Шильниковский Евстафий Павлович



При рождении был назван (первое имя): Шильниковский Евстафий Павлович
Когда родился: 17 февраля

Где родился: д. Кузнецово

Когда умер: 18 августа

Где умер: Великий Устюг

Гражданство: Российская империя

Жанр: художник

Где учился: Петербургская Академия художеств

Cамые известные картины: «Портрет бабушки» 1915 г. , чернённое серебро



Биография

Юные годы, обучение

Евстафий Павлович родился 17 февраля 1890 г. в деревене Кузнецово, Великоустюгского уезда. В 1895 году семья переезжает в Величавый Устюг.

Сначала 1900-х годов, не сумев поступить в столичное Строгановское удожественно-промышленное училище, Шильниковский учится в рисовальных классах в Ярославле, после этого, осенью 1907 года поступает в Пензенское художественное училище. В 1913 году Шильниковский искрометно сдаёт экзамены и заходит в пятерку наилучших студентов выпуска, за что получает право без экзаменов поступить в Петербургскую Академию художеств, в какой учится с 1913 по 1917 годы. На 2-ой год обучения Шильниковский поступает в класс известного графика В. В. Матэ, где изучает технику глубочайшей печати.

Картинки и офорты

Благодаря В. В. Матэ, познакомившего его с редактором журнальчика «Лукоморье», Шильниковский, будучи ещё студентом, начинает работать иллюстратором поначалу в этом журнальчике, а позже и в других. В это время он создаёт свои 1-ые проф произведения (такие как «Дубы», «Портрет бабушки»).

В связи с революционными событиями и гибелью Матэ учёба Шильниковского обрывается. Он ворачивается в Величавый Устюг и начинает работать сразу инструктором изобразительного искусства при отделе образования, художником-декоратором в народном театре и управляющим художественной студии. В 1920—1937 гг. Шильниковский также работает в устюжской газете «Советская мысль».

В 1932 году Евстафий Павлович одним из первых вступает в сделанный в этом году Альянс живописцев СССР, а в 1935 году в Величавом Устюге проходит посвященная 25-летию его творческой деятельности 1-ая индивидуальная выставка.

Чернение по серебру

В 1936 года Шильниковского приглашают на должность художественного управляющего артели «Северная чернь», сделанной с целью возрождения чернения по серебру, которым Величавый Устюг был известен в XVII-XIX веках.

Основанная в 1933 году артель сначало изготовляла незатейливый ширпотреб: подстаканники, ложки и т. п., увенчанные только обычным цветочным орнаментом, но с приходом в неё Шильниковского всё поменялось: он не только лишь смог вернуть позабытые традиции, но сделал и ряд инноваций. Невзирая на то что поначалу удавалось далековато не всё (так, к примеру, выпущенную в 1935 году «Синцзянскую серию» серебряных столовых ложек Шильниковский всегда называл неудачной) мастер не сдавался, продолжая восстанавливать утерянные секреты и находить новые пути развития.

Общее признание пришло после выпуска серии предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений. Поначалу она экспонировалась на проходившей в 1937 году в Москве Всесоюзной выставке, посвященной памяти Пушкина, а потом и на Глобальной выставке в Париже, где была награждена Большой Серебряной медалью и дипломом.

После чего фуррора Шильниковский продолжает литературную тему: в 1946 году выходят сервизы, оформленные по мотивам басен Крылова, а 1947 — по «Коньку-Горбунку».

Благодаря глобальной славе, «Северная чернь» повсевременно получает правительственные заказы, большая часть из которых производится по рисункам Шильниковского. На предприятии выпускаются произведения, посвящённые практически всем значимым событиям (к примеру, подвигу папанинцев, 800-летию Москвы, юбилею воссоединения Украины с Россией, покорение космоса).

В 1956 году, по ходатайству научно-исследовательского института художественной индустрии, за «выдающиеся награды в развитии декоративно-прикладного искусства северной черни» Шильниковский получает звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Литература

Разина Т. М. «Евстафий Павлович Шильниковский — живописец „Северной черни“». М., 1959. Мунин А. Н. «Серебряных дел художник». Архангельск, 1979. «Выдающиеся вологжане: Биографические очерки». Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — ISBN 5-87822-271-X Лукин М. П., Давыдова Н. М. «Народное искусство устюжан». Вологда, 1971.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный