Родился в 1947 году в Ленинграде. Предки: Власов Жора Георгиевич (1911—1994)— инженер-изобретатель, Власова Лидия Григорьевна (1921—2000)— библиотекарь.
Обучался живописи и рисунку в студиях Г. Я. Длугача, М. А. Канеева, В. И. Суворова. В 1962—1965 годах в художественной школе № 190.
В 1970 году закончил с различием факультет декоративно-прикладного искусства Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. Ученик П. И. Пуко, К. М. Митрофанова, В. С. Васильковского, В. Ф. Маркова, Ф. С. Энтелиса, Е. Н. Лазарева. В ЛВХПУ им. В. И. Мухиной разработал необычную программку курса рисунка, следуя концепции доктора С. А. Петрова, сделанной на базе "теории 2-ух установок зрения" Д. Н. Кардовского и Н. Э. Радлова. Окончил аспирантуру, в 1989 году в МВХПУ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Исследование связи рисунка и композиции в художественной керамике и стекле». Занимался музыкой, изучал историю джаза.
С 1972 года Власов преподавал в различных университетах Санкт-Петербурга набросок, живопись, графику, теорию и практику композиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, историю и теорию архитектуры, историю и теорию декоративно-прикладного искусства и дизайна, теорию художественных стилей.
В 1972—1990 годах работал на кафедре рисунка ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.
В 1992—2002 годах — на кафедре искусствоведения и методики преподавания изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена.
В 1999—2003 годах в Санкт-Петербургском муниципальном институте культуры и искусств.
В. Г. Власов (2010 год) рядом с портретом Дени Дидро работы Жана-Оноре Фрагонара (1769) в Лувре
Читал лекции в Италии.
В 2003—2013 годах доцент кафедры истории российского искусства Санкт-Петербургского муниципального института.
В 2009 году в Санкт-Петербургском муниципальном институте технологии и дизайна защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна». Научный консультант — доктор искусствоведения, доктор Э. М. Глинтерник.
С 2011 года доктор кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникаций Санкт-Петербургского муниципального института технологии и дизайна, ведущий научный сотрудник лаборатории технической эстетики, дизайна и рекламы. Заместитель председателя Диссертационного совета Д 212.232.55 по специальности 17.00.09 — теория и история искусства. Член нескольких диссертационных и экспертных советов. Управляющий аспирантской образовательной программки СПбГУ по специальности 17.00.09 - теория и история искусства.
В 2014 г. избран доктором Института истории Санкт-Петербургского муниципального института.
Член Союза живописцев Рф и Интернациональной ассоциации искусствоведов. Участник многих семинаров, конференций и творческих практикумов. Член научной комиссии исторического факультета СПбГУ (2009-2014). Участник Федеральной мотивированной программки «Культура Рф 2012—2018 годы».
Область научных интересов: методология искусствознания, история и теория архитектуры, монументы раннехристианского искусства на местности Италии, теория формообразования и композиции в изобразительном искусстве и дизайне.
Власов первым в российском искусствознании сделал многотомный авторский энциклопедический словарь изобразительного искусства. В этом словаре предмет искусства понимается много обширнее, чем принято в академической традиции. Определения философии, эстетики, всеобщей истории, истории и теории искусства различных эпох, видов и жанров трактуются не только лишь этимологически, да и в широком культурологическом контексте: через имена мифологических персонажей и исторических лиц, литературные сюжеты, описания, цитаты, аллюзии. Власов сопоставляет в одной статье исторические сведения, суждения современников, представления писателей, поэтов, философов. Высказывает собственные разъяснения. Свою методологию создатель именует параискусствознанием и трансморфологическим подходом.
Создатель более 100 научных работ.
Семья
Супруга — Лукина Наталия Юрьевна, библиограф, многопрофильный редактор-переводчик. Имеет опыт работы с научной, художественной и научно-популярной литературой, обладает итальянским языком. Ведущий редактор и управляющий проекта «Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства». Создатель ряда публикаций в газетах и журнальчиках на темы современной литературы. Соавтор словаря определений «Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм».
Творческая деятельность
Работал в Графическом комбинате ХФ РСФСР в области графического дизайна и эстампа. Участвовал в почти всех художественных выставках, в том числе индивидуальных, в Париже, Лондоне, Манчестере. Живописные и графические произведения В. Г. Власова находятся в русских и забугорных музеях, галереях и личных собраниях.
Научные труды
Энциклопедии и словари
Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб. : АО «ИКАР», 1993. — 272 с.
Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь в 3-х тт. — СПб.: Кольна. — 1995—1997
Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 4-х тт.—СПб.: Лита. — 2000—2001.
Власов В. Г. Архитектура: Словарь определений. — М. : Дрофа, 2003. — 191 с.
Власов В. Г. Византийское и древнерусское искусство: Словарь определений. — М.: Дрофа, 2003. — 221 с.
Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2004—2010.
Власов В. Г., Лукина Н. Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм : Терминологический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 320 с.
Монографии
Власов В. Г. Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна : автореферат дис. … доктора искусствоведения : 17.00.06 / Власов Виктор Георгиевич; . — Санкт-Петербург, 2009. — 50 с. (копия), (таблицы к диссертации.), (альбом иллюстраций к диссертации.)
Власов В. Г. Архитектура «петровского барокко»: Эра, стиль, мастера. — СПб. : Белоснежное и Темное, 1996. — 158 с: ил
Власов В. Г. Идеи христианства в искусстве Востока и Запада (опыт сравнительной иконографии)(электрический ресурс, 2009)
Власов В. Г. Российское искусство: Евразийская концепция истории (электрический ресурс, 2009) (главы I—III)
Власов В. Г. Итальянизмы в архитектуре Рф (электрический ресурс, 2010) (план мнографии)
Власов В. Г. Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна. — Hamburg: Lambert Academic Publishing, 2011.— 399 с: ил.
Vlasov V. G. Theoretical conceptions of art and design. — Hamburg: Lambert Academic Publishing, 2011.— 399 с: ил.
Власов В. Г. Искусство Рф в пространстве Евразии. Т. 1. Мысль и образ в искусстве Старой Руси. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — 416 с: ил + вкл
Власов В. Г. Искусство Рф в пространстве Евразии. Т. 2. Традиционная архитектура и российский классицизм. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — 360 с: ил + вкл
Власов В. Г. Искусство Рф в пространстве Евразии. Т. 3. Традиционное искусствознание и «русский мир». — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — 381 с: ил + вкл
Учебные пособия
Власов В. Г. Методологические базы исследования истории искусства. Учебно-методическое пособие. — СПбГУ, 2011.— 189 с.
Власов В. Г. Традиционное искусство: Понятие, теория, типология. Учебно-методическое пособие. — СПбГУ, 2011.— 160 с.
Власов В. Г. Базы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. — СПбГУ, 2012.— 156 с.
Власов В. Г. Архитектура. Классика и современность. Учебно-методическое пособие. — СПбГУ, 2014.— 180 с.
Методические разработки
Власов В. Г. Методические советы к учебным заданиям по курсу графики. — Л. : ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, 1983. — 35 с.
Власов В. Г. Программка преподавания художественных дисциплин в структуре Интернационального института искусства реставрации «ИКАР». — Л. : СП «Икар», 1991. — 51 с.
Власов В. Г. Декоративно-прикладное искусство : Программка курса. — СПб.: Образование, 1996. — 12 с.
Власов В. Г. Композиция в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве : Программка курса. — СПб. : Образование, 1997. — 6 с.
Власов В. Г. Базы композиции декоративно-прикладного искусства. — СПб. : Образование, 1997. — 79 с.
Власов В. Г. Базы теории и истории декоративно-прикладного искусства и дизайна: Программка курса. — СПбГУ, 2009.
Власов В. Г. Традиционное искусство: Понятие, история, типология: Программка курса. — СПбГУ, 2010.
Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве: Программка курса. — СПбГУ, 2010.
Власов В. Г. История и теория искусствознания: Программка курса. — СПбГУТД, 2012.
Власов В. Г. Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства: Программка курса. — СПбГУТД, 2012.
Власов В. Г. Животрепещущие задачи методологии истории искусства: Программка курса. — СПбГУТД, 2012.
Власов В. Г. Теория композиции и формообразования в архитектонических искусствах: Программка курса. — СПбГУТД, 2012.
Власов В. Г. Научные способы исследования искусства: Программка курса. — СПбГУТД, 2012.
Власов В. Г. Академическая живопись: Программка курса. — СПбГУТД, 2012.
Власов В. Г. История и методология дизайн-проектирования: Программка курса. — СПбГУТД, 2013.
Власов В. Г. Дизайн-проектирование: Программка курса. — СПбГУТД, 2013.
Власов В. Г. Дизайн-архитектура XX—XXI веков: Программка спецкурса. — СПбГУ, 2014.
Власов В. Г. Животрепещущие трудности исследования российского декоративно-прикладного искусства и истории российского дизайна: Программка спецкурса. — СПбГУ, 2014.
Власов В. Г. Концепции дизайна жилого интерьера в западноевропейском искусстве: Программка курса. — СПбГУ, 2014.
Власов В. Г. Задачи исследования композиции в российской архитектуре XVIII-XIX веков: Программка курса. — СПбГУ, 2014.
Власов В. Г. Западноевропейская статуя эры барокко и классицизма: Программка спецкурса. — СПбГУ, 2014.
Власов В. Г. Неувязка стиля в искусстве старенькых мастеров: Программка спецкурса. — СПбГУ, 2014.
Власов В. Г. История дизайна: Программка спецкурса. — СПбГУ, 2014.
Статьи
Власов В. Г. Практическое значение системного подхода к рисунку в художественном проектировании. — Л.: ЛДНТП, 1977. — С.12-14.
Власов В. Г. Набросок в деятельности художника декоративно-прикладного искусства // Промышленное и декоративно-прикладное искусство в художественном вузе. — Л.: ЛВХПУ, 1983. — С.8-12.
Власов В. Г. Роль графики как учебного предмета в процессе подготовки художника-прикладника. — М.: Информкультура, 1983.
Власов В. Г. Рисование с натуры как средство композиционного процесса художника-прикладника. — М.: Информкультура, 1985.
Власов В. Г. О связи академического и композиционного рисования в процессе подготовки художника декоративно-прикладного искусства // Декоративное и прикладное искусство. — М.: МВХПУ, 1985. — Вып. 2 — С.15-17.
Власов В. Г. Из истории энциклопедического исследования изобразительного искусства // Вестник Вятского муниципального гуманитарного института. — 2009. — № 7.
Власов В. Г. О границах предмета и способа обычного декоративно-прикладного искусства. — Веб журнальчик «Культура и общество» (ГЛОБЭКС). — М.: МГУК, 2009.
Власов В. Г. О системном походе к терминологии в художественном, эстетическом и техническом формообразовании. — Веб журнальчик «Культура и общество» (ГЛОБЭКС). — М. : МГУК, 2009. — № 4.
Власов В. Г. О связях и различиях методики системного подхода и междисциплинарных исследовательских работ в искусствознании // Известия высших учебных заведений. Препядствия полиграфии и издательского дела. — М. : МГУП, 2009.
Власов В. Г. Теория прогрессивного повторяющегося развития искусства в русском искусствознании. Истоки ее формирования и перспективы // Известия высших учебных заведений. Трудности полиграфии и издательского дела. — М. : МГУП, 2009.
Власов В. Г. Фаворский и ВХУТЕМАС // Место культуры. — М. : «Дом Бурганова» — 2009. — № 2. — С. 170—181.
Власов В. Г. Теория «двух установок зрения» и методика преподавания искусства. // Место культуры. — М. : «Дом Бурганова» — 2009. — № 3. — С. 65— 76.
Власов В. Г. Стиль как искусствоведческая категория. — СПб.: Вестник СПГУТД, 2009. — № 1 (16).- С.84 — 88.
Власов В. Г. Трансморфологический подход и место дизайна посреди обычных видов искусства. — СПб.: Вестник СПГУТД, 2009. — № 3 (18). — С.83 — 87.
Власов В. Г. Неувязка композиции в российском искусствознании XX века // Известия высших учебных заведений. Трудности полиграфии и издательского дела. — М. : МГУП, 2009.
Власов В. Г. К определению понятия «декоративность» в разных видах изобразительного искусства. // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». УралГАХА, 2009. — № 26.
Власов В. Г. Российская школа декоративно-прикладного искусства как один из источников современного дизайнерского образования. // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2009. — № 26.
Власов В. Г. Концепция «третьего пути» и русское искусствознание // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2012. — № 1 (37).
Власов В. Г. Параискусствознание и исторический процесс // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2012. — № 1 (37).
Власов В. Г. Строительная композиция: опыт типологического моделирования // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2012. — № 3 (39).
Власов В. Г. Теория архитектонической формы и трудности дизайна городской среды. // Материалы всероссийской научной конференции «Город — территория дизайна. Проектная культура, трудности мифологии и типологии среды». — М. : МГХПА им. С. Г. Строганова — 2013. — С. 15 — 19.
Власов В. Г. Дизайн-архитектура и XXI век // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2013. — № 41.
Власов В. Г. Ничтожность строительной теории постмодернизма // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2013. — № 42.
Власов В. Г. Архитектоническая форма в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне: единство методологии, типологии и терминологии // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2013. — № 43.
Власов В. Г. Блог и полилог в современном искусствознании // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2013. — № 44.
Власов В. Г. Матрица клипов для преподавания истории и теории искусства // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2014. — № 45.
Vlasov V. G. Italianisms as Artistic Tropes in Architecture of Saint Petersburg // «Art and Literature Scientific and Analytical Journal TEXTS». — Bruxelles, 2014. — № 1.— P.67—78.
Власов В. Г. Историзм архитектуры и триада Витрувия как метафора дизайн-проектирования // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2014. — № 46.
Vlasov V. G. “Novorussky Style” in Russian Church Architecture XX-XXI Centuries // «International Conference on Social Sciences and Arts (SGEM)». — Albena Resort, Bulgaria., 2014.
Власов В. Г. Апории Зенона и антиномии искусствознания // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Научно-теоретический журнальчик, 2014. — № 3.
Власов В. Г. Форма как интенция. Онтологический, феноменологический и семиологический нюансы строительной композиции // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2014. — № 47.
Власов В. Г. Романтичная константа в истории культуры и внестилевая романтичная архитектура // Электрический научный журнальчик «Архитектон: известия вузов». —УралГАХА, 2014. — № 48.
Рецензии на публикации В. Г. Власова
Князев С. И. Книжка недели // Ваш досуг. — 2001. — № 38, ноябрь. — С. 36.
Лурье С. А. Подвиг великодушный // Петербург. Час пик, 2001, ноябрь
Князев С. И. Подвиг великодушный // «Российская идея». La Pensée Russe. — Paris — Санкт-Петербург — № 4388, 2001, 6-12 декабря. — С. 10
Зартайская Ю. Антефикс и антепендиум] // ПИТЕРbook № 4 Апрель, 2005
Мезенцева Л. Книжная полка // Газета «Литература», 2005, № 15
Дмитренко С. Ф. Книжная полка // Газета «Литература», 2008,№ 10
Дмитренко С. Ф. Словарь Виктора Власова // Газета «Литература», 2008, № 21.