Васнецов Виктор Михайлович



Когда родился: 3 15 мая

Где родился: Лопьял

Когда умер: 23 июля

Где умер: Москва

Страна: Российская империя

Жанр: Историческая живопись

В каком стиле писал: реализм

Cамые известные картины: С квартиры на квартиру




Биография

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в российском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас Кировская область), в семье православного священника Миши Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из старой вятской фамилии Васнецовых.

Обучался в духовном училище (1858—1862), потом в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Обучался живописи в Петербурге — сначала у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения живописцев (1867—1868), потом в Академии художеств (1868—1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.

По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, поначалу участвуя в экспозициях Академии, позже — в выставках передвижников.

Член мамонтовского кружка в Абрамцево.

В 1893 году Васнецов становится реальным членом Академии Художеств.

Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)

После 1905 года был близок к Союзу российского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги российской скорби».

В 1912 ему было пожаловано «дворянское Русской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими живописцами собственного времени.

Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после поражения которого останки был перенесён на Введенское кладбище.

Творчество

В творчестве Васнецова ярко представлены различные жанры, ставшие шагами очень увлекательной эволюции: от бытописательства к притче, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прототипу стиля модерн. На ранешном шаге в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, к примеру в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позднее основным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сероватом Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

В конце 1890-х годов все более приметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные картинки и вообщем предварительные оригиналы настенный живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Васнецов работал в коллективе живописцев, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).

Проекты и постройки Церковь Спаса Нерукотворного, вместе с В. Д. Поленовым, П. М. Самариным (1880—1882, Абрамцево) «Избушка на курьих ножках» (беседка) (1883, Абрамцево) Часовня над могилой А. С. Мамонтова (1891—1892, Абрамцево) Свой дом, вместе с В. Н. Башкировым (1892—1894, Москва, Переулок Васнецова, 13) Проект иконостаса и написание икон церкви при стекольном заводе Ю. С. Нечаева-Мальцева (1895, Гусь-Хрустальный) Надгробный монумент Ю. Н. Говорухи-Отрока (1896, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранилось Проект российского павильона для Глобальной выставки в Париже (1898), не осуществлён Теремок (строительная фантазия) (1898), не осуществлён Дом И. Е. Цветкова, строительство производил конструктор Б. Н. Шнауберт (1899—1901, Москва, Пречистенская набережная, 29) Проект пристройки головного входного зала к зданию Третьяковской галереи, вместе с В. Н. Башкировым (выполнено архитектором А. М. Калмыковым) (1899—1901, Москва, Лаврушинский переулок Проект терема-перехода из Оружейной палаты в Большой Кремлёвский дворец (1901, Москва, Кремль), не осуществлён Проект новейшей покраски Огромного Кремлёвского дворца (1901, Москва, Кремль), не осуществлён Марка добровольческого сбора жертвам войны 1914 года, Столичное городское публичное управление Монумент «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от признательных земляков» перед зданием Кировского областного музея имени братьев Васнецовых (1992). Архитектор Ю. Г. Орехов, конструктор С. П. Хаджибаронов Культурное наследство Русской Федерации, объект № 4300795000 объект № 4300795000 Памятный крест на месте смерти Величавого князя Сергея Александровича (1905—1908, Москва), не сохранился. Воссоздан архитектором Н. В. Орловым и установлен в Новоспасском монастыре Проект доходного дома (1908, Москва), не осуществлён Надгробие В. А. Грингмута (1900-е, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранился Проект собора Святого Александра Невского (1911, Москва, Миусская площадь), был положен архитектором А. Н. Померанцевым базу отчасти реализованного проекта Создание марок

Виктор Васнецов является создателем марки добровольческого сбора жертвам войны, выпущенной в 1914 году Столичным городским публичным управлением.

Память

Музеи В Москве, в переулке Васнецова, размещен Дом-музей В. М. Васнецова. Муниципальный Российский музей в Санкт-Петербурге. Муниципальный Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых в Кирове. Мемориальный дом-музей В. М. и А. М. Васнецовых в селе Рябово Кировской области. Монументы

В честь художника установлены монументы, а именно, монумент «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от признательных земляков» перед зданием Кировского областного музея имени братьев Васнецовых.

В филателии

Кроме работы над маркой добровольческого сбора 1914 года, живописец и его произведения были удостоены чести быть представленным на почтовых марках СССР и Рф. Так, в Русском Союзе выходили последующие почтовые марки:

«Государственная Третьяковская галерея (базирована в 1856, главный фасад выполнен в 1906 по рисунку В. Васнецова)» — 1950, живописец С. Поманский (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1503). Серия «25-летие со денька погибели художника В. М. Васнецова (1848—1926)» — 1951, живописец И. Дубасов: «Портрет В. М. Васнецова по картине И. Крамского» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1649). «„Богатыри“ (по картине В. М. Васнецова, 1881—1898)» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1650). «В. М. Васнецов (1848—1926). „Витязь на распутье“ (1882)» — 1968, живописцы Г. Комлев и А. Рязанцев (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 3705).

В Рф по случаю 150-летия со денька рождения художника в 1998 году издавалась сцепка из 2-ух почтовых марок и купона, на которых были запечатлены картины В. М. Васнецова «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сероватом Волке» 1889.

СССР (1950): фасад Гос Третьяковской галереи по рисунку В. Васнецова (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1503)

СССР (1951): 25-летие со денька погибели В. М. Васнецова. Портрет В. М. Васнецова по картине И. Крамского (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1649)

То же. «Богатыри» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1650)

Наша родина (1998): 150-летие со денька рождения В. М. Васнецова (сцепка). Картины «Битва славян с кочевниками», «Автопортрет» и «Иван-Царевич на Сероватом Волке»

Галерея

Примеры произведений В. М. Васнецова

Могильщик (1871)

С квартиры на квартиру (1876)

Витязь на распутье (1878)

Преферанс (1879)

После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)

Аленушкин пруд (1880)

Ковёр-самолёт (1880)

Алёнушка (1881)

Три царевны подземного королевства (1881)

Вояки Апокалипсиса (1887)

Иван-Царевич на Сероватом Волке (1889)

Крещение Руси (1890)

Гамаюн, птица вещая (1897)

Богатыри (1898)

Гусляры (1899)

Снегурочка (1899)

Встреча Олега с кудесником (1899)

Ужасный трибунал (1904)

Набросок фасада Третьяковской галереи (1904)

Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907)

Книжка российской скорби (обложка, 1910)

Илья Муромец (1914)

Поединок Пересвета с Челубеем (1914)

Царевна-лягушка (1918)

Кощей Бессмертный (1926)

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный