился с Эриком Холлом, который на длительное время стал его хахалем и спонсором, и Роем де Мейстром, австралийским художником-кубистом, с которым в первый раз опробовал рисование маслом. В конце 1930 года он вновь посетил Берлин, где получил большой заказ на дизайн и реставрацию мебели. В апреле 1933 года он посреди иных живописцев принял роль в выставке в Мейор Гэллери, и его картина «Распятие, 1933», сделанная под воздействием творчества Пикассо, была приобретена собирателем Майклом Сэдлером. Но, следующие работы были приняты ужаснее: картины и картинки, выставленные в феврале 1934 года на его индивидуальной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936 года ему отказали кураторы Интернациональной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими». После ряда неудач, Бэкон уничтожил большая часть собственных работ и некое время не занимался живописью.
В 1935 году Бэкон вновь посетил Париж. В дороге он приобрёл книжку о болезнях ротовой полости — увиденные рисунки оказали огромное воздействие на его предстоящее творчество. В 1937 он принял роль в выставке, проведенной Холлом и де Мейстром, и познакомился с Грэхемом Сазерлендом. В 1940 году погиб его отец, и Бэкон унаследовал всё имущество, потому что его братьев к тому моменту уже не было в живых. Во время 2-ой мировой войны Бэкон не был призван в регулярную армию из-за приобретенной астмы, но добровольно служил в частях штатской обороны. Но, его здоровье усугубилось, и в 1942 году он покинул службу и арендовал коттедж в сельской местности в Хэмпшире совместно с Эриком Холлом. Там Бэкон продолжал заниматься живописью, но никакие картины того периода не сохранились. В 1943 году Бэкон возвратился в Лондон и поселился в доме № 7 на площади Кромвеля, в Южном Кенсингтоне, где он с Холлом открыл подпольное казино. Скоро Бэкон познакомился с художником Люсьеном Фрейдом, который стал его близким другом. Они вкупе посещали бары, клубы и игорные заведения в Сохо. По признанию Фрейда, они встречались каждый денек в протяжении 25 лет с середины 1940-х. Фрейд существенно воздействовал на живопись Бэкона: он стал объектом бессчетных полотен, к примеру, «Две фигуры» (1953), «Этюд к портрету Люсьена Фрейда» (1964), «Три этюда к портрету Люсьена Фрейда» (1966), «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда» (1969). Их дружба завершилась сначала 1970-х годов в связи с творческими разногласиями: Фрейд называл поздние работы Бэкона «ужасными».
ФуррорВ 1944 году Бэкон сделал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Работа считается краеугольным камнем в его творчестве, потому что конкретно тут совсем сложился соответствующий стиль, который будет присущ всем следующим работам художника. На полотнах в грубой, кричащей манере изображены три антропоморфных существа на ярко-оранжевом фоне. Основой для фигур послужили фурии — сказочные существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Заглавие связывает нарисованных созданий со святыми, которые обычно размещались у подножия распятия в религиозной живописи. Триптих вкупе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был экзальтированно встречен критиками. После чего Бэкона стали рассматривать как профессионального и влиятельного художника. Сам он считал триптих собственной первой зрелой работой и до конца жизни препятствовал возникновению более ранешних произведений публично. До 1953 года триптих хранился у Эрика Холла, хахаля художника, а потом был передан в Галерею Тейт в Лондоне, где выставляется и до настоящего времени. Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. Она вдвое больше оригинала, и цвет фона изменен на кроваво-красный.
Бэкон много путешествовал: в 1946 году он сделал путешествие в Париж, где тщательно ознакомился с французским послевоенным искусством и мыслями экзистенциализма, а в 1950 и 1952 годах посещал Южную Африку: его мама переехала туда после погибели супруга, а сестры жили в Южной Родезии. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами заполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). В 1956 году он побывал в Танжере вкупе со своим новым хахалем Питером Лейси, где познакомился с Уильямом Берроузом и Алленом Гинзбергом.
С конца 1940-х годов о Бэконе стали гласить как об одном из ведущих английских живописцев, и его работы все почаще выставлялись публично. Осенью и зимой 1949 года в галерее Ганновер в Лондоне прошла его 1-ая большая индивидуальная выставка. Там выставлялись такие полотна, как «Головы I—VI» (1948—1949 гг.), «Этюд к людскому телу» (1949) и «Этюд к портрету» (1949). «Голова VI (англ.)русск.» — 1-ая картина Бэкона, в базе которой лежит работа Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X» 1650 года. Этот образ живописец продолжал использовать в собственных работах до начала 60-х годов. В октябре 1953 Бэкон выставлялся в нью-йоркской галерее Дурлахер: это была его 1-ая выставка в США, а в будущем году свершилась экспозиция на Венецианской биеннале. В 1957 году в Лондоне выставлялись работы по мотивам картин Ван Гога (в особенности Бэкон увлекся вариантами на картину «Художник по дороге в Тараскон»). Фуррор этой выставки подвигает Галерею изобразительных искусств Мальборо предложить художнику договор, согласно которому галерея оплатила все его долги, также взяла на себя обязательство договариваться о выставках. В 1961 году он переехал в дом № 7 по улице Рис Мьюз в Южном Кенсингтоне, и пребывал там до конца свох дней. На нижнем этаже расположилась его мастерская, где в 1-ые же месяцы после переезда Бэкон сделал собственный 1-ый крупноформатный (198,2 на 144,8 см) триптих под заглавием «Три этюда к распятию» (1962). В мае 1962 года прошла его индивидуальная выставка в Галерее Тейт. В конце 1963 года Бэкон познакомился с Джорджем Дайером, который стал его хахалем и занял важную позицию в его творчестве. По словам художника, знакомство вышло, когда он застал Дайера, грабящего его дом. Выходец из низов общества, Дайер мучился от алкоголизма и депрессии и в октябре 1971 года сделал суицид, приняв смертельную дозу барбитуратов, в номере отеля «Hôtel des Saints-Pères» в Париже, который занимал совместно с художником. Через два денька открылась ретроспективная экспозиция в Гран-Пале, где выставлялось 108 картин, в том числе 11 триптихов, и которая получила высочайшие оценки критиков и зрителей. В том же году Бэкон возглавил перечень выдающихся живописцев современности, составленный французским журнальчиком «Connaissance des Arts». Но, невзирая на проф фуррор, он был глубоко подавлен и в 1972—1973 годах написал серию из 3 работ, получившую заглавие «Черные триптихи», и посвященную памяти его друга, и заполненную мотивами погибели и скорби. После самоубийства Дайера Бэкон стал почаще обращаться к автопортрету, потому что, по его словам, «люди вокруг меня мрут как мухи, и больше некоторого писать, не считая себя».
Поздний периодВ 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Они стали близкими друзьями, и их платоническая связь продолжалась до самой погибели художника. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и гласил, что «если пьешь с 15 лет, то необходимо ликовать, что осталась хотя бы одна почка». Вопреки советам медиков сначала 1992 года он отправился в поездку в Испанию. По приезде в Мадрид он ощутил себя плохо и был помещён в поликлинику, где и погиб 28 апреля от сердечного приступа. Из-за его атеистических мнений поминальная служба не проводилась. Тело было кремировано, а останки развеян. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11 млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу.
Творчество
СтильНе имея никакого проф образования, Бэкон длительно выбирал подходящий род деятельности. Он экспериментировал со стилями и жанрами живописи в 1930-х годах, но сохранилось всего 15 работ того периода. Существенное воздействие на его творчество оказали покровители, такие как Рой де Мейстр и Эрик Холл. Своими учителями живописец считал традиционных живописцев: Микеланджело, Рембрандта, Тициана и Энгра. В особенности он выделял Веласкеса и его «Портрет папы Иннокентия X», работы Пикассо и «Избиение младенцев» Никола Пуссена. Бэкон нередко использовал взятые образы в собственных работах. Так, один из портретов Люсьена Фрейда он писал с фото Франца Кафки, утверждая, что в ней «есть что-то от Фрейда».
Некие образы повсевременно встречаются в творчестве Бэкона: вопль, как утверждает сам живописец, явился образом-катализатором для его творчества. Бэкон направил внимание на этот сюжет, лицезрев кинофильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книжку о болезнях ротовой полости. Потом он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы». Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона вопль — процесс, когда всё тело выходит через рот». Образ распятия выслеживается в творчестве Бэкона с самого начала и является основополагающим принципом многих работ. Сам живописец гласил: «Я не нашёл еще больше подходящей темы для выражения человечьих эмоций». Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, но, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом для себя, живописец интерпретировал их по-своему. Примерами использования этого вида являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Кусок распятия (англ.)русск.» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962). Часто фигура, изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку. Этот образ проистекает из работы швейцарского архитектора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). С ним живописец познакомился сначала 60-х годов в одном из кафе в Париже. Бэкону показалось необычным, что тот, невзирая на достояние и признание, продолжал усердно работать в малеханькой мастерской около вокзала Монпарнас. Их дружба завершилась со гибелью Джакометти в 1966 году.
Бэкон никогда не писал с натуры, а использовал в качестве базы фото. Он гласил: «С момента изобретения фото живопись вправду стопроцентно поменялась. В моей студии покоробленные фото разбросаны по полу — я использовал их, чтоб написать портреты друзей, а потом сохранил. Для меня проще писать с записей, чем с самих людей — так я могу работать в одиночку и ощущать себя свободнее. Когда я работаю, то не желаю созидать никого, даже моделей. Эти фото для меня как записи на память — они помогают мне передать определённые черты, определённые детали». Часто Бэкон использовал работы Джона Дикина — фотографа английского издания журнальчика «Vogue», с которым живописец познакомился около 1950 года в одном из клубов Лондона, также фото Эдварда Мейбриджа, известного южноамериканского фотографа XIX века. По фотографиям Дикина Бэкон сделал серию портретов собственных друзей: Люсьена Фрейда, Генриетты Мораес, Изабеллы Роусторн.
Главные работы«Картина (1946) (англ.)русск.»:
Написана на льняном полотне. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это вышло случаем. Я пробовал нарисовать птицу, садящуюся на поле. Это должно было быть как-то связано с теми фигурами, что я писал ранее, но в один момент линия, которую я отрисовывал, пошла в полностью другом направлении, и вокруг этого выросла вся картина. У меня не было намерения отрисовывать ничего такового, здесь будто бы одна случайность переходила в другую». Произведение было приобретено арт-дилером Грэхема Сазерленда Эрикой Браузен осенью 1946 года за 200 фунтов, а в 1948 году его купил Альфред Барр для коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства, где оно находится до сего времени.
«Этюд к портрету папы Иннокентия X (англ.)русск.» (1953):
Воодушевленный работой Диего Веласкеса, Бэкон до начала 1960-х годов написал около сорока полотен на схожий сюжет, получивших заглавие «Кричащие папы». На картине папа, как и на оригинале, посиживает в кресле, облаченный в белоснежные одежки. Но, его головной убор и накидка у Бэкона фиолетового цвета, а занавеси, создающие фон, более тёмные и заходят на фигуру папы. Его рот раскрыт — создаётся воспоминание клика, приглушаемого томными портьерами и тёмным, насыщенным цветом. В собственной работе «Логика ощущения» французский философ Жиль Делёз приводит картину как пример «творческого переосмысления традиционного произведения». С 1980 года произведение экспонируется в Центре Искусств городка Де-Мойн, штат Айова, США.
Триптих «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда» (1969):
Триптих написан в период близкой дружбы и плодотворного сотрудничества 2-ух живописцев. На каждом полотне изображена искаженная фигура Фрейда, сидячая на тростниковом стуле и заключенная в геометрическую призму-клетку, на изогнутом коричнево-оранжевом фоне. Сзади находится спинка кровати, отсылающая к фото, изготовленной Джоном Дикином, которой Бэкон воспользовался при работе. Цветовая палитра тут ярче, чем в других картинах художника. В первый раз картина экспонировалась в 1970 году в Турине, а потом выставлялась на большой ретроспективе в Гран-Пале в Париже в 1971—1972 гг. С середины 1970-х годов составные части экспонировались раздельно, чем Бэкон был очень опечален. С 1999 года благодаря итальянскому собирателю Франческо де Симоне Никезе полотна вновь были собраны совместно. После временной экспозиции в октябре 2013 года, 12 ноября триптих был продан на аукционе Кристис в Нью-Йорке за 142,4 миллиона баксов, став самой дорогой картиной, проданной на аукционе. Её заполучила супруга обладателя казино в Лас-Вегасе Элейн Уинн.
Чёрные триптихи (англ.)русск. («В память Джорджа Дайера», «Триптих, август 1972 г.» и «Триптих, май — июнь 1973 г.»):
Эти работы объединяют в одну серию, потому что они сделаны за маленький период после погибели хахаля художника Джорджа Дайера осенью 1971 года, и им присущи схожий формат, тема и стилевое оформление. В их отображены происшествия погибели и скорбь по утрате. Бэкон гласил: «Люди молвят, что погибель забывается, но это не так. В конце концов, моя жизнь очень несчастна, так как все люди, которых я вправду обожал, погибли. Но я не перестаю мыслить о их — время не вылечивает». В текущее время триптих, сделанный в 1972 году, и «В память Джорджа Дайера» экспонируются в Галерее Тейт, а «Триптих, май — июнь 1973 г.» в 1989 году был продан швейцарскому собирателю за 6,3 млн фунтов.
Арт-рынокВ наше время работы Бэкона пользуются высочайшим спросом у коллекционеров: в 2007 году семья шейха Катара заполучила «Этюд к портрету папы Иннокентия X на красноватом фоне» за 53 миллиона баксов, а в будущем году «Триптих, 1976» был куплен на аукционе Сотбис Романом Абрамовичем за 86,3 млн.. В ноябре 2013 года картина «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную стоимость в 142,4 миллиона баксов. В феврале 2014 года анонимный клиент из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80,8 миллионов.
В синематографе и литературе
Об дела художника и Джорджа Дайера повествует кинофильм 1998 года «Любовь — это бес. Штришки к портрету Ф. Бэкона», где главные роли исполняют Дерек Джейкоби и Дэниел Крейг. Тщательно анализирует творчество Бэкона в собственной работе «Логика ощущения» французский философ Жиль Делёз. Подробную биографию художника, озаглавленную «Фрэнсис Бэкон: Анатомия загадки», написал Майкл Пеппиат.
Литература Мишель Лейрис. Большая игра Фрэнсиса Бэкона// Место другими словами: Французские поэты XX века об виде в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с.115-123. Жиль Делёз. Фрэнсис Бэкон. Логика чувства. М: Изд-во Machina, 2011, 200 стр, илл. Джонатан Литтелл. Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе. М: Изд-во Ad Marginem, 2013, 144 стр, илл. Sylvester, David. Looking back at Francis Bacon. London: Thames and Hudson, 2000. ISBN 0-500-01994-0 Peppiatt, Michael. Francis Bacon: Anatomy of an Enigma. Constable & Robinson, 2012. ISBN 978-1-84529-731-2 См. также Перечень картин Фрэнсиса Бэкона