Соколов Пётр Фёдорович



Когда родился: 1787

Где родился: Москва

Когда умер: 3 15 августа

Где умер: Старый Мерчик

Происхождение: дворянин

Подданство: Российская империя

Жанр: портретная живопись

Где учился: Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: академизм

Cамые известные картины: «Портрет В. А. Жуковского»
Медали Императорской Академии художеств

Получил звание: академик




Биография

Портрет Идалии-Марии Полетики, (1820-е), бумага, акварель, Муниципальный музей А. С. Пушкина.

В 1800 году поступил в Императорскую Академию художеств, где и учился живописи под наиблежайшим управлением доктора B. К. Шебуева. В бытность свою в Академии, Соколов в 1807 и 1808 годах получил малую и огромную серебряные медали за картинки с натуры; в 1809 году он был награждён малою золотою медалью за картину по программке: «изобразить Андромаху, оплакивающую Гектора». В этом же году Соколов закончил курс Академии с званием художника 14-го класса и был оставлен при Академии в качестве пенсионера для предстоящего усовершенствования в живописи.

Ему была задана программка на огромную золотую медаль: «представить отъезд Величавого Князя Дмитрия Донского на схватка с приближавшимся к Москве Мамаем, приемлющего благословение на сие решительное дело спасения Рф от святого Сергия Радонежского чудотворца и прощающегося с своею супругою». За написанную по этой программке картину Соколов, но, не получил большой золотой медали, дававшей ему право на поездку на казенный счет за границу, и в 1810 году оставил Академию.

Прямо за этим он поступил в качестве учителя в одно семейство, через посредство которого имел возможность получать заказы, служившие ему некой вещественной поддержкой. Историческая живопись не была настоящим призванием Соколова. После первых успешных опытов в акварели, он предназначил себя всецело акварельной портретной живописи, и скоро заполучил на этом поприще широкую и крепкую известность.

Соколов был первым по времени русским акварелистом, в первый раз показавшим, меж иным, различие меж акварельной и маленькой живописью. Портреты Соколова, при восхитительном сходстве, отличались красивым рисунком и приятностью красок. Заказы на портреты со временем поступали к Соколову все в большем и большем числе. Через посредство графа Апраксина он был приглашен в Аничков дворец написать портрет величавого князя — потом правителя — Александра Николаевича (тогда ещё 3-х летнего ребёнка). Этот портрет очень удался Соколову и доставил ему целый ряд новых заказов от двора. Он написал для него существенное число портретов, посреди их — портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, величавых княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны и многих зарубежных царевичев, приезжавших к русскому двору.

С самого окончания курса в Академии Соколов жил в Петербурге, хотя предпочитал ему Москву, куда нередко ездил, в особенности в 1830-х годах, для исследования памятников древности; в Москве он останавливался заурядно у Е. И. Маковского, с которым находился в дружественных отношениях.

В 1842 году, вследствие расстройства здоровья, Соколов был должен отправиться для исцеления за границу. Находясь в Париже, он написал портреты многих лиц парижской российской колоний. В 1843 году Соколов опять возвратился в Россию и в 1-ое время поселился снова в Петербурге, а в 1846 году переехал на неизменное жительство в Москву.

В 1848 году Соколов жил в имении графини Орловой-Денисовой близ Харькова и тут сделался жертвой свирепствовавшей в то время холеры. Как человек, Соколов отличался великодушными свойствами души, радостным и открытым нравом, был увлекательным и смышленым собеседником. Соколов был женат на сестре К. П. Брюллова. В Императорской Академии художеств находится гипсовый слепок с бюста Соколова работы И. П. Витали. Из работ Соколова большою известностью пользуется «Портрет супруги барона Клодта». В музее Правителя Александра III в Петербурге находится «Портрет княгини Черкасской» работы Соколова.

При написании этой статьи употреблялся материал из Российского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).

Семья

Портрет Ю. П. Соколовой (супруги художника), (1827), бумага, акварель, лак, Муниципальный музей А. С. Пушкина.

В 1820 году женился на Юлии Павловне Брюлловой (1804—1877), сестре известного Карла Брюллова, с которым поддерживал дружественные дела. Но сам Брюллов не питал к нему особенных симпатий и даже подозревал в расчете на прибыльное наследие. Брак оказался счастливым, и живописец не один раз с любовью откликался о собственной «Жюли». Семья жила дружно. Супруг и супруга во всем находили полное согласие и переживали обязанные разлуки, связанные с поездками мастера для выполнения заказов. В семье Соколовых родились сыновья:

Соколов, Пётр Петрович (1821—1899) — жанрист и портретист, академик (1899) ИАХ; Соколов, Павел Петрович (1823—1826); Соколов, Павел Петрович (1826—1905) — живописец, акварелист, академик (1864) ИАХ; Соколов, Александр Петрович (1829—1913) — акварелист-портретист, академик (1859), действительный член (1896) ИАХ.

Литература

Соколов, фамилия 4 живописцев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Ракова М., Пётр Фёдорович Соколов. 1791—1848. — М., 1952. Соколов А. Петр Федорович Соколов, основоположник портретной акварельной живописи в Рф. 1787—1848 // Российская старина, 1882. — Т. 33. — № 3. — С. 637—646. Черейский Л. А. Современники Пушкина. — «Олма-Пресс», 1999. Именитые российские живописцы. — СПб., 2000. 100 именитых живописцев XIX—XX веков. — Харьков: «Фолио», 2001.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный