Ржевская Антонина Леонардовна



При рождении был назван (первое имя): Антонина Леонардовна Попова
Когда родился: 1861

Где родился: Сельцо Марьино Шулепники , Зубцовский уезд

Когда умер: 15 июля

Где умер: Таруса

Происхождение: дворянка

Подданство: Российская империя

Гражданство: СССР

Жанр: Жанровая живопись

Где учился: Московское училище живописи, ваяния и зодчества

В каком стиле писал: реализм

Cамые известные картины: «Весёлая минутка»



Биография

«Весёлая минутка», (1897), холст, масло, Муниципальная Третьяковская галерея.

Антонина Леонардовна Ржевская (урождённая Попова) родилась в селе Шалепники, Тверской губернии в бедной дворянской семье помещиков Зубцовского уезда. После погибели отца, мама Ржевской с 3-мя детками переезжает в Тверь, где Антонина поступает в Мариинскую женскую гимназию, а после переезда в Москву, в московскую пятую гимназию. С 1880 года в качестве вольнослушательницы обучалась в Столичном училище живописи, ваяния и зодчества под управлением В. Е. Маковского. В это время брала личные уроки у живописца Н. А. Мартынова. Мастерская Антонины Ржевской находилась в Сущёвском тупике в Москве.

Приятельство передвижных художественных выставок

«Девочка у окна», (ранее 1934), холст, масло,Тарусская картинная галерея.

Начала выставляться на разных художественных выставках с 1890 года. В 1893 году картину «Сироты» приобретает для собственной галереи узнаваемый столичный книгоиздатель К. Т. Солдатенков.

С 1897 года экспонент Приятельства передвижных художественных выставок. Выставленная на XXV выставке ТПВХ картина «Весёлая минутка» приносит Ржевской большой фуррор. Ещё до выставки картину приобретает для собственной галереи П. М. Третьяков. Картина выставлялась без указания авторства. По признанию самой А. Л. Ржевской она страшилась ставить свою подпись на картине из-за существовавших в то время гендерных предрассудков. В 1899 году Ржевская была принята в члены Приятельства и стала 2-ой и последней женщиной-живописцем, принятой в Приятельство. Потом вышла из Приятельства из-за несогласия с их программкой.

В 1903 году А. Л. Ржевская пишет ещё одно, имевшее большой фуррор полотно «Музыка». Картину приобретает для собственной коллекции «Переславский Третьяков», меценат И. П. Свешников.

Искусствовед, директор Румянцевского музея Н. И. Романов писал о картине:

В особенности типична для нового искусства и по теме, и по выполнению красивая картина госпожи Ржевской «Музыка». Посреди российских женщин-художниц госпоже Ржевской принадлежит сейчас чуть ли не 1-ое место...

Последние годы жизни

Сначала Первой мировой войны переезжает в Тарусу к собственному зятю, потом известному архитектору и художнику-анималисту В. А. Ватагину, построившему по собственному проекту дом в Тарусе, после путешествия по Индии. После погибели супруги (первой дочери Антонины Ржевской) В. А. Ватагин женится на 2-ой её дочери.

C 1920 года вкупе с другим выдающимся художником-передвижником Н. А. Касаткиным, организовавшим художественную просветительную студию для деток, тяжело нездоровых костным туберкулёзом, работала в санатории «Захарьино» в деревне Куркино (c 1940 года Химкинский район Столичной области). Специально для санатория А. Л. Ржевская написала фреску «Дети — цветочки жизни». Погибла в 1934 году, похоронена на именитом городском кладбище в Тарусе, где похоронены дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, К. Г. Паустовский и его семья.

Галерея

«Музыка», (1903), Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Портрет Любови Витольдовны Бялыницкой-Бируля, (начало 1930-х), личное собрание.

«Осень», (1901), Русская муниципальная библиотека.

Иллюстрация к рассказу Н. П. Анненковой-Бернард «Дорожная встреча», (1901), Русская муниципальная библиотека.

Иллюстрация к рассказу Н. П. Анненковой-Бернард «Дорожная встреча», (1901), Русская муниципальная библиотека.

«Музыка», (1903), Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Портрет Любови Витольдовны Бялыницкой-Бируля, (начало 1930-х), частное собрание.

«Осень», (1901), Российская государственная библиотека.

Иллюстрация к рассказу Н. П. Анненковой-Бернард «Дорожная встреча», (1901), Российская государственная библиотека.

Иллюстрация к рассказу Н. П. Анненковой-Бернард «Дорожная встреча», (1901), Российская государственная библиотека.

Другие материалы в этой категории: « Рисс Франц Николаевич Репин Илья Ефимович »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный