Брюллов Карл Павлович



При рождении был назван (первое имя): Карл Брюллов
Когда родился: 12 23 декабря

Где родился: Санкт-Петербург

Когда умер: 11 23 июня

Где умер: Манциана

Страна: Российская империя Российская империя

Жанр: Историческая живопись

Где учился: Академия художеств
В каком стиле писал: Академизм

Cамые известные картины: «Последний день Помпеи»

На него(неё) оказали влияние школа: Рафаэль


Оказал влияние на: Я. Ф. Капков





Биография

Детские годы. Учёба в Академии

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика, педагога в классе орнаментальной статуи петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера маленькой живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей германские корешки (см. о семье Брюлловы). Не считая него, в семье было ещё три отпрыска и две дочери.

С ранешнего юношества, невзирая на свою болезненность, Карл по воле отца, желавшего научить мальчугана живописи, осваивал способности, нужные для будущей профессии: отрисовывал людей и животных в различных ракурсах, а с 1805 года, когда Павел Иванович ушёл в отставку, нередко помогал ему в работе над оформлением Кронштадтской церкви и над другими разными заказами.

В октябре 1809 года мальчишка был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где проучился до 1821 года. В числе его учителей был А. И. Иванов. Карл стремительно зарекомендовал себя блестящим, неоднозначно одарённым учеником, просто справлялся со всеми учебными заданиями, по этому снискал всеобщую любовь. В старших классах парень нередко помогал своим однокурсникам, за маленькую плату правя их экзаменационные работы. В предстоящем Карл получил золотую медаль по классу исторической живописи.

Первой важной работой Брюллова стало полотно «Гений искусства» (1817—1820, Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург), сделанное в согласовании с академическими требованиями и признанное Академическим Советом прототипом для копирования. В 1819 году юный живописец сделал ещё одну известную картину «Нарцисс, смотрящийся в воду», которую А. И. Иванов выкупил для собственной коллекции. Сейчас она хранится в Муниципальном Российском музее в Санкт-Петербурге.

1-ое путешествие в Италию. Итальянский период жизни (1823-1835)

В 1821 году Брюллов окончил Академию и в качестве выпускной работы написал картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за какую получил огромную золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границей. Но президент Академии А. Н. Оленин настоял на том, чтоб юный живописец остался в Академии ещё на три года для совершенствования мастерства, назначив ему в наставники не достаточно одарённого и не пользовавшегося авторитетом у студентов художника А. И. Ермолаева. Просьба Брюллова о подмене учителя была отклонена. Тогда Карл отказался от пенсионерской поездки. В это самое время на живописца направило внимание не так давно сделанное известными на то время меценатами Общество поощрения живописцев (ОПХ) и, чтоб убедиться в его таланте, предложило ему выполнить несколько работ на программные темы, пообещав взамен оплатить зарубежную поездку. Результатом этого предложения стали две картины Брюллова «Эдип и Антигона» (1821, Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полинека» (1821, местопребывание непонятно), после которых ему было предложено поехать за границу для совершенствования собственного мастерства. Взамен с него бралось обязательство составлять подробные отчёты о собственных впечатлениях и результатах исследования произведений искусства, также предоставлять новые работы. Карл согласился и совместно со своим братом Александром 16 августа 1822 года отбыл в Италию. В мае 1823 года они прибыли в Рим, посетив по пути Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую и Болонью. Практически сходу после прибытия в Рим живописец получил от ОПХ задание выполнить копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», ставшей последней ученической работой живописца.

По прибытии в Италию Брюллов увлёкся жанровой живописью и вместе с картинами на исторические и религиозные сюжеты стал писать работы на данную тему, черпая вдохновение из окружавшей его реальности. Первой успешной работой в этом жанре стала картина «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле, Киль). Лицезрев её в Петербурге, современники были поражены уникальной трактовкой сюжета и свежестью письма, а правитель Николай I, после того, как ОПХ подарило ему эту картину, пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и поручил написать парную к ней картину. Ею стала работа «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)» (1827, Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург), но она не приглянулась ни императору, ни ОПХ из-за неподобающего, по общему воззрению, сюжета исходя из убеждений высочайшего искусства. В ответ на критику Брюллов в 1829 году порвал дела с ОПХ.

Кроме огромных полотен жанровой живописи, в 1827 году живописец увлёкся созданием акварелей — маленьких по размеру произведений, ставших для мастера успешной возможностью для передачи актуальных наблюдений. Из-за собственной темы эти работы носили заглавие «итальянский жанр», так как в большинстве случаев заказывались аристократами в качестве сувенира из Италии и призваны были служить веселительным и декоративным целям. Но, кроме заказных акварелей, Брюллов писал и полностью самостоятельные работы в этом жанре. Всех их отличали воздушность, солнечность, лёгкость, сюжетная развёрнутость, идилличность, в неких случаях — ироничность создателя над своими героями («Сон монашенки», 1831, Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург). Обычно, живописец писал акварели при помощи огромных лаконичных цветовых пятен, достигая выразительности их контрастными сочетаниями. Его 1-ые работы были малофигурны и приемущественно передавали личные переживания героев («Прерванное свидание», 1827, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва); потом они стали включать в себя всё большее количество людей («Гулянье в Альбано», 1830—1833, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), не последнюю роль в их стал играть пейзаж. Некие акварели были чисто пейзажными («Итомская равнина перед грозой», 1835, Муниципальный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Общим недочетом этих произведений было, пожалуй, только отсутствие психических трактовок в видах, но законы жанра часто и не подразумевали наличие таких в акварелях. Большая часть из их воспевало Италию с её прелестной природой и представляло итальянцев народом, на генном уровне сохранившем древнюю красоту собственных протцов, наделённым врождённой пластикой и грацией движений и поз и живущим по законам красы и эстетики.

Но подлинную славу и популярность в Италии принесли юному художнику его портреты представителей итальянской знати и собственных сограждан. Не последнюю роль в решении Брюллова порвать дела с ОПХ сыграло как раз наличие тогда огромное количество заказов, что позволяло ему обходиться без денежной поддержки со стороны. Портреты Брюллова итальянского периода отличались сочетаниями частей классицизма, реализма и барокко, рвением передать внутреннюю жизнь героев — время от времени через богатство бытовых деталей, призванных полнее раскрыть героев полотен и мир, в каком они живут. Время от времени его работы носили несколько декоративный нрав благодаря подчёркнутой утонченности обстановки и изображённых моделей. Эта особенность сохранилась и на неких портретах позднего периода творчества живописца.

В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний денек Помпеи» (1830—1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. План картины был связан с появившейся тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году вышло извержение Везувия. Для более четкой и полной передачи катастрофы Брюллов кропотливо исследовал бессчетные литературные источники, в каких рассказывалось о старой катастрофе, и побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме и сделал на месте ряд эскизов пейзажа, руин, окаменелых фигур. Понятно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую живописец изобразил стоя спиной к городским воротам. К этому же времени относится его знакомство с Ю. П. Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, родственников императрицы Екатерины I. Именитые портреты «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком» и «Всадница» (1832, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), также незаконченная картина «Вирсавия» (1832, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), которой живописец подводил результат своим творческим исканиям, также связаны с этим шагом жизни Брюллова.

Возвращение в Россию. Петербургский период жизни (1836 - 1849)

Картина «Последний денек Помпеи» была завершена в 1833 году и произвела реальную сенсацию в Европе и Рф. Для российской живописи эта работа стала новшеством сначала из-за сюжета, изображавшего не выдающуюся историческую личность, а целый люд в часы катастрофы. Правитель Николай I, лицезрев картину, пожелал лично созидать Брюллова в Петербурге и передал ему распоряжение ворачиваться на родину. Но перед возвращением живописец принял приглашение графа В. П. Давыдова принять роль в путешествии по Малой Азии, Греции и Ионическим островам. В Афинах Брюллов тяжело захворал жёлтой лихорадкой, из-за чего был обязан расстаться со своими спутниками. Незначительно оправившись, живописец через Малую Азию отправился в Константинополь, где его ожидало новое предписание правителя немедля прибыть в Петербург, чтоб занять место доктора Императорской Академии художеств. В конце концов в 1836 году через Одессу и Москву Брюллов возвратился в Петербург. Пребывание в Москве, куда живописец приехал в декабре 1835 года, затянулось на несколько месяцев: Москва встречала Брюллова как героя, устраивая в его честь праздничные приёмы. На одном из таких вечеров живописец познакомился с А. С. Пушкиным. Ещё одним событием стало его знакомство со известным столичным портретистом, бывшим крепостным В. А. Тропининым: ещё в Италии Брюллов был много наслышан о нём. Знакомство переросло в крепкую дружбу: во время собственного пребывания в Москве Брюллов, высоко оценивший как талант и профессионализм художника, так и его личные свойства, нередко посещал Тропинина, не раз пренебрегая еще одним парадным обедом, устроенным в его честь. Но, не считая присутствия на приёмах и посещения тропининского дома, Брюллов продолжал работать над новыми произведениями, создав портреты поэта А. К. Толстого, его дяди А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского) и очень поэтичную и романтическую картину «Гадающая Светлана» (1836, Нижегородский художественный музей), навеянную одноимённой балладой В. А. Жуковского.

В Петербурге живописца ждал праздничный приём в Академии художеств и триумф «Последнего денька Помпеи». К его приезду картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой, невзирая на то, что получила первую премию на парижском Салоне 1834 года: это была (уже!) эра Делакруа и французского романтизма. Картина была подарена Демидовым Николаю I, который расположил её в императорский Эрмитаж, а потом подарил Академии художеств. В текущее время она находится в Российском музее.

И стал «Последний денек Помпеи»

Для российской кисти 1-ый денек.

Е. А. Баратынский Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище

С 1836 года по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге. Сходу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего (2-ой степени) доктора Академии художеств, доверено управление историческим классом Академии и предложено написать огромную картину на тему из российской истории, утверждённую Академией и одобренной царем, для получения звания старшего доктора. Таковой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—1843, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва). Брюллов и сопровождавший его художник-археолог Ф. Г. Солнцев по приказу правителя посетили Псков, где живописец сделал огромное количество натурных зарисовок и изучал сохранившиеся древности. Но картина так и осталась незаконченной, невзирая на настолько кропотливый подход к её созданию.

В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного престижного портретиста. Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером. Его перу этого периода принадлежат бессчетные парадные портреты российской знати и т. н. «интимно-камерные портреты» выдающихся людей собственного времени, отличавшиеся более глубочайшей и осмысленной трактовкой вида модели. К числу более успешных и узнаваемых работ этого жанра относятся портреты Н. В. Кукольника (1836, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), В. А. Жуковского (1837—38), И. А. Крылова (1839, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), Ю. П. Самойловой с воспитанницей (другое заглавие картины «Маскарад») (1839, Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург), писателя А. Н. Струговщикова (1840, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), брата А. П. Брюллова (1841, Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург) и многие другие; к этому же времени относится и создание известного «Автопортрета» (1848, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва). Также живописец пробовал себя в жанре монументально-декоративной живописи, расписывая лютеранскую церковь на Невском проспекте.

Состоял в ложе «Избранного Михаила».

Последние годы жизни и творчества

В 1843 году Брюллов в числе наилучших живописцев академической школы получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. Ему было предложено расписать плафон огромного купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы». Живописец с огромным энтузиазмом приступил к работе над набросками. К 1848 году они были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи. Но тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабенькое здоровье живописца, дав отягощения на сердечко и обострив ревматизм, потому уже в феврале живописец просил об освобождении от работ. Его просьба была удовлетворена. К этому времени он уже написал практически все главные фигуры плафона, так что заканчивавшему его работу П. В. Басину оставалось только дописать фон и сделать несколько картин для дизайна центрального места храма по картонам Брюллова.

27 апреля 1849 года по настоянию докторов Брюллов покинул Россию и через Польшу, Пруссию, Бельгию, Великобританию и Португалию направился лечиться на полуостров Мадейра. В этом же году живописец возвратился в Италию, а весной и летом 1850 года посетил Испанию, изучая живопись Веласкеса и Гойи. В этом же году Брюллов совсем возвратился в Италию. В это время живописец познакомился с соратником Гарибальди А. Титтони, в доме которого он фактически и прожил последние годы собственной жизни. Большая часть поздних портретов и акварелей Брюллова до сего времени хранятся в личной коллекции этой семьи. Для многих работ этого периода свойственны некая театрализация и романтичная взволнованность образов, также рвение запечатлеть дух самого времени через выставленные образы, превращая их в четкие исторические свидетельства. Последним шедевром художника стал портрет его старенького знакомого археолога Микеланджело Ланчи, сделанный в 1851 году.

Карл Павлович Брюллов скончался 11 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству российского представителя в Риме, погибель наступила через три часа после припадка удушья. Похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо.

Личная жизнь

Долгие и длительные годы Брюллов был связан с графиней Юлией Самойловой, которая была его музой и натурщицей.

В 1838 году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра Георга Фридриха Тимма, и втюрился в неё. 27 января 1839 года они поженились, но, уже спустя месяц супруги расстались навечно. Эмилия уехала с родителями в Ригу, инициированный Брюлловым бракоразводный процесс длился до 1841 года. Причина разрыва осталась неведомой петербургскому обществу, которое во всём винило супруга. Брюллов, оклеветанный, по его словам, супругой и её родными, стал изгоем. Исследователи говорят, что настоящей предпосылкой разрыва стала связь Эмилии с одним из собственных близких родственников, которая длилась и после её замужества. Возможно, о неверности жены Брюллов вызнал перед самой женитьбой, которая всё-таки свершилась под давлением родителей Эмилии. В это нелёгкое для художника время его поддержала прибывшая из Италии в Петербург Самойлова.

Оценки

Брюллов был современником Делакруа и Энгра. «Плот „Медузы“» Жерико написан в 1819 году, «Резня на Хиоссе» — в 1824, а «Свобода на баррикадах» — в 1830. Таким макаром тематически творчество Брюллова не было новостью — оно полностью укладывается в академическую систему, к которой относился Брюллов. В портретах Брюллова есть некая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.

Отношение к наследству художника в культурной среде разносторонне. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. А. Фет и многие другие восторгались творчеством мастера, в то время как И. С. Тургенев порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлеченный романтизм. По его определению, Брюллов писал «трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания…» (И. С. Тургенев. Собрание сочинений. Т. 10. — М. 1949. — С. 258).

Галерея узнаваемых работ

См. также: Перечень картин Карла Павловича Брюллова

Итальянское утро, 1823. Кунстхалле, Киль, Германия

Итальянский полдень, 1827. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Женщина, собирающая виноград в округах Неаполя, 1827. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Последний денек Помпеи, 1830—1833. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Всадница, 1832. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет М. А. Бек, 1840. Государственная галерея Армении, Ереван, Армения

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад). Не позже 1842. Муниципальный Российский Музей, Санкт Петербург, Наша родина.

Портрет величавой княгини Лены Павловны с дочерью Марией, 1830. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского, 1837. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет гр. К. А. Поццо ди Борго, 1833—1835. Саратовский муниципальный художественный музей им. А.Н. Радищева, Наша родина

Портрет И. А. Бека (1807-1842). Около 1839. Саратовский художественный музей им.А.Н.Радищева, Наша родина

Портрет баснописца И. А. Крылова, 1839. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет члена Муниципального совета князя А. Н. Голицына, 1840. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет писателя А. Н. Струговщикова, 1840. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет конструктора и художника А. П. Брюллова, 1841. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Портрет барона Максимилиана Лейхтенбергского (1817—1852), 1849. Личная коллекция, Лондон

Портрет Пашкова, 1836. Государственный музей искусств Азербайджана, Баку

Акварели

Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных. 1827. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит). 1827. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет Г. Н. и В. А. Олениных. 1827. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Джованина Пачини. 1831. Личная коллекция

Портрет величавой княжны Марии Николаевны (1819-1876). 1837. Этюд. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет кн. Е. П. Салтыковой. 1833-1835. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Ольга Ферзен на ослике. 1835. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург

Наездники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар. 1849. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Воздействие

Две памятные монеты Банка Рф, посвящённые 200-летию со денька рождения К. П. Брюллова. 2 рубля, серебро, 1999 год

Брюллов, в отличие от Пушкина и собственного друга Глинки, не оказал настолько существенного воздействия на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Но психическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех российских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.

Глубоко и кропотливо изучал творчество Брюллова именитый российский живописец Н.Н. Ге. В первых его картинах отчётливо ощущается сильное воздействие брюлловских полотен - прямо до схожести в использовании неких композиционных и колористических приёмов, изображении поз героев и их жестикуляции.

Достойные внимания факты

До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию собственных протцов Брюлло. И только с высокого разрешения правителя Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней российское окончание «въ». Живописец был глух на левое ухо. Предпосылкой этому стала приобретенная в детстве от собственного отца, очень серьезного человека, пощёчина за некий проступок. Возлюбленной привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух. Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, грядущего величавого украинского поэта. С этой целью Брюллов по требованию Жуковского написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из возлюбленных учеников Брюллова. Понятно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко живописец произнес познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это воспоминание и сыграло свою роль в предстоящем участии художника в судьбе величавого украинского поэта. Проживая в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих столичных чиновников либо негоциантов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда гласил одну и ту же фразу: «У вас есть свой потрясающий художник», намекая на В. А. Тропинина. Этим живописец еще раз выказывал своё почтение таланту столичного портретиста. Некие картины Брюллова по неведомым причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И. А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким. «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа Брюллова — стала одной из первых картин, приобретенных П. М. Третьяковым для собственной коллекции.

Адреса в Санкт-Петербурге

23.12.1799 — 10.1809 — Дом П. И. Брюллова — Средний проспект, 17; 10.1809 — Осень 1821 года — Академия художеств — Институтская набережная, 17; осень 1821 — 08.1822 года — Временная древесная мастерская на Соборной площади (не сохранилась); 23.05. — начало 08.1836 года — квартира С. А. Соболевского в доме Таля — Невский проспект, 6; начало 08.1836 — 04.1849 года — здание Академии художеств — Институтская набережная, 17.

Память

Именованием Карла Брюллова названа улица в Москве. 20 сентября 2013 года на полуострове Мадейре (Португалия), в центральном парке городка Фуншала был установлен бронзовый бюст Карлу Брюллову. На почтовых марках

Почтовая марка СССР, 1952 год

Почтовая марка СССР, 1957 год. 200 лет Академии художеств: К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков

Почтовая марка СССР, 1968 год: картина «Последний денек Помпеи»

Почтовая марка Рф, 1999 год

К. П. Брюллов на Монументе «1000-летие России» в Величавом Новгороде

См. также

Брюллов, Александр Самойлова, Юлия Павловна Кинофильм о жизни и творчестве К. Брюллова, сделанный Русским музеем.

Литература

Греков Вл. Брюллов, Карл Павлович // Российский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918. Голдовский Григорий, Петрова Евгения. Carl Brullov / На российском и британском языках. — СПб.: Муниципальный Российский музей, Palace Editions, 1999. — 198 с. — ISBN 5-93332-011-0, 3-930775-80-8. Карл Павлович Брюллов. — М.: Издательство «Дирек-Медиа», 2010. — Т. 23. — 48 с. — (Величавые живописцы). — ISBN 978-5-87107-196-0. Петрушевский Ф. Ф. Брюллов, Карл Павлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный