
Биография
Фёдорвей Бруни (фактически, истинное его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который потом, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; потом он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.
Ф. Бруни. Автопортрет, 1810-еФёдорвей в возрасте 10 лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под управлением А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.
За 1-ые успехи юный Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. закончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, отважился, по совету Шебуева, выслать отпрыска для предстоящего усовершенствования в живописи в Италию. Исследование примерных произведений древних живописцев совсем обусловило направление юного Фиделио, переименованного в Рф в Фёдорвея, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.
Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую огромную картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила создателю её большую известность; в Петербурге она появилась только через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.
К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:
«Св. Цецилия», «Св. Семейство», «Вакханка, поящая Амура», «Свидание Т. Тассо с сестрою», «Богоматерь с Предвечным Младенцем», «Спящая нимфа» «Богоматерь с малышом на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и известное «Моление о Чаше» — картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Не считая того, Бруни написал копии с 2-ух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею». Медный змийСначала 30-х годов живописец начал писать колоссальную картину: «Воздвижение Моисеем медного змия», но до этого, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.
Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение 2-ух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора огромную картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
С 1836 г. Бруни — доктор 2-й степени в Академии художеств. Посреди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский.
В 1838 он нашёл вероятным вернуться в Рим, и написал там «Покров» и закончил в 1840 г. своё огромное произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необычно сильное воспоминание. В будущем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы тех пор об этой картине были преисполнены практически бескрайними похвалами этому произведению, по правде восхитительному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далековато не блестящему, но соответственному содержанию сурового библейского действия. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубочайшее, академическое познание рисунка. В Российском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова — «Последний денек Помпеи».
Роспись Исаакиевского собора
Видение Иезекииля о равнине костей1841—1845 — создатель 25 картонов для росписей Исаакиевского собора в Петербурге (сейчас хранятся в Российском музее).
Отправляясь в 3-ий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он был должен потом написать на стенках Исаакиевского собора. В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некие из их были исполнены в виде фресок в Исаакиевском соборе самим художником, другие разными живописцами под его личным управлением.
На аттике собора находятся:
«Сотворение мира» «Всемирный потоп» «Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного», «Явление Господа апостолам по Воскресении».В полукружии над аттиком:
«Творец, благословляющий все созданное» «Святой Дух в сонме ангелов».На плафоне:
«Введение Первородного Отпрыска во вселенную» «Второе пришествие Отпрыска Божия» «Прорцы на Кости» «Егда созданы быша звезды, восхвалима Мя вся ангелы».Выполнение перечисленных работ окончено было в 1853 г., но, не считая их, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штутгарте.
Работа в Эрмитаже
Будучи назначен в 1849 хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался ею; два раза был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения коллекции музея.
Ректорство в Академии художеств
1855 — Бруни был назначен ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. в его ведение попало и мозаичное отделение, сделанное его стараниями. В 1871 г. оставил пост ректора. К концу жизни он был почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным доктором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.
Скончался Бруни 30 августа (11 сентября) 1875 г. в Петербурге. Был похоронен на участке св.Петра Выборгского католического кладбища в Санкт-Петербурге. В 1936 году в связи с закрытием кладбища захоронение вкупе с надгробием было перенесено на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры. У него остались супруга Бруни Анжелика Антоновна (в девичестве Серни; 1.01.1811-13.05.1881) и дочь Элоиза.
Адреса в Санкт-Петербурге
1809 — 30.08.1875 года — здание Академии художеств — Институтская набережная, 17.
Творчество (черта)

Бруни был очень трудолюбив и плодовит, чему содействовала неизменная поддержка заказами со стороны правительства и личных лиц. Не считая исторических и религиозных картин он писал портреты, вобщем, малочисленные. Основная его сила была в композиции и корректности рисунка; в его картинах видно много академического познания, которое было пополняемо художественностью содержания, а нередко и чувством. Его «Моление о Чаше» изображает Христа, полного скорби и предзнания ожидающих Его страданий и производит сильное воспоминание; повторение этой картины, изготовленное Б., находится в церкви Академии художеств. Его «Вакханка и Амур» переносит совершенно в другой мир и полна страстной неги; написана эта картина колоритно и лаского. Очень достойно сожаления, что его нередко превосходные композиции, находящиеся в Исаакиевском соборе, очень пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенках. В последние годы собственной жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасателя в Москве. К списку его работ, приведённых выше, нужно прибавить ещё 30 листов рисунков из российской истории, гравированных им «крепкой водкой» (техника офорта).
Вообщем художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории российской живописи, и возникновение произведений его и К. Брюллова составило эру в российском искусстве. Хотя ещё при жизни Б. начались другие и новые веяния в российском искусстве, но то, что он сделал, было необходимо и многому обучило. Гравюра не достаточно популяризировала картины Бруни. «Медный змий» в гравюре на дереве был помещён в разных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книжке: «Картины российской живописи» В. Кукольника (СПб., 1846 г.).
Более либо наименее полная биография Бруни была написана А. И. Сомовым и помещена в иллюстрированном журнальчике «Пчела», изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., очень напоминающий серьёзное и вдумчивое лицо этого профессионального художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный алкидными красками, работы Яковлева. Кроме других, учил Фёдорвея Каменского, в особенности одарен был К. Д. Флавицкий, создатель картины «Княжна Тараканова», сейчас находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Ранняя погибель не отдала полностью обусловиться этому одаренному художнику.
Рейтинг
Художественный рейтинг — I В.
Галерея
Олег приколачивает щит собственный к воротам Царьграда портрет З. А. Волконской в костюмчике Танкреда (не ранее 1820-х, ГРМ). «Смерть Камиллы, сестры Горация», (1824, ГРМ, 350х526,5, холст, масло) «Медный змий» (1827—1841, ГРМ, 565х852, холст, масло). Сначало полотно было приобретено для Эрмитажа за 70000 рублей. «Пробуждение граций», (1827, Третьяковская галерея) «Святая Цецилия», «Святое семейство», «Вакханка, поящая Амура», (1828) «Свидание Торквато Тассо с сестрою», «Богоматерь с Предвечным Младенцем», «Спящая нимфа» «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре» (1837), «Аллегорическая композиция с путти» (1858—1862. Бумага, акварель, тушь, перо. 18,6х35,8), продано на аукционе в 2005 году по стоимости 4200 евро.Вакханка, поящая Амура, 1828. Холст, масло
Голова Христа в терновом венце. Бумага, китайская тушь, кисть. 19х19,2 см.
Вакханка, поящая Амура, 1828. Холст, масло

Голова Христа в терновом венце. Бумага, китайская тушь, кисть. 19х19,2 см.