Бруни Фёдор Антонович
Биография
Фёдорвей Бруни (фактически, истинное его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который потом, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; потом он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.
Ф. Бруни. Автопортрет, 1810-еФёдорвей в возрасте 10 лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под управлением А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.
За 1-ые успехи юный Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. закончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, отважился, по совету Шебуева, выслать отпрыска для предстоящего усовершенствования в живописи в Италию. Исследование примерных произведений древних живописцев совсем обусловило направление юного Фиделио, переименованного в Рф в Фёдорвея, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.
Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую огромную картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила создателю её большую известность; в Петербурге она появилась только через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.
К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:
«Св. Цецилия», «Св. Семейство», «Вакханка, поящая Амура», «Свидание Т. Тассо с сестрою», «Богоматерь с Предвечным Младенцем», «Спящая нимфа» «Богоматерь с малышом на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и известное «Моление о Чаше» — картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Не считая того, Бруни написал копии с 2-ух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею». Медный змийСначала 30-х годов живописец начал писать колоссальную картину: «Воздвижение Моисеем медного змия», но до этого, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.
Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение 2-ух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора огромную картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
С 1836 г. Бруни — доктор 2-й степени в Академии художеств. Посреди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский.
В 1838 он нашёл вероятным вернуться в Рим, и написал там «Покров» и закончил в 1840 г. своё огромное произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необычно сильное воспоминание. В будущем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы тех пор об этой картине были преисполнены практически бескрайними похвалами этому произведению, по правде восхитительному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далековато не блестящему, но соответственному содержанию сурового библейского действия. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубочайшее, академическое познание рисунка. В Российском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова — «Последний денек Помпеи».
Роспись Исаакиевского собора
Видение Иезекииля о равнине костей1841—1845 — создатель 25 картонов для росписей Исаакиевского собора в Петербурге (сейчас хранятся в Российском музее).
Отправляясь в 3-ий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он был должен потом написать на стенках Исаакиевского собора. В 1845 г. он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некие из их были исполнены в виде фресок в Исаакиевском соборе самим художником, другие разными живописцами под его личным управлением.
На аттике собора находятся:
«Сотворение мира» «Всемирный потоп» «Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного», «Явление Господа апостолам по Воскресении».В полукружии над аттиком:
«Творец, благословляющий все созданное» «Святой Дух в сонме ангелов».На плафоне:
«Введение Первородного Отпрыска во вселенную» «Второе пришествие Отпрыска Божия» «Прорцы на Кости» «Егда созданы быша звезды, восхвалима Мя вся ангелы».Выполнение перечисленных работ окончено было в 1853 г., но, не считая их, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штутгарте.
Работа в Эрмитаже
Будучи назначен в 1849 хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался ею; два раза был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения коллекции музея.
Ректорство в Академии художеств
1855 — Бруни был назначен ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. в его ведение попало и мозаичное отделение, сделанное его стараниями. В 1871 г. оставил пост ректора. К концу жизни он был почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным доктором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.
Скончался Бруни 30 августа (11 сентября) 1875 г. в Петербурге. Был похоронен на участке св.Петра Выборгского католического кладбища в Санкт-Петербурге. В 1936 году в связи с закрытием кладбища захоронение вкупе с надгробием было перенесено на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры. У него остались супруга Бруни Анжелика Антоновна (в девичестве Серни; 1.01.1811-13.05.1881) и дочь Элоиза.
Адреса в Санкт-Петербурге
1809 — 30.08.1875 года — здание Академии художеств — Институтская набережная, 17.
Творчество (черта)
Ректор по живописи и ваянию Императорской Академии художеств доктор Ф. А. Бруни портрет работы А. Г. Горавского, (1871).Бруни был очень трудолюбив и плодовит, чему содействовала неизменная поддержка заказами со стороны правительства и личных лиц. Не считая исторических и религиозных картин он писал портреты, вобщем, малочисленные. Основная его сила была в композиции и корректности рисунка; в его картинах видно много академического познания, которое было пополняемо художественностью содержания, а нередко и чувством. Его «Моление о Чаше» изображает Христа, полного скорби и предзнания ожидающих Его страданий и производит сильное воспоминание; повторение этой картины, изготовленное Б., находится в церкви Академии художеств. Его «Вакханка и Амур» переносит совершенно в другой мир и полна страстной неги; написана эта картина колоритно и лаского. Очень достойно сожаления, что его нередко превосходные композиции, находящиеся в Исаакиевском соборе, очень пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенках. В последние годы собственной жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасателя в Москве. К списку его работ, приведённых выше, нужно прибавить ещё 30 листов рисунков из российской истории, гравированных им «крепкой водкой» (техника офорта).
Вообщем художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории российской живописи, и возникновение произведений его и К. Брюллова составило эру в российском искусстве. Хотя ещё при жизни Б. начались другие и новые веяния в российском искусстве, но то, что он сделал, было необходимо и многому обучило. Гравюра не достаточно популяризировала картины Бруни. «Медный змий» в гравюре на дереве был помещён в разных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книжке: «Картины российской живописи» В. Кукольника (СПб., 1846 г.).
Более либо наименее полная биография Бруни была написана А. И. Сомовым и помещена в иллюстрированном журнальчике «Пчела», изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., очень напоминающий серьёзное и вдумчивое лицо этого профессионального художника. В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный алкидными красками, работы Яковлева. Кроме других, учил Фёдорвея Каменского, в особенности одарен был К. Д. Флавицкий, создатель картины «Княжна Тараканова», сейчас находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве. Ранняя погибель не отдала полностью обусловиться этому одаренному художнику.
Рейтинг
Художественный рейтинг — I В.
Галерея
Олег приколачивает щит собственный к воротам Царьграда портрет З. А. Волконской в костюмчике Танкреда (не ранее 1820-х, ГРМ). «Смерть Камиллы, сестры Горация», (1824, ГРМ, 350х526,5, холст, масло) «Медный змий» (1827—1841, ГРМ, 565х852, холст, масло). Сначало полотно было приобретено для Эрмитажа за 70000 рублей. «Пробуждение граций», (1827, Третьяковская галерея) «Святая Цецилия», «Святое семейство», «Вакханка, поящая Амура», (1828) «Свидание Торквато Тассо с сестрою», «Богоматерь с Предвечным Младенцем», «Спящая нимфа» «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре» (1837), «Аллегорическая композиция с путти» (1858—1862. Бумага, акварель, тушь, перо. 18,6х35,8), продано на аукционе в 2005 году по стоимости 4200 евро.Вакханка, поящая Амура, 1828. Холст, масло
Голова Христа в терновом венце. Бумага, китайская тушь, кисть. 19х19,2 см.
Вакханка, поящая Амура, 1828. Холст, масло
Голова Христа в терновом венце. Бумага, китайская тушь, кисть. 19х19,2 см.
Братья Чернецовы
Биография
Борисполец Платон Тимофеевич
Биография
Борисполец П. Т. Фрегат «Аврора» во время бури. 1838 год.
Борель Пётр Фёдорович
Биография
Болотина Анисья Давыдовна
Биография
Бодаревский Николай Корнилиевич
Биография
«Девочка из Малороссии», (1892), холст, масло — личное собрание.Николай Бодаревский родился в городке Одессе, в дворянской семье. Окончил рисовальную школу Одесского приятельства поощрения роскошных искусств, находившейся в ведении Императорской Академии художеств.
С 1869 по 1873 год обучался в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи П. М. Шамшина, Т. А. Неффа, В. П. Верещагина.
Во время учебы в 1871 году получил четыре серебряные медали: две малые и две огромные медали Академии «За фуррор в рисовании», в 1873 две малые золотые за картину «Давид играет на гуслях перед Саулом».
В 1875 году Бодаревскому Академией присвоено звание потрясающего художника 1-й степени за картину «Апостол Павел разъясняет догматы веры перед царём Агриппой».
С 1880 года по 1918 год экспонент Приятельства передвижных художественных выставок. С 1884 года член Приятельства.
В 1908 году художнику присвоено звание академика Императорской Академии художеств.
Погиб Бодаревский в 1921 году и был похоронен на первом (древнем) городском кладбище Одессы. Могила художника не сохранилась. В 1934 году кладбище было закрыто, а в 1935 вкупе с храмом «Во имя всех святых» было снесено. На месте кладбища был открыт парк культуры и отдыха имени Ильича (сейчас парк «Преображенский»). Кладбище, на котором кроме художника были похоронены многие известные обитатели Одессы — младший брат А. С. Пушкина Лев Сергеевич, актриса Вера Прохладная, управляющий обороны Одессы генерал-адъютант Д. Е. Остен-Сакен, герой русско-турецкой войны генерал Ф. Ф. Радецкий, было на сто процентов уничтожено.
Сестра — Бодаревская, Екатерина Корнелиевна — тоже была художницей.
Творчество художника
Вместе с В. М. Васнецовым, М. В. Нестеровым, А. П. Рябушкиным, Н. Н. Харламовым и другими живописцами, Бодаревский участвовал в разработке художественного убранства Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). По красочным наброскам художника сделаны 16 мозаик: «Святой Владимир», «Святая Мария Магдалина», «Святая Королева Александра», «Николай Чудотворец», «Богоматерь с 2-мя ангелами», «Архидьякон Лаврентий», «Господь Эммануил», «Святой Архидьякон Стефан», два серафима и четыре архангела (мозаики иконостасов), также «Предательство Иуды» и «Христос перед Пилатом» (мозаики юго-западного пилона).
Работы художника в Соборе Воскресения Христова (Выручил на Крови) (мозаики сделаны в мозаичной мастерской братьев А. А. и В. А. Фроловых) Христос перед Пилатом Святая Мария Магдалина Николай Чудотворец Святой Владимир Святая королева Александра Поцелуй ИудыВ 1889 году директор и главный вдохновитель строительства Огромного зала Столичной гос консерватории Василий Ильич Сафонов лично заказал у академика живописи Бодаревского четырнадцать портретов выдающихся композиторов, для декорации Огромного концертного зала на 1700 мест. К открытию Огромного зала в марте 1901 года, картины были окончены Бодаревским и установлены на свои места. Округлые лепные рамы к картинам были исполнены А. А. Аладьиным. В 1953 году портреты Мендельсона, Гайдна, Глюка и Генделя были сняты и изменены на портреты Римского-Корсакова, Мусоргского, Даргомыжского и Шопена работы живописцев М. А. Суздальцева и Н. П. Мещанинова. В 1999 году портреты Мендельсона и Гайдна были случаем обнаружены комендантом Огромного зала консерватории. Картины были отреставрированы и установлены у центрального входа в партер. В 2008 году под портретами устанолены мраморные доски. Местопребывание портретов Глюка и Генделя работы Бодаревского непонятно.
Работы художника в Большенном зале Столичной гос консерваторииЛюдвиг ван Бетховен
П. И. Чайковский
Франц Йозеф Гайдн
М. И. Глинка
Феликс Мендельсон
Франц Петер Шуберт
Роберт Шуман
Рихард Вагнер
Отзывы современников о творчестве художника «Обнаженная в мастерской», (ранее 1921), холст, масло — личное собрание Выставка не раскрывалась без того, чтоб Волков не поссорился с Бодаревским, и очень крупно. Доходило дело до того, что некие время от времени боялись: не подерутся ли Волков с Бодаревским.Портретист Бодаревский Николай Корнильевич был тяжким крестом для передвижников. В юности подававший надежды как живописец и отмеченный Крамским, он был избран членом Приятельства, но скоро как-то распустился, перевел все на заработок, на средства. Его портреты нравились буржуазному обществу, приемущественно дамам. Он до иллюзии точно выписывал престижные платьица, прикрашивал и молодил лица, как куколкам, угождая вкусам заказчиков.
Строил Бодаревский из себя художника-барина некий высшей марки. Необыкновенно напыщенный и салонный тон, французская речь с дамами, целованье их ручек, обхаживание валютных особ и, невзирая на достаточно значимый заработок, неизменная задолженность. Затеи несуразные: строил для себя дом-виллу под Одессой какого-то бестолкового стиля, считая его за арабский, пробивал тоннель в горе к морю. Во всем был сумбур и художественная непристойность. Но какой барин! Высочайший и достаточно прекрасный, в золотом пенсне и с высокомерным выражением лица. Будто бы приказывал: "Эй, человек! подай мне!"
Передвижники не выносили его, но по уставу не могли исключить из собственной среды, потому что злодеяний он все таки не совершал. Только когда ставил вещи, спускавшиеся до уровня порнухи, товарищи протестовали и убирали их с выставки.
В этих случаях Волков выступал застрельщиком, гласил Бодаревскому откровенные, очень досадные для авторского самолюбия слова и приказывал рабочим снимать непозволительные по правилам передвижников картины Бодаревского. Естественно, атмосфера разражалась грозой, доходившей чуть ли не до поединка, в особенности на обедах, устраиваемых перед открытием выставки.
— Я. Д. Минченков, «Волков Ефим Ефимович».
И во всей российской живописи нынешнего денька нет ни одной картины. Выставки — большенные папки открыток либо ученических тетрадей, из которых время от времени пристальным глазом отметишь рядом с мясом Бодаревского лапоть Гончаровой над двумя-тремя розами Машкова.— Владимир Маяковский, «Живопись нынешнего дня», (май 1914)
Когда к передвижникам влилась новенькая струя из Столичного общества живописцев — Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Петровичев, Туржанский и другие, за которых, к слову сказать, самым конкретным ходатаем был Репин, — для новых вторженцев явился совсем недопустимым Бодаревский. Не много кто сейчас помнит этого страшного художника, специализировавшегося на дамских портретах и являвшегося воплощением непристойности. Все его кросотки точно сошли с конфетных либо папиросных коробок, исключительно в увеличенном виде. Но он был старенькым членом Приятельства передвижников, и отвертеться от него было тяжело. Но его картины, огромные, калоритные и крикливые, портили всю физиономию выставки. Большая часть живописцев обратилась к Репину как к более чтимому и авторитетному члену общества с просьбой очистить выставку от Бодаревского. Репин огорчился.— О, о, о... нельзя же... как-то необходимо... по-товарищески... Да бог с ним — пусть висит!
Живописцы замолчали. На другой денек назначен был обход — еще до вернисажа. Репин пришел. Выставка была очень удачна. Репин прогуливался от картины к картине, но все неспокойно ворачивался к полотну Бодаревского, как будто его тянуло. Вдруг не выдержал: подошел к Бодаревскому и, дернув его за рукав, умоляющим тоном воскрикнул:
— Николай Корнилиевич! Уберите, не сердитесь, уберите... Портит все... и портит вам!
Так и принудил его убрать картину.
— Т. Л. Щепкина-Куперник, «Поздние воспоминания»
Достойные внимания факты
В 2005 году полотно Бодаревского «Крестьянская украинская девочка», (1892), было продано с аукциона в Лондоне 86 тыщ фунтов стерлингов.Галерея
«Суд над апостолом Павлом», (1875), холст, масло — Закарпатский художественный музей имени Иосифа Бокшая
«Малороссия. Девченка с гусями», (1892), холст, масло — личное собрание
Портрет О. Ф. Бурышкиной, (1897), холст, масло — Муниципальная Третьяковская галерея
Портрет Маргариты Кирилловны Морозовой, (1897), холст, масло — Мемориальная квартира Андрея Белоснежного
«Красавица-декадентка», (1903), холст, масло — личное собрание
«Любимчик», (1905), холст, масло — личное собрание
«За книгой», (1905), картон, масло — личное собрание
Портрет императрицы Александры Фёдоровны, (1907), холст, масло — Муниципальный Эрмитаж
Портрет княкини Гагариной, (1911), холст, масло — личное собрание
«Автор и модель», (1912), холст, масло — личное собрание
«Женский портрет», (1915), холст, масло — личное собрание
«Увлекательные речи», (1916), холст, масло — Муниципальный художественный музей Алтайского края
«Яблочный выручил в Малороссии», (ранее 1921), холст, масло — Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
«Натурщица», (ранее 1921), холст, масло — личное собрание
«Лежащая обнаженная», (ранее 1921), холст, масло — личное собрание
Литература
Бодаревский Николай Корнилиевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Кондаков С. Н. Живописцы // Перечень российских живописцев к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств = Списокъ русскихъ художниковъ къ юбилейному справочнику Императорской Академiи Художествъ. — СПб: Приятельство Р. Голике и А. Вильборг., 1914. — Т. II. — С. 20. — 454 с. Минченков Я. Д. Волков Ефим Ефимович // Мемуары о передвижниках / Редактор: Деревянко Т.. — М: АСТ-Пресс, 2010. — 454 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-462-01053-8.Боголюбов Алексей Петрович
Биография
Могила Боголюбова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845).
Рано лишившись отца, был отдан в Александровский молодой кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, закончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру барон Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, барон порекомендовал юному офицеру предназначить себя искусству.
В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу должен М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Направил на себя внимание 2-мя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с 2-мя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и. в. барона Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
Боголюбов А. П. Открытие Петербургского Морского канала в 1886 г.Боголюбов окончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником Головного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение 7 лет путешествовал по Европе. В Женеве воспользовался советами известного Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение 2-ух лет обучался у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему царем Николаем Павловичем.
Аккомпанировал грядущего царя Александра III в путешествии по Рф и делал зарисовки (см. Записки Качалова — Качалов Николай Александрович).
А. П. Боголюбов. 1861 год.По возвращении получил звание академика, а в 1860 году — доктора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку собственных произведений в пользу вдов и сирот живописцев. На этой выставке повышенное внимание публики направили на себя картины из истории нашего флота, заказанные русским царем, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Правитель Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Величавого.
В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под управлением известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтоб «дать путешественнику по способности ясное и верное понятие о всех восхитительных поволжских местностях». В итоге путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивом неких сюжетов этой серии рисунков живописец потом сделал и большие живописные полотна.
В 1864 году вкупе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу, и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов.
В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов алкидными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.
В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Суровый и отпрыск его Иван 16 ноября 1581 года», которая очень не приглянулась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.
Был основоположником рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, сейчас составляющие более существенное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только время от времени навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество обоюдного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев Рф, а именно в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.
А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции, был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. останки художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т.н. «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового монумента. В вихре следующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.
В Москве, в бывшем коттедже художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.
Темы и серии
Наша родина Франция Италия Швейцария Германия Австрия Голландия Азербайджан Турция «Панорамы России» Баталии Корабли и лодки Картинки МариныМузеи
Работы Боголюбова в музеях различных государств Азербайджан, Государственный музей искусств Азербайджана, Баку. Армения, Государственная картинная галерея Армении, Ереван. Белоруссия, Государственный художественный музей Республики Беларусь, Минск. Грузия, Муниципальный музей искусств Грузии, Тбилиси. Украина, Одесский художественный музей, Одесса. Украина, Харьковский художественный музей, Харьков. Украина, Херсонкий областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко, Херсон. Украина, Днепропетровский художественный музей, Днепропетровск. Украина, Донецкий областной художественный музей, Донецк. Украина, Запорожский художественный музей, Запорожье. Украина, Львовская муниципальная картинная галерея Львов. Украина, Полтавский художественный музей, Полтава. Украина, Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого Севастополь. Украина, Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого Казахстан, Муниципальный музей искусств, Алматы. Эстония, Дворец-музей Кадриорг. Украина, Николаевский областной художественный музей им. В. В. Верещагина Республиканские музеи Русской Федерации Бурятия, Бурятский республиканский художественный музей, Улан-Удэ Северная Осетия, Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ Татарстан, Муниципальный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань Карелия, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск Дагестан, Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала Мордовия, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Саранск Удмуртия, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск Чувашия, Чувашский муниципальный художественный музей, Чебоксары Областные и краевые музеи Русской ФедерацииНовосибирский муниципальный художественный музей|style="width:50%; "|
Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург Муниципальная Третьяковская галерея, Москва Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург Нижегородский муниципальный художественная музей Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого Тульский областной художественный музей Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина Волгоградский музей изобразительных искусств Вольский краеведческий музей Иркутский областной художественный музей Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств Омский областной музей изобразительных искусств Пермская муниципальная художественная галерея Рыбинский музей-заповедник Муниципальный художественный музей Алтайского края, Барнаул Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского Муниципальный Литературный музей, Москва Архангельский областной краеведческий музей, Архангельск Костромской муниципальный объединенный художественный музей Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова Ростовский областной музей изобразительных искусств Тюменский музей изобразительных искусств Владимиро-Суздальский историко-художественный и строительный музей-заповедник Вязниковский историко-художественный музей Муниципальный художественно-архитектурный музей, Ораниенбаум Дальневосточный художественный музей, Хабаровск Екатеринбургский музей изобразительных искусств Калужский областной художественный музей Кировский областной художественный музей Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки Музей Тропинина, Москва Музей личных коллекций Новгородский муниципальный объединённый музей-заповедник Переславль-Залесский музей-заповедник Плесский муниципальный исторический археологический и художественный музей-заповедник Приморская краевая картинная галерея, Владивосток Серпуховский историко-художественный музей Тверская областная картинная галерея Ульяновский художественный музей Челябинская областная картинная галерея Череповецкий краеведческий музейГалерея работ
Аллейка в парке. Лихтенштейн. 1889 год
Антверпен. 1854 год
Афонское схватка. 1853 год
Бакинская губерния. Баку. Набережная. 1861 год
Бакинская губерния. Баку.Улица в полдень. 1861 год
Бой 44-пушечного фрегата «Флора» с 3-мя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. 1854 год
Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Черном море 11 июля 1877 года. 1878 год
Бой пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским военным пароходом «Перваз-Бахри» 5 ноября 1853 года
Смерть фрегата «Александр Невский» (Вид ночкой). 1868 год.
Смерть фрегата «Александр Невский» (Дневной вариант). 1868 год
Франция. Нормандия Вёль.. 1880 год
Италия. Венеция ночкой. 1850-е
Венеция. 1850-е
Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. 1845
Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. 1851
Императорская паровая яхта «Александрия» 1852 года. 1852 год
Клипер «Разбойник» в Гавре. 1887 год
Турция Мечеть в Константинополе
Морской бой. Пленение фрегатом «Владимиром» турецкого парохода «Перваз-Бахри». 1858 год
Нормандский город. 1879 год.
Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года 1857 год.
Италия Палермо
Пароход «Колхида» во время боя у поста Святого Николая. 1854 год
Синоп. Турция. 1856
Схватка при Гангуте 27 июля 1714 года. 1875–1877
Фрегат «Паллада» 1847 года. 1847 год
«Море», 1835 год. Государственный музей искусств Азербайджана (Баку)
См. также
Фрегат «Александр Невский»Аллея в парке. Лихтенштейн. 1889 год
Антверпен. 1854 год
Афонское сражение. 1853 год
Бакинская губерния. Баку. Набережная. 1861 год
Бакинская губерния. Баку.Улица в полдень. 1861 год
Бой 44-пушечного фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. 1854 год
Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Черном море 11 июля 1877 года. 1878 год
Бой пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским военным пароходом «Перваз-Бахри» 5 ноября 1853 года
Гибель фрегата «Александр Невский» (Вид ночью). 1868 год.
Гибель фрегата «Александр Невский» (Дневной вариант). 1868 год
Франция. Нормандия Вёль.. 1880 год
Италия. Венеция ночью. 1850-е
Венеция. 1850-е
Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. 1845
Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. 1851
Императорская паровая яхта «Александрия» 1852 года. 1852 год
Клипер «Разбойник» в Гавре. 1887 год
Турция Мечеть в Константинополе
Морской бой. Пленение фрегатом «Владимиром» турецкого парохода «Перваз-Бахри». 1858 год
Нормандский город. 1879 год.
Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года 1857 год.
Италия Палермо
Пароход «Колхида» во время боя у поста Святого Николая. 1854 год
Синоп. Турция. 1856
Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года. 1875–1877
Фрегат «Паллада» 1847 года. 1847 год
«Море», 1835 год. Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)
Богданов Николай Григорьевич
Биография
Родился в 1850 году в Петербурге.
Закончив курс в петербургском коммерческом училище, в 1870 году поступил в Академию художеств. Тут получил за пейзажные этюды серебряную медаль 2-й степени в 1874 году и серебряную медаль 1-й степени в 1877 году.
В 1878 году Богданов он ездил по Рф для художественных занятий, а в 1879 году за жанровую картину «Воспоминание» был удостоен звания потрясающего художника 3-й степени. В 1880 году его картина «В собственных владениях» находилась на VIII-й выставке Приятельства передвижных выставок, в 1881 году его произведения были и на академической выставке, и на IX-й передвижной.
В 1882 году он выставил в Академии художеств картину «Семейная сцена в саду», и президент Академии по ходатайству Совета спросил высокое соизволение на выдачу Богданову пенсионерского содержания на один год с тем, чтоб он мог поехать за границу и познакомиться с произведениями узнаваемых художников-жанристов, находящимися в европейских галереях. Побывав в галереях Германии и Франции, в 1883 году Богданов прислав свои этюды, написанные в округах Парижа, попросив Совет продолжить ему пенсионерское содержание на два года и, когда эта просьба была удовлетворена, отправился в Рим.
С 1880 года его произведения экспонировались на выставках Приятельства передвижных выставок. В 1884—1889 годах им было выставлено до 14 картин. Участник Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882).
Погиб в 1892 году от чахотки.
Мемориальная выставка Н. Г. Богданова свершилась в Одессе в 1894 году.
Труды
Живописец получил широкую известность как мастер жанровой живописи. Его работы представлены в Муниципальном российском музее, Гос Третьяковской галерее, Иркутском, Краснодарском, Пензенском, Нижегородском художественных музеях, Челябинской картинной галерее и личных коллекциях.
Богданов Владимир Сергеевич (художник)
Биография
Родился 12 августа (24 августа по новенькому стилю) 1863 года.
Учился в МУЖВЗ и в Высшем художественном училище живописи, статуи и архитектуры при Академии художеств (1888—1894).
Имел две малые и одну огромную серебряную медали от Столичного Училища живописи, ваяния и зодчества. 5 ноября 1894 года получил звание потрясающего художника за картины «Новичок» и «Последний сбор картофеля».
Жил в Москве и Курской губернии. С 1895 года — участник выставок. Экспонировался на выставках Столичного общества любителей художеств (1895, 1897, 1898, 1901), Столичного приятельства живописцев (1896, 1899—1902, 1907), ТПХВ (1902, 1916), Приятельства южнорусских живописцев в Одессе (1896, 1900—1907).
Преподавал в иконописной мастерской в городке Борисов Курской губернии (1902—1916).
Погиб в 1921 году.
Труды
Богданов работал как жанрист, пейзажист и портретист. Создатель работ: «Шарманщик», «Подкидыш», «Очередь у бассейна», «Портрет деток государя N», «В лавке старьевщика», «Сумерки» (все — 1890-е годы), «Татарская деревня в Крыму» (1902).
Его работы хранятся в Муниципальном российском музее и Муниципальном литературном музее.
Богатырёв Иван Семёнович
Биография
Родился 12 октября 1864 года в Тверской губернии.
Учился в Столичном училище живописи, ваяния и зодчества (закончил в 1894 году) и в Академии художеств (1894—1899).
2 ноября 1899 года ему было дано звание художника за картины «Сентябрьские сумерки» и «Отдых».
Выставлялся в 1890-х и 1900-х годах на выставках Столичного общества любителей художеств.
Некое время Богатырев жил на Кавказе, где написал серию портретов соратников Шамиля: «Хамзат — наиб Чантинский», «Хаджи Мурат — наиб Аварский» и другие.
Также работал в Ростове-на-Дону, где управлял рисовальными классами, открытые А. С. Чиненовым совместно с супругой М. М. Чиненовой.
Погиб 19 ноября 1942 года.