Биография
Детские и юношеские годыНиколай Ге родился в Воронеже, в семье помещика Николая Ге. Дед художника эмигрировал из Франции в Россию конце XVIII века и по-французски его фамилия писалась Gay.
В 1831 году, когда родился Николай, в центральных губерниях Русской империи свирепствовала холера. Мама грядущего художника скончалась от холеры спустя три месяца после рождения отпрыска. По настоянию отца заботы о воспитании новорожденного взяла на себя няня, крепостная дама.. Преждевременное детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию, где педагогами уже были увидены возможности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность художника. Но по окончании гимназии Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского института..
Санкт-Петербург. Выбор призванияВ Санкт-Петербурге жил старший брат, к которому и переехал Николай, мечтавший, вопреки воле отца, об обучении в столичной Императорской Академии художеств. Поступить в Академию юноша не отважился, и продолжил обучение на математическом факультете Петербургского института. Обучаясь в институте в 1848 - 1849 годах, Николай упрямо обучается рисованию в стенках Эрмитажа.
В 1850 году Ге бросил институт и поступил в Академию художеств, где занимался под управлением академика, доктора живописи, известного петербургского художника Петра Басина. Еще в молодом возрасте, пораженный творчеством Карла Брюллова, Николай кропотливо изучает и копирует стиль и живописные приемы возлюбленного художника, что наложило определенный отпечаток на его свою живописную манеру.. В Академии Николай Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Огромную золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии. Николай Ге «буквально бежал из королевской России» в Европу..
Пребывание в ЕвропеЮный живописец посетил Германию, Швейцарию, Францию, Италию..
В Париже на юного художника сильное воспоминание произвели два художественных действия — Салон 1857 и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым, чью творчество оказало «очень глубочайшее воздействие на Ге»., приметное уже в наброске «Возвращение с погребения Христа» (1859).
В этот период, как и в бытность свою в Академии, Николай Ге писал портреты. Так, тут выполнен портретный этюд супруги (1858).. Кроме этого он выполнят наброски — «Смерть Виргинии» (1857 - 1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858). Набросок «Смерть Виргинии» очень подражательная вещь и «своим драматизмом, выразительной пластикой жестов, композиционным приемом... припоминает известную картину Брюллова «Последний денек Помпеи». Ге остался недоволен этими набросками. На некое время живописец оставляет работы на исторические темы и пишет с натуры — совершает поездку в Неаполь, где пишет огромное количество этюдов. В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию, где пробует писать набросок «Погибель Ламбертации» (1860), но скоро кидает эту работу.
Творческий фуррор и публичное признаниеВ 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное воспоминание. Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма»., а цензура воспретила воспроизводить эту картину в копиях. Все же, «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена русским царем в личную коллекцию.. Таким макаром, творчество Ге получило обшественное признание и бесспорный фуррор у вкусившей вкус столичной публики. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание доктора, минуя звание академика. Ге был избран Реальным членом Императорской Академии художеств..
Флорентийский периодПосле недолгого пребывания в Рф, сначала 1864 года Ге ворачивается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), начинает новейшую огромную картину «Вестники Воскресения». В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом. Ге вспоминал: «Однажды, в конце 1866 года, внезапно для нас пришел к нам Герцен... Я онемел от радости, впившись в него очами...». С разрешения Александра Герцена, живописец пишет его портрет. Решение «писать Герцена» было очень рискованным; Александр Герцен был «государственным преступником» и политическим эмигрантом — непримиримым противником крепостничества и российского самодержавия. Полотно было закончено очень стремительно — за 5 сеансов, и оставляет чувство свежести и непосредственности. По воззрению критиков портрет Герцена — наилучший в творческом наследстве Николая Ге.
Живописец пишет также много других портретов и инициативно работает с натуры. В 1867 году Ге оканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и отправляет её на выставку Академии Художеств, но его картину там не принимают. Друзья художника выставляют её в художественном клубе, но картина никакого фуррора у публики не имеет. Та же участь познает и новое его произведение, «Христос в Гефсиманском саду».
Возвращение в Россию. Петербургский периодВ конце 1869 года Николай Ге ворачивается в Россию, где воспринимает горячее и инициативное роль в организации «Товарищества передвижных художественных выставок». Для I Передвижной выставки Ге написал картину «Петр I допрашивает принца Алексея в Петергофе» (1871). Картина произвела сильное воспоминание на современников и еще в мастерской художника была куплена известным меценатом и собирателем Павлом Третьяковым для собственной коллекции.
С 1869 по 1875 год Николай Ге живет и работает в Петербурге. Тут им написаны блестящие портреты известнейших интеллигентов Рф: писателя Ивана Тургенева, поэта Николая Некрасова, писателя-сатирика Миши Салтыкова-Щедрина, историка Николая Костомарова, архитектора Миши Антокольского и других.
Николай Ге в это время исполняет также скульптурный портрет российского критика В.Г. Белинского.
В «петербургский период» творчества Ге также написал картины на исторические темы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875), которые но уступают по мастерству выполнения «Допросу Петра I».
Ге пробует свои силы в разных жанрах портретном, историческом, религиозном... Творческая неудовлетворенность и вещественные невзгоды принуждают Николая Ге покинуть столицу Русской империи.
Жизнь на УкраинеВ 1875 году Ге навечно покинул Петербург и переселился на Украину, где купил маленький хутор в Черниговской губернии, недалеко от станции стальной дороги Плиски. До 1879 года живописец практически не работал. В его душе совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В собственных записках Николай Ге пишет, что нужно жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя вести торговлю.
Последняя нужда, но, принудила художника ради получения средств к существованию и выплаты накопившихся долгов писать много «заказных» портретов местных богачей, за которые Ге брался очень без охоты. Так, им выполнены парные портреты большого сахарозаводчика Терещенко и его супруги, портрет соседа по имению крепостного помещика И.Я. Петрункевича (1878) и другие.
Свидетельством духовного кризиса, по-видимому, можно считать картину «Милосердие» (1880), где Николай Ге нарушил все тогдашние каноны в изображении Иисуса Христа; его герой изображен в виде оборванного нищего. Работа подверглась уничтожающей критике и не была принята «в обществе». В порыве духовного волнения живописец уничтожил это полотно.
Дружба со Львом Толстым. Последний период творчестваВ 1882 году Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет.
Потом последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты — «Выход с Потаенной вечери» (1889), «Что есть правда?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Суд Синедриона. „Повинен погибели“» (1892) и, в конце концов, «Распятие» в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева и других; делает картинки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя.
В русских газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге. Картину «Что есть правда?» сняли с выставки; один из поклонников Ге повёз её по Европе и в Америку, но там особенного воспоминания она не произвела. Та же участь поняла «Суд Синедриона», а в 1894 году — и «Распятие»; последнюю картину прогуливались глядеть на личной квартире, где она была помещена после её удаления с выставки, потом её увезли в Лондон. Но Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели эти его картины; — в их он «нашёл» себя, выработав как независящий взор на окружающую реальность, так и свою виртуозную по-выразительности и внутренней экспрессии манеру красочного письма.
За год до собственной кончины живописец пишет «Автопортрет» (1893, Холст, масло. Киевский государственный музей российского искусства). С холста стает вид немолодого человека, который не утратил пристального взора на жизнь и творчество. «Автопортрет» признано считается одной из наилучших работ художника.
Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе Ивановский 1 (13 июня) 1894 года.
Одной из основных наград Николая Ге, по воззрению критиков, состоит в том, что он первым посреди российских живописцев поймал новое реалистическое направление в библейских сюжетах.
СемьяВ 1856 году живописец женился на киевлянке Анне Петровне Забеле. Их младший отпрыск, Пётр Николаевич, был женат на собственной двоюродной сестре, Екатерине Ивановне Забеле, родной сестре певицы Надежды Ивановны Забелы-Врубель, ставшей супругой художника М. А. Врубеля.
Адреса в Санкт-Петербурге
1871 год — дом Кастюриной — 7-я линия, 36.Коллекции
Коллекции работ Н. Н. Ге хранятся в почти всех музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее (Москва), Российском музее (Санкт-Петербург), Музее российского искусства (Киев).
В мае 2011 года Третьяковская галерея стала обладателем коллекции рисунков Н. Е. Ге. Коллекция состоит из 55 листов большого формата. В коллекцию входят этюды, наброски и эскизы к произведениям различных лет, иллюстрации.
Галерея
«Петр I допрашивает принца Алексея Петровича в Петергофе», 1871.
«Что есть правда?»
«Портрет Л. Н. Толстого», 1884.
«Голгофа»
«А. С. Пушкин в селе Михайловском»
В филателии
Почтовые марки Рф, 2006 годПортрет работы Репина
Картина «Пётр I допрашивает принца Алексея в Петергофе»
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871.
«Что есть истина?»
«Портрет Л. Н. Толстого», 1884.
«Голгофа»
«А. С. Пушкин в селе Михайловском»