Портрет художника К. Н. Воронова На него(неё) оказали влияние школа: А. П. Боголюбов Оказал влияние на: К. С. Петров-Водкин
Биография
Родился в семье управляющего имением Бахметьевых в 1845 году. В почти всех источниках годом рождения указан как 1843, но поздние краеведческие исследования проявили, что более возможен конкретно 1845 год. Потом отец переехал в Москву.
18 сентября 1859 года в возрасте 14-ти лет Фёдорвей Буров поступил в Академию художеств. Его учителями были П. В. Басин, Т. Л. Неффа, П. П. Чистяков. Огромное воздействие оказал А. П. Боголюбов, ставший и наставником и другом.
В 1863 году он получил малую серебряную медаль, в 1865 году — удостоен звания свободного художника и большой серебряной медали, в 1866 году — малой серебряной медалью, в 1867 — большой серебряной медалью.
В 1869 году обучение в Академии было окончено, но не окончено самообразоване художника. В 1873 году ему было присвоено звание потрясающего художника 2-ой степени. Его картины выставлялись на Всероссийской художественной выставке 1882 года в Москве, на выставках Саратовского общества роскошных искусств.
«Шлиссельбургский узник»В 1885 году за картину по историческому сюжету «Шлиссельбургский узник» Фёдорвею Бурову было присвоено звание потрясающего художника 1 степени. Картина сейчас находится в собрании Российского музея.
Буров много путешествовал по стране и миру, жил в Париже, где познакомился с И. С. Тургеневым и написал с него портрет. Был близок с И. Е. Репиным, М. А. Антокольским, В. В. Верещагиным, В. Д. Поленовым, К. А. Савицким.
Сначала 1890-х годов Буров обратился к саратовским городским властям с просьбой о содействии открытии рисовальной школы, но не нашёл осознания. Тогда в 1891 году он возвратился в родные края и с этим же предложением обратился к властям Самарской губернии. Скоро он получил разрешение на открытие «Классов живописи и рисования» с трёхгодичным обучением по программке своей разработки.
Художественную мастерскую Буров расположил на верхнем этаже дома по улице Базарной в светлых и просторных комнатах. В ней работало 10 начинающих живописцев, посреди которых было две дамы. В то же время семья самого художника располагалась в этом же доме в комнатах, выходящих во двор.
Состав учащихся был очень различным, но в главном из людей непривилегированных сословий: ремесленники, прислуга, фермеры. По воззрению Бурова художественные школы развивают «вкус, другими словами понятие о прелестной форме… порождают новые уникальные мысли… помогают развитию возможностей и нередко талантов из полупривилегированного сословия, из обычного народа и не дают погибать им вдалеке от столицы».
Кроме рисовальной школы Фёдорвей Емельянович организовал кружок из местных самарских живописцев, который явился зачинателем и организаторов первых художественных выставок в Самаре. Позже эти выставки показывались и в Оренбурге, Симбирске и Сызрани. Квартира художника становится центром общения самарской интеллигенции, сначала из художественной среды.
Посреди знакомых Фёдорвея Бурова в этот период можно именовать и В. И. Ленина, который из любопытства тормознул у дверей художественной мастерской, а живописец пригласил его зайти. После чего Ленин время от времени входил в мастерскую, потому что она находились как раз около строения городского суда, где он работал.
Но вещественное положение Бурова было очень тяжёлым. Содержать школу на собственные средства было очень затратно. Он не один раз обращался за вещественной поддержкой в Самарскую городскую Думу и к местному купечеству, но не преуспел. Воззвание в Академию художеств, с просьбой включить школу в перечень учебных заведений, находящихся на муниципальном финансировании также не принесло результатов. Его ученик Н. 3. Котельников вспоминал: «Он выбивался из сил, растрачивал на учеников последние средства и терпеливо сражался с нуждой». Схожее существование сказалось на здоровье Фёдорвея Емельяновича. Он захворал туберкулёзом, от которого скончался весной 1895 года.
В последний путь его провожали супруга, ученики и живописцы городка. Как сообщалось в некрологе погребён он был на средства почитателей.
Ученики
Как отмечали, у Бурова талант преподавателя преобладал на талантом творца. Его программка обучения в рисовальной школе подверглась рассмотрению и одобрена в Академии художеств, в неё входили набросок с гипсов и с натуры, живопись в два тона и акварелью, копирование оригиналов, живопись маслом
Невзирая на то, что школа просуществовала достаточно недолго, многие из его учеников потом стали известными живописцами.
В «классах» Бурова учились такие живописцы как Кузьма Петров-Водкин, Константин Горбатов, Жора Подбельский.
Работы
Портрет художника К. Н. ВороноваФёдорвей Буров предпочитал книжно-исторические сюжеты, многие его ранешние работы были типичными иллюстрациями к историческим изданиям тех пор.
«Шлиссельбургский узник» (1885) (по роману Г. П. Данилевского «Мирович»; «Сцена в тюрьме» (1870) (по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный»); «Носильщик» (1872); «Турок» (1873); «Император Петр I посещает в каземате Петропавловской крепости князя Матвея Гагарина» (1880-е); «Урожайный год»; «Дети»; «Счастливая мать»; «Смерть Анны Карениной» (по произведению Л. Н. Толстого); «Александр Невский»; «Смерть Ивана Ильича» (по произведению Л. Н. Толстого); портрет отпрыска декабриста, председателя Самарского окружного суда В. И. Анненкова; портрет дочери самарского городского головы П. В. Алабина А. П. Щербачевой; портрет художника А. И. Синягина; Портрет художника К. Н. Воронова (1890).После погибели Бурова осталась незаконченной картина «Сцена из болгаро-турецкой войны».