Биография
Родился 26 февраля 1870 года в городке Тотьме Вологодской губернии в семье Миши Акинфовича Вахрушова, маленького служащего, и Клавдии Ивановны, домохозяйки. После окончания уездного училища работал писцом при полицейском надзирателе, после этого недолговременное время учился у местного ремесленного живописца.
Случаем познакомившаяся с молодым Вахрушовым вдова обеспеченного негоцианта Хаминова посодействовала ему перебраться в Царское Село, где Вахрушов 2 года жил в семье адъюнкт-профессора Императорской Академии художеств М. Н. Васильева, готовясь к поступлению в это учебное заведение: обучался в Школе рисования, ваяния и зодчества при Академии (1886—1888 годы), с 1889 года — вольнослушатель Академии. В 1890 году Ф. М. Вахрушов стал студентом Академии художеств, в 1894 году удостоился звания потрясающего художника 3-й степени. С 1895 по 1897 годы учился у И. Е. Репина. В 1897 году Ф. М. Вахрушов получил диплом и свидетельство о праве на преподавания рисования в средних учебных заведениях и покинул Академию.
С 1897 по 1913 год жил и работал в главном на Украине.
С 1914 года Ф. М. Вахрушов вновь поселился в Тотьме, где он в 1906 году выстроил дом для семьи по собственному проекту. На одном из островов Сухоны в 2 километрах от Тотьмы он поставил небольшую избушку, где жил длительно и писал этюды. Интенсивно участвовал в деятельности Северного кружка любителей роскошных искусств, существовавшего в Вологде с 1906 по 1920 год. Его устроителями и членами были представители местной интеллигенции. Посреди их, кроме Ф. М. Вахрушова, были другие живописцы — А. Н. Каринская, Н. П. Дмитревский, искусствоведы И. В. Евдокимов, С. Р. Эрнст, И. В. Федышин. «Почётными членами» кружка были И. Е. Репин, Е. Е. Лансере, а «постоянным членом» — живописец и искусствовед Г. К. Лукомский.
Воспринимал активное роль в комплектовании Тотемского краеведческого музея. С членами Тотемского отделения Вологодского общества исследования Северного края (1915—1922 годы) Вахрушов собирал для музея предметы народного искусства и церковной старины. В 1919—1922 годы сделал много экспедиций по реке Кокшеньге, собирая экспонаты для музея (большей частью, предметы народного быта и декоративно-прикладного искусства), делая этюды, зарисовки, регистрируя монументы архитектуры. Вместе с художником Е. И. Праведниковым написал задники для отдела природы музея.
В 1919 году Ф. М. Вахрушов вывез, и тем, выручил художественные ценности из разорённого Спасо-Суморина монастыря под Тотьмой. В 1925 году с учёными ленинградского Геологического музея Академии Ф. М. Вахрушов совершал многократные поездки по Малой Северной Двине, в том числе, на археологические раскопки, начатые доктором В. П. Амалицким с целью исследования северодвинской фауны. Проживая в Тотьме, Ф. М. Вахрушов был сотрудником вологодского Музея иконописи, сотрудничал с Муниципальным Историческим музеем в Москве и с Музеем этнографии в Ленинграде.
В 1930 году Горсовет Тотьмы принял решение отобрать у Ф. М. Вахрушева дом, где также находилась мастерская художника, но решение не было исполнено.
В 1931 году Ф. М. Вахрушов погиб в Тотьме от осложнений пневмонии.
Творчество
В 1897 году по советы первого учителя, М. Н. Васильева, Вахрушов был утверждён в штат помощников доктора живописи В. П. Верещагина, возглавлявшего работу по возобновлению росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. С 1897 по 1913 годы Ф. М. Вахрушов занимается монументальной живописью, изучает стиль росписей В. М. Васнецова, работавшего в Киеве во Владимирском соборе в 1885—1895 годы. В 1913 году Ф. М. Вахрушов по своим наброскам расписал стенки в алтаре верхнего храма в кафедральном соборе Богоявления в Тотьме и домовую церковь духовного училища.
До 1913 года Ф. М. Вахрушов продолжает работать на Украине, занимаясь как монументальной, так и станковой живописью, путешествуя по югу Русской Империи, пишет много этюдов вместе с И. С. Ижакевичем.
В Тотьме, где живописец обычно проводил зимы, он пишет много портретов родных, близких, товарищей по рыбной ловле и охоте, также собственный единственный автопортрет (1890 год) и портрет мамы (1899 год).
Практически все произведения Вахрушова-пейзажиста связаны с образом реки Сухоны, бессчетные виды окружностей которой были написаны им во все времена года. Образ северной реки нашёл своё воплощение в наилучших пейзажах художника — «На реке Сухоне» (1910 год), «Дедов остров», «Хмурый осенний день» и другие картины.
Вахрушов обладал карандашом, сангиной, рисунком пером тушью, воспользовался акварелью от подцветки рисунков и эскизов до выполнения портретов и пейзажей с натуры либо по памяти полностью в этой технике.
Акварель, ВОКГ Богородицкая церковь в селе Заячеричье Тотемского уезда Вологодской губернии, 1920-е, акварель, ВОКГ Акварель, ВОКГ Набросок интерьера храма. Акварель, Тотемский краеведческий музей Выставки 1918—1919 годы — участник (картина «К весне») «Первой Гос свободной выставки произведений искусства», Дворец искусств, Петроград. 1928 год — участник (несколько картин, посвящённых Тотьме) «1-й выставки картин и рисунков деятельной группы художников-вологжан при муниципальном музее».После погибели:
1962 год — индивидуальная выставка, Вологодская областная картинная галерея, Вологда. 1999 год — индивидуальная выставка, Вологодская областная картинная галерея, Вологда. 2006 год — несколько картин в рамках выставки «Образ Родины»; вручались премии имени Ф. М. Вахрушова и А. А. Борисова, Вологда.