Биография
В. Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса.Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце (тогда Новгородской губернии) в семье предводителя дворянства. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей (1845—1878) и Александр (1850—1909), стали проф военными; старший, Николай (1839—1907) — публичным деятелем.
В. Верещагин во время первой поездки на Кавказ.Василий в возрасте 9 лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после недлинного периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где обучался с 1860 по 1863 год у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Потом уехал в Париж, где обучался и работал под управлением Жерома (1864—1865)
В марте 1865 года Верещагин возвратился на Кавказ и продолжил писать с натуры.
Осенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а потом вновь возвратился в Париж, чтоб продолжить учёбу. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 года живописец возвратился на родину, завершив своё официальное обучение.
В 1867 году с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью российских боец тяжёлую осаду этого городка восставшими местными жителями. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему орден Святого Жору 4-го класса (14 августа 1868 года), который он с гордостью носил, хотя вообщем опровергал всякие заслуги:
Во время восьмидневной осады Самаркандской оплота скопищами Бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го Июня враг в больших массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, невзирая на град камешков и убийственный ружейный огнь, с ружьём в руках ринулся и своим героическим примером увлёк храбрых защитников оплота
Сначала 1869 года он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где показывает свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городке Туркестане. После окончания выставки Верещагин опять едет в Туркестанский регион, но через Сибирь.
Сейчас живописец сделал путешествие по Семиречью и Западному Китаю. Посреди произведений Верещагина, посвящённых Семиречью и Киргизии — Обеспеченный киргизский охотник с орлом, виды гор близ станицы Лепсинской, равнины реки Чу, озера Иссык-Куль, снежных вершин Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане. 5 этюдов Верещагин сделал в горах близ Иссык-Куля, ярчайшее из их — «Проход Барскаун». Он делал зарисовки в Боомском ущелье, побывал на озере Алаколь, подымался на высочайшие перевалы хребтов Алатау.
В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь годов назад. Чуток позднее дунганский бунт окутал и Кульджинский край. На улицах Новейшей Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человечьих костей. Верещагин с горечью отрисовывал развалины местных городов. Популярная картина «Апофеоз войны» была сотворена под впечатлением рассказа о том, как тиран Кашгара — Валихан-торе казнил евро путника и отдал приказ голову его положить на верхушку пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
В художественном отношении воспоминания Верещагина от личного роли в этой обороне и других военных операциях в процессе завоевания Туркестана, также от второго его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярчайших картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав огромной «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871—1874 годах и имевшей колоссальный фуррор в Европе и Рф.
В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. В 1873 году он устроил индивидуальную выставку собственных туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 года свершилась выставка в Петербурге. После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сострадании к противнику. Лично ознакомившийся с полотнами Верещагина правитель Александр II, по официальной записи, «очень резко выразил своё неудовольствие», а величавый князь Александр Александрович, — будущий правитель Александр III, — так выразил своё мировоззрение о художнике:
Обычные его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: или Верещагин скотина, либо совсем помешанный человек.Но это не воспрепядствовало через месяц Императорской академии художеств присвоить Верещагину звание доктора, от которого Верещагин отказался.
"Злые языки" содействовали тому, что живописец уничтожил несколько картин с выставки. Ф.И.Булгаков в собственной книжке о Верещагине писал последующее:
Ликвидирование картин, в свою очередь, вызвало целый ряд новых слухов. Начали гласить, что как будто Верещагин уничтожил свои картины вследствие неудовольствия самого Сударя. Невзирая на то, что слух этот был чистейшей нелепостью, потому что Сударь, обходя выставку в 1874 г. и останавливаясь перед всеми наилучшими картинами, в том числе и перед уничтоженными, выражал Верещагину свое восхищение и наслаждение, в "Голосе" отказались напечатать маленькую заметку В.В. Стасова, разъяснявшую данный факт. Не достаточно того, когда Мусоргский написал музыку на тему "Позабытый" (слова гр. Голенищева-Кутузова) и издал ее с посвящением В.В. Верещагину, все издание было уничтожено (позднее нотки были написаны, но без посвящения). Как неправы были слухи, говорившие о неудовольствии Сударя, удалось выяснить В.В. Стасову год спустя после выставки: в 1875 году он повстречался с графом П.А. Шуваловым и генерал-адъютантом А.Л. Потаповым, начальником III-го отделения Своей Его Величества Канцелярии. В.Стасов сказал им тщательно всю историю сожжения картин и вызнал от их, что Сударь и не задумывался высказывать какого бы то ни было неудовольствия— Собрание соч. В.В. Стасова, т. II. отд. 4, стр. 309
Потом Верещагин практически два года живойёт в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 года живописец ворачивается в Париж.
Верещагин за мольбертом, 1902Узнав весной 1877 года о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отчаливает в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командование приравнивает его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Живописец участвует в неких схватках.
В июне 1877 года он получает тяжёлое ранение: Верещагин попросился в качестве наблюдающего на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Во время атаки на турецкий пароход, их обстреляли турки и шальная пуля пробила насквозь бедро.
В ожидании того, что вот-вот мы на данный момент пойдем ко дну, я стоял, поставив одну ногу на борт; слышу сильный треск подо мною и удар по бедру, да какой удар! — точно обухом.
Ранение оказалось серьёзным, из-за неверного исцеления началось воспаление, появились 1-ые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию по вскрытию раны, после этого он стремительно пошёл на поправку.
Думаю, не ошибаюсь, полагая, что было чуть-чуть ревности к российский собратьям со стороны медиков, помешавшей им сделать операцию тотчас по моем прибытии в лазарет и заставившей приступить к ней исключительно в последнюю минутку, когда промедление, хотя бы до вечера, могло иметь для меня самые грустные последствия
В 1882—1883 годах Верещагин опять путешествует по Индии. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после этого пишет картины на евангельские сюжеты.
Летом 1894 года Василий Верещагин с семьей путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белоснежному морю и посещает Соловки.
В 1899 году, полтора летних месяца, был с семьёй в Крыму.
В 1901 году живописец посетил Филиппинские острова, в 1902 — США и Кубу, в 1903 — Японию.
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он умер 31 марта 1904 года вкупе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на наружном рейде Порт-Артура.
Семья
Супруга с 1871 года — Элизабет Мария Фишер (Рид), — Елизавета Кондратьевна дочь — Клавдия 2-я супруга — Лидия Васильевна Андреевская (1865? — 1912?) Лидия (?—1896) Василий (1892—1981) Анна (1895—1917) Лидия (1898—1930)Живописные работы
Мастерская В.В. Верещагина в его доме в Нижних Котлах Туркестанская серия Наполеон в Рф (Верещагин) серия «Варвары»: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872). «Религиозная процессия на праздничке Мохаррем в Шуше» (1865) «Улица в деревне Ходжагенте» (1868) «Бывшее укрепление Кош-Тигермень» (1868) «Ход в зиндан (подземная кутузка) в Самарканде» (1868) «Въезд в город Катта-Курган» (1868) «После беды (Побеждённые)», 1868, ГРМ «Развалины театра в Чугучаке» (1869) «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869) «Нищие в Самарканде» (1870) «Политики в опиумной лавочке. Ташкент» (1870) «Дервиши в торжественных нарядах. Ташкент» (1870) «Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент» (1870) «Апофеоз войны» (1871), ГТГ «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871—1872), ГТГ «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874—1876), ГТГ «Жемчужная мечеть в Агре» (1874—1876), ГТГ «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878—1879) ГТГ «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), ГТГ «В турецкой покойницкой» (1881) «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884) Цветная гравюра «Наполеон в Кремле» (хранится в Музее-квартире А. М. Горьковатого (Нижний Новгород)Сочинения
Всего из-под пера В. В. Верещагина вышло 12 книжек, огромное количество статей, как в российскей, так и в забугорной прессе, в том числе; некие издания:
Очерки, эскизы, мемуары В. В. Верещагина: с рисунками. — Типография Министерства путей сообщения (А. Бенке), 1883. — 155 с.; Souvenirs: enfance: voyages: guerre — Albert Savine, 1888. — 437 с.; On progress in art — New York: American art galleries, 1891. — 14 с.; На войне в Азии и Европе: Мемуары худож. В.В. Верещагина. — М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894. — VI, 370 с.; Наполеон I в Рф в картинах В. В. Верещагина: С портр. В.В. Верещагина, его предисл. и поясн. описанием карт. — СПб.: Ф. И. Булгаков, 1899. — 55 с., 16 л. ил., портр. «1812». Napoleon I in Russia — London: William Heinemann, 1899. — 266 с.; Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова. — М., 1950; Повести. Очерки. Мемуары /Сост., вступит.ст. и примеч. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — М.:Сов. Наша родина, 1990. — 352 с.:ил.; Наполеон I в Рф. Составление, подготовка текста, вступительная статья В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — Тверь: Созвездие, 1993; Скобелев. Мемуары о Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. — М.: «ДАРЪ», 2007. — 496с. — ISBN 978-5-485-00152-0Память
Памятник-бюст на привокзальной площади г. Верещагино Памятная почтовая марка Рф: 150 лет со денька рождения Верещагина Улица Верещагина в Киеве Улица Верещагина в Череповце Улица Верещагина в Воронеже Улица Верещагина в Днепропетровске Улица Верещагина в Екатеринбурге Улица Верещагина в Ростове-на-Дону Улица Верещагина в Запорожье Улица Верещагина в посёлке живописцев «Сокол» в Москве Переулок Верещагина в Липецке Город Верещагино в Пермском крае Памятник-бюст В. В. Верещагину в Череповце (1957 г.; ск. Едунов Б. В., Портянко А. М.; арх. Гуляев А. В.) Дом-музей В.В. Верещагина (дом, где он родился в 1843 г. и жил до 1850 г.) на Социалистической ул., д. 22 в Череповце. Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина, Музей основан в 1914 году членами местного общества любителей изобразительных искусств в качестве монумента художнику.Различное
Любопытно, что сам Верещагин обрисовал жанр собственной картины «Апофеоз войны» так — «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского мёртвая природа…» В. В. Верещагин как-то воскрикнул: «…Больше батальных картин писать не буду — баста! Я очень близко к сердечку принимаю то, что пишу, выплакиваю (практически) горе каждого раненого и убитого» Картина В. Верещагина «Въезд царевича Уэльского в Джайпур в 1876 г.», которая хранится в Мемориале Виктории в Калькутте — самое огромное художественное полотно в Индии, написанное маслом. Верещагин изображен на почтовой марке Болгарии 1978 года.Галерея
Наполеон на Бородинских высотах, 1897
Перед атакой. Под Плевной, 1881
Апофеоз войны
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой
Индуистский храм в Удайпуре, 1874—1886
Самарканд, 1869
Араб на верблюде, 1869-1870
Бания (торговец). Бомбей, 1874-1876
Афганец, 1867-1868
Бухарский боец (сарбаз), 1873
Бхил, 1884
В горах Алатау. 1869-1870
В покорённой Москве ('Поджигатели' либо 'Расстрел в Кремле'), 1887-1888
Высматривают, 1873
Гималаи вечерком, 1875
Гималайский пони, 1875
Всадник-воин в Джайпуре, 1881
Вид Крымских гор
Два еврея, 1883-1884
Основная улица в Самарканде с высоты оплота ранешным днем, 1869-1870
Горный ручей в Кашмире, 1875
Двери Тимура (Тамерлана), 1872
Два ястреба (Башибузуки), 1878-1879
Япошка, 1903
Священник парс (огнепоклонник). Бомбей, 1874-1876
Портрет бачи, 1867-1868
Икона Николы с реки Выя (верховья Пинеги), 1894
Мавзолей Тадж-Махал, 1874-1876
Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на рынок ссорятся, 1873
Киргизские кибитки на реке Чу, 1869-1870
Дервиши в торжественных нарядах, 1869-1870
Садовая калитка в Чугучаке, 1869-1870
Калмыцкая молельня, 1869-1870
Обеспеченный киргизский охотник с орлом, 1871
Шпион
Адъютант
Наполеон на Бородинских высотах, 1897
Перед атакой. Под Плевной, 1881
Апофеоз войны
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой
Индуистский храм в Удайпуре, 1874—1886
Самарканд, 1869
Араб на верблюде, 1869-1870
Бания (торговец). Бомбей, 1874-1876
Афганец, 1867-1868
Бухарский солдат (сарбаз), 1873
Бхил, 1884
В горах Алатау. 1869-1870
В покорённой Москве ('Поджигатели' или 'Расстрел в Кремле'), 1887-1888
Высматривают, 1873
Гималаи вечером, 1875
Гималайский пони, 1875
Всадник-воин в Джайпуре, 1881
Вид Крымских гор
Два еврея, 1883-1884
Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром, 1869-1870
Горный ручей в Кашмире, 1875
Двери Тимура (Тамерлана), 1872
Два ястреба (Башибузуки), 1878-1879
Японка, 1903
Священник парс (огнепоклонник). Бомбей, 1874-1876
Портрет бачи, 1867-1868
Икона Николы с реки Выя (верховья Пинеги), 1894
Мавзолей Тадж-Махал, 1874-1876
Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся, 1873
Киргизские кибитки на реке Чу, 1869-1870
Дервиши в праздничных нарядах, 1869-1870
Садовая калитка в Чугучаке, 1869-1870
Калмыцкая молельня, 1869-1870
Богатый киргизский охотник с соколом, 1871
Шпион
Адъютант