Венецианов Алексей Гаврилович



Когда родился: 18 февраля

Где родился: Москва

Когда умер: 16 декабря

Где умер: село Поддубье Тверской губернии

Гражданство: Российская империя

Жанр: Живописец, мастер Жанровых сцен из крестьянской жизни
В каком стиле писал: Романтизм

Оказал влияние на: см. Школа Венецианова




Биография

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко либо Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с супругой Анджелой и отпрыском Жорой приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позже преобразовавшееся в фамилию Венециановы.

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мама Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь столичного негоцианта). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кустики смородины, луковки цветков, также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей обучался живописи поначалу без помощи других, потом у В. Л. Боровиковского. В юности писал лирические портреты — мамы (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге бюрократом.

В 1811 году — признан «Назначенным», другими словами кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВЕТА АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

февраля 25 денька 1811 Пункт II: служащий при Лесном департаменте землемером Алексей Гаврилов Венецианов, по представленному им красочному собственному портрету, определяется в Назначенные; программою же ему на звание Академика задается написать портрет с г. инспектора Кириллы Ивановича Головачевского. Протоколист: Скворцов На обороте: Избран в Академики 1811 года сентября 1 денька.

Во время Российскей войны 1812 г. вместе с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения живописцев.

А. Г. Венецианов. Портрет супруги художника Марфы Афанасьевны Венециановой

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: супругой Марфой Афанасьевной и 2-мя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал свою художественную школу, в какой прошли обучение выше 70 человек. В их судьбе инициативное роль воспринимал В. А. Жуковский. Работы собственных учеников Венецианов выставлял совместно со своими на академических выставках.

Посреди учеников А. Г. Венецианова был и профессиональный живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Портрет А. Г. Венецианова (С. К. Зарянко, 1865).

Венецианов умер в итоге злосчастного варианта во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии.

Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (сейчас Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Творчество

А. Г. Венецианов. Портрет К. И. Головачевского

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: живописец писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчишек, символизировавших альянс «трех знатнейших художеств»: живописи, статуи и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старенькой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, числился патриархом Академии) с новейшей. Но самую большую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы фермеров. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже практически два столетия собственной свежестью и искренностью завлекают внимание зрителя.

А. Г. Венецианов. Жнецы

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который скоро был запрещен. Журнальчик представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение 12-ти месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как считают, и вызвало гнев Александра I.

Кисти Венецианова принадлежали также вида для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской поликлинике. В последний год жизни живописец работал над видами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту. Рисовальщик, занимался литографией.

А. Г. Венецианов — создатель теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

Современники о А. Г. Венецианове

П. П. Свиньин. Взор на новые хорошие произведения художеств, находящиеся в С. Петербурге. 1824

В конце концов мы дождались художника, который красивый талант собственный направил на изображение 1-го российского, на представление предметов, его окружающих, близких его сердечку и нашему, — и совсем успел в том. Картины, написанные г. венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занятны, любопытны не только лишь для Российского, да и для самого мностранного любителя художеств…

В. И. Григорович. О состоянии художеств в Рф. 1826

Венецианов известен как портретист и живописец сельского домашнего рода. Он много произвёл прекраснейших вещей сухими красками. Его произведения нравятся верностью и приятностью красок и чрезвычайной точностью выполнения света и тени. Наилучшие и, можно сказать, отличнейшие в своём роде произведения его сущность: внутренность гумна, спящий мужичок, деревенское утро, семейство за чаем.

Галерея работ

См. также: Перечень картин Алексея Гавриловича Венецианова

Гумно, 1821

Спящий пастушок, 1823—24

На пашне. Весна, 1820

Захарка, 1825

Портрет Н. М. Карамзина, 1828

Гадание, 1842

Женщина с гармошкой, 1840

«Встреча у колодца». 1843. Государственный музей искусств Азербайджана, Баку

Женщина в платке

Память

Почтовая марка СССР, 1955 год В 1955 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Венецианову.

См. также

Школа Венецианова

Гумно, 1821

Спящий пастушок, 1823—24

На пашне. Весна, 1820

Захарка, 1825

Портрет Н. М. Карамзина, 1828

Гадание, 1842

Девушка с гармошкой, 1840

«Встреча у колодца». 1843. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку

Девушка в платке

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный