Виллевальде Богдан Павлович



Когда родился: 31 декабря 1818 12 января

Где родился: Павловск

Когда умер: 11 марта 24 марта

Где умер: Дрезден

Происхождение: дворянство

Подданство: Российская империя

Жанр: батальный

Где учился: Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: академизм

Cамые известные картины: «Торжественный въезд Их Императорских Величеств в Москву перед Священным коронованием 17 августа 1856 года», «Сражение при Гиссгюбеле 16 августа 1813 года», «Сражение при Париже

На него(неё) оказали влияние школа: Петер фон Гесс

Медали Императорской Академии художеств


Биография

«Николай I с цесаревичем Александром в мастерской художника в 1854 году», 1884. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург «Портрет генерал-фельдмаршала М.С. Воронцова (1782—1856)», 1856

Виллевальде, Богдан Павлович — живописец, баталист, наикрупнейший и более обычный представитель того направления батальной живописи, которое властвовало в первой половине XIX века, со всеми его сильными и слабенькими сторонами.

Зависимость от официальных сфер, которые тогда одни делали и поддерживали существование батальной живописи, и маленькое ещё развитие реализма в искусстве вообщем вызывали особенные требования от изобразителя войн; выше всего ценилась точность, приемущественно, наружняя, касавшаяся вида и формы войск и отвечавшая официальному представлению о войне, реляциям о ней. Таковой и была вся живопись Виллевальде: всегда снаружи четкая, условно-правдивая, законченно-вырисованная, но не волнующая.

Ученик А. И. Зауервейда, Виллевальде отличался фуррорами ещё в академии художеств и в 40-х годах был командирован за границу, где работал в Дрездене над сюжетами войны 1813 года; в 1844 году он был вызван в Санкт-Петербург, ввиду погибели Зауервейда, для окончания начатых им работ по истории борьбы с Наполеоном, и в конце 40-х годов в звании доктора и академика стал во главе батального класса.

Не много уникальный и самостоятельный, Виллевальде 1-ое время находился под воздействием германских мастеров, в особенности мюнхенского художника Петера Гесса (в его духе написана большая картина «Битва при Гиссгюбеле»), позже прототипом ему служил «король баталистов» Орас Верне, но прототипом недостижимым в легкости кисти и французском изяществе.

Серьезными трудами Виллевальде в этот 1-ый период являются четыре большенных полотна из истории 1813—14 годов, висячих в Александровском зале Зимнего дворца: «Кульм», «Лейпциг», «Фершампенуаз» и «Перед Парижем».

Не раз ворачиваясь к этой эре («Русские на Монмартре», «Лейб-гвардии Конный полк при Аустерлице»), Виллевальде позже живописует и усмирение польского восстания 1831 года («Грохово», «Остроленка»), и венгерский поход 1849 года («Сдача Гергея под Вилагошем», «Сражение при Быстрице», «Вступление в Кронштадт» и другие), и Крымскую кампанию («Схватка под Севастополем»), и борьбу на Кавказе («Башкадыклар», «Под Карсом», «Шамиль на Гунибе», «Сдача Шамиля»).

Войны 70-х годов также отыскали для себя отражение в живописи Виллевальде, хотя сравнимо маленькое («Гравелот», «На Дунае в 1877 году», «Разъезд улан в Болгарии»).

В последний период собственной деятельности Виллевальде обратился вновь к возлюбленной и отлично им изученной эре Наполеона и, отдаваясь в большей степени изображениям военно-бытового нрава, показал новейшую привлекательную черту собственного таланта — мягенький юмор в изображении таких живых военно-идиллических сцен, как «Лейб-гусар и савояр», «Казаки на Рейне», «Казаки везле дома», «Не страшитесь, мы — казаки», «Они попали в плен» и так дальше.

Хороший знаток военного строя, Виллевальде неплох также и там, где парады и маневры изображаются сами по для себя, а не служат прототипом картины войны, к примеру, «Конное учение лейб-гвардии конной артиллерии под Красноватым Селом» и другие.

Виллевальде пробыл управляющим баталического класса академии художеств прямо до реформы её в 90-х годах XIX века, его хорошему преподавательству должны своим художественным развитием практически все наши новые баталисты.

Сам человек строго выдержанных художественных взглядов, Виллевальде, хотя и журил молодежь за различные новаторства, но умел не насиловать их талантов, почему из его школы вышли такие многообразно проявившиеся дарования, как Шарлемань, Филиппов, Ковалевский, Грузинский, Попов, Самокиш, Мазуровский, Бродовский и другие.

При написании этой статьи употреблялся материал из Военной энциклопедии под редакцией генерал-лейтенанта К. И. Величко (1911—1915)

Галерея узнаваемых работ

«Схватка при Грохове 13 декабря 1831 года», 1850-е. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург «Открытие монумента „Тысячелетие Рф“ в Новгороде в 1862 году», 1864. Новгородский музей-заповедник «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году», 1884. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург «Генерал Блюхер и казаки в Бауцене, 1813», 1885. Алупкинский муниципальный дворцово-парковый музей-заповедник, Крым «Они попали в плен в 1814 году », 1885. Таганрогский художественный музей «Переправа через Березину. Бегство французов из Рф в 1812 году», 1891. Иркутский областной художественный музей «Лейб-гвардии Конный полк в сражении при Фершампенуазе 13 марта 1814 года», 1891. Центральный музей Вооружённых Сил, Москва

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный