Ге Николай Николаевич



Когда родился: 15 27 февраля

Где родился: Воронеж

Когда умер: 1 13 июня

Где умер: хутор Ивановский

Страна: Российская империя

Жанр: историческая живопись

Cамые известные картины: Что есть истина?




Биография

Детские и юношеские годы

Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика Николая Ге. Дед художника эмигрировал из Франции в Россию конце XVIII века и по-французски его фамилия писалась Gay.

В 1831 году, когда родился Николай, в центральных губерниях Русской империи свирепствовала холера. Мама грядущего художника скончалась от холеры спустя три месяца после рождения отпрыска. По настоянию отца заботы о воспитании новорожденного взяла на себя няня, крепостная дама.. Преждевременное детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию, где педагогами уже были увидены возможности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность художника. Но по окончании гимназии Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского института..

Санкт-Петербург. Выбор призвания

В Санкт-Петербурге жил старший брат, к которому и переехал Николай, мечтавший, вопреки воле отца, об обучении в столичной Императорской Академии художеств. Поступить в Академию юноша не отважился, и продолжил обучение на математическом факультете Петербургского института. Обучаясь в институте в 1848 - 1849 годах, Николай упрямо обучается рисованию в стенках Эрмитажа.

В 1850 году Ге бросил институт и поступил в Академию художеств, где занимался под управлением академика, доктора живописи, известного петербургского художника Петра Басина. Еще в молодом возрасте, пораженный творчеством Карла Брюллова, Николай кропотливо изучает и копирует стиль и живописные приемы возлюбленного художника, что наложило определенный отпечаток на его свою живописную манеру.. В Академии Николай Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Огромную золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии. Николай Ге «буквально бежал из королевской России» в Европу..

Пребывание в Европе

Юный живописец посетил Германию, Швейцарию, Францию, Италию..

В Париже на юного художника сильное воспоминание произвели два художественных действия — Салон 1857 и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым, чью творчество оказало «очень глубочайшее воздействие на Ге»., приметное уже в наброске «Возвращение с погребения Христа» (1859).

В этот период, как и в бытность свою в Академии, Николай Ге писал портреты. Так, тут выполнен портретный этюд супруги (1858).. Кроме этого он выполнят наброски — «Смерть Виргинии» (1857 - 1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858). Набросок «Смерть Виргинии» очень подражательная вещь и «своим драматизмом, выразительной пластикой жестов, композиционным приемом... припоминает известную картину Брюллова «Последний денек Помпеи». Ге остался недоволен этими набросками. На некое время живописец оставляет работы на исторические темы и пишет с натуры — совершает поездку в Неаполь, где пишет огромное количество этюдов. В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию, где пробует писать набросок «Погибель Ламбертации» (1860), но скоро кидает эту работу.

Творческий фуррор и публичное признание

В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное воспоминание. Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма»., а цензура воспретила воспроизводить эту картину в копиях. Все же, «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена русским царем в личную коллекцию.. Таким макаром, творчество Ге получило обшественное признание и бесспорный фуррор у вкусившей вкус столичной публики. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание доктора, минуя звание академика. Ге был избран Реальным членом Императорской Академии художеств..

Флорентийский период

После недолгого пребывания в Рф, сначала 1864 года Ге ворачивается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), начинает новейшую огромную картину «Вестники Воскресения». В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом. Ге вспоминал: «Однажды, в конце 1866 года, внезапно для нас пришел к нам Герцен... Я онемел от радости, впившись в него очами...». С разрешения Александра Герцена, живописец пишет его портрет. Решение «писать Герцена» было очень рискованным; Александр Герцен был «государственным преступником» и политическим эмигрантом — непримиримым противником крепостничества и российского самодержавия. Полотно было закончено очень стремительно — за 5 сеансов, и оставляет чувство свежести и непосредственности. По воззрению критиков портрет Герцена — наилучший в творческом наследстве Николая Ге.

Живописец пишет также много других портретов и инициативно работает с натуры. В 1867 году Ге оканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и отправляет её на выставку Академии Художеств, но его картину там не принимают. Друзья художника выставляют её в художественном клубе, но картина никакого фуррора у публики не имеет. Та же участь познает и новое его произведение, «Христос в Гефсиманском саду».

Возвращение в Россию. Петербургский период

В конце 1869 года Николай Ге ворачивается в Россию, где воспринимает горячее и инициативное роль в организации «Товарищества передвижных художественных выставок». Для I Передвижной выставки Ге написал картину «Петр I допрашивает принца Алексея в Петергофе» (1871). Картина произвела сильное воспоминание на современников и еще в мастерской художника была куплена известным меценатом и собирателем Павлом Третьяковым для собственной коллекции.

С 1869 по 1875 год Николай Ге живет и работает в Петербурге. Тут им написаны блестящие портреты известнейших интеллигентов Рф: писателя Ивана Тургенева, поэта Николая Некрасова, писателя-сатирика Миши Салтыкова-Щедрина, историка Николая Костомарова, архитектора Миши Антокольского и других.

Николай Ге в это время исполняет также скульптурный портрет российского критика В.Г. Белинского.

В «петербургский период» творчества Ге также написал картины на исторические темы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875), которые но уступают по мастерству выполнения «Допросу Петра I».

Ге пробует свои силы в разных жанрах портретном, историческом, религиозном... Творческая неудовлетворенность и вещественные невзгоды принуждают Николая Ге покинуть столицу Русской империи.

Жизнь на Украине

В 1875 году Ге навечно покинул Петербург и переселился на Украину, где купил маленький хутор в Черниговской губернии, недалеко от станции стальной дороги Плиски. До 1879 года живописец практически не работал. В его душе совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В собственных записках Николай Ге пишет, что нужно жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя вести торговлю.

Последняя нужда, но, принудила художника ради получения средств к существованию и выплаты накопившихся долгов писать много «заказных» портретов местных богачей, за которые Ге брался очень без охоты. Так, им выполнены парные портреты большого сахарозаводчика Терещенко и его супруги, портрет соседа по имению крепостного помещика И.Я. Петрункевича (1878) и другие.

Свидетельством духовного кризиса, по-видимому, можно считать картину «Милосердие» (1880), где Николай Ге нарушил все тогдашние каноны в изображении Иисуса Христа; его герой изображен в виде оборванного нищего. Работа подверглась уничтожающей критике и не была принята «в обществе». В порыве духовного волнения живописец уничтожил это полотно.

Дружба со Львом Толстым. Последний период творчества

В 1882 году Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет.

Потом последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты — «Выход с Потаенной вечери» (1889), «Что есть правда?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Суд Синедриона. „Повинен погибели“» (1892) и, в конце концов, «Распятие» в нескольких вариантах. В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева и других; делает картинки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя.

В русских газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге. Картину «Что есть правда?» сняли с выставки; один из поклонников Ге повёз её по Европе и в Америку, но там особенного воспоминания она не произвела. Та же участь поняла «Суд Синедриона», а в 1894 году — и «Распятие»; последнюю картину прогуливались глядеть на личной квартире, где она была помещена после её удаления с выставки, потом её увезли в Лондон. Но Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели эти его картины; — в их он «нашёл» себя, выработав как независящий взор на окружающую реальность, так и свою виртуозную по-выразительности и внутренней экспрессии манеру красочного письма.

За год до собственной кончины живописец пишет «Автопортрет» (1893, Холст, масло. Киевский государственный музей российского искусства). С холста стает вид немолодого человека, который не утратил пристального взора на жизнь и творчество. «Автопортрет» признано считается одной из наилучших работ художника.

Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе Ивановский 1 (13 июня) 1894 года.

Одной из основных наград Николая Ге, по воззрению критиков, состоит в том, что он первым посреди российских живописцев поймал новое реалистическое направление в библейских сюжетах.

Семья

В 1856 году живописец женился на киевлянке Анне Петровне Забеле. Их младший отпрыск, Пётр Николаевич, был женат на собственной двоюродной сестре, Екатерине Ивановне Забеле, родной сестре певицы Надежды Ивановны Забелы-Врубель, ставшей супругой художника М. А. Врубеля.

Адреса в Санкт-Петербурге

1871 год — дом Кастюриной — 7-я линия, 36.

Коллекции

Коллекции работ Н. Н. Ге хранятся в почти всех музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее (Москва), Российском музее (Санкт-Петербург), Музее российского искусства (Киев).

В мае 2011 года Третьяковская галерея стала обладателем коллекции рисунков Н. Е. Ге. Коллекция состоит из 55 листов большого формата. В коллекцию входят этюды, наброски и эскизы к произведениям различных лет, иллюстрации.

Галерея

«Петр I допрашивает принца Алексея Петровича в Петергофе», 1871.

«Что есть правда?»

«Портрет Л. Н. Толстого», 1884.

«Голгофа»

«А. С. Пушкин в селе Михайловском»

В филателии

Почтовые марки Рф, 2006 год

Портрет работы Репина

Картина «Пётр I допрашивает принца Алексея в Петергофе»

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871.

«Что есть истина?»

«Портрет Л. Н. Толстого», 1884.

«Голгофа»

«А. С. Пушкин в селе Михайловском»

Другие материалы в этой категории: « Гейде Вильгельм Карлович Гау Эдуард Петрович »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный